Ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста…………...…………………………………………4
Формирование понятия цифра через число в процессе обучения счету……………………………………………………….………………...7
Методика ознакомления с цифрами…………………….……………….10
Игры и задания, направленные на ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста………………………………………………….…11
Знакомство с цифрами (конспекты занятий по математике с детьми старшего дошкольного возраста)………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Контр. Знакомство с цифрами.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста…………...…………………………………………4
  2. Формирование понятия цифра через число в процессе обучения счету……………………………………………………….………………...7
  3. Методика ознакомления с цифрами…………………….……………….10
  4. Игры и задания, направленные на ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста………………………………………………….…11
  5. Знакомство с цифрами (конспекты занятий по математике с детьми старшего дошкольного возраста)………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………19

Список  использованной литературы…………………………………………..20

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Одними  из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

     Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

     При отсутствии специально организованного  обучения математическое развитие в  дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.

     Содержание  математических представлений, формируемых  у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимает ознакомление с цифрами.

 

  1. ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

     Проблема  обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.

     Огромный  вклад в методику математики внес И.Г. Песталоцци. Он назвал свою теорию образования элементарной, так как считал, что развитие ребенка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться к сложным. Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я.А. Коменским И.Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И. Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел.

     В педагогических сочинениях отца русской  дидактики К.Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить  детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т. д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д.

     Разработка  подходов к освоению детьми количественных отношений, чисел и цифр стала  основной проблемой. Д.Л. Волковский, Ф.Н. Блехер, В.А. Лай, К.Ф. Лебединцев и в настоящее время Г. Доман, последователи А.В. Грубе, безосновательно считали, что освоение первоначальных количественных представлений должно проходить на основании целостного восприятия чисел.

     В противовес методу изучения чисел В.А. Латышевым был предложен метод  изучения действий. Обучение, основанное на этом методе, способствовало значительному  повышению уровня теоретической  подготовки. Однако отвлеченные математические закономерности, которыми должны были руководствоваться ученики при выполнении тех или иных операций, иногда не имели для них реального смысла, были лишены прочной базы чувственного восприятия. В дальнейшем при обучении детей математике стали использовать метод изучения чисел, и метод изучения действий в их сочетании.

     Большой интерес представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и  сенсорное развитие детей. Наглядный  дидактический материал, разработанный  М. Монтессори, позволяет активизировать работу зрительных, слуховых, тактильных анализаторов. Упражнения со специально разработанными пособиями имеют цель развить представления детей о количестве, форме, величине, пространстве и времени.

     Взгляды М. Монтессори повлияли на организацию математического образования дошкольников в России. Её последователями стали Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, которые воплотили идеи М. Монтессори в педагогическую практику, адаптировали их к отечественным условиям.

     Система сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель) показала, что создание развивающей среды является важным условием полноценного математического развития.

     В начале XX в. появилась необходимость  детального изучения механизмов, позволяющих  преподавать математику дошкольникам. На этом этапе началось становление теории и методики математического развития дошкольников, определились содержание, методы и приемы работы с детьми. Свой вклад в изучение данной проблемы внесли как зарубежные (Б. Инельдер, Ж. Пиаже и др.), так и отечественные исследователи (Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер).

     В середине XX в. на становление теории и методики формирования математических представлений у детей стали  оказывать влияние фундаментальные  исследования в области психологии и педагогики. Начался процесс изучения психологии математического развития (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.И. Непомнящая и др.).

     Основным  вопросом, который требовал решения, было определение подходов к формированию представлений о числе и счете.

     Изучение  чисел в процессе овладения предметными действиями с непрерывными и дискретными величинами стало основой в концепции П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.А. Корнеева и др. Одну из главных задач изучения этой темы авторы видят в том, чтобы приучить детей систематически пользоваться меркой и результатами измерения. Такой подход позволяет показать относительность отношений между величинами.

     Признавая целесообразность установления зависимости  между числом и меркой, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, А.М. Леушина и др. подчеркивают, что акцентирование связи между количественной оценкой величин и их измерением создает конфликтную ситуацию, т. к. имеющийся практический опыт вступает в противоречие с изучением нового. Для преодоления указанного недостатка они предлагают обучать числу на основе установления соответствия между предметами двух групп и сосчитывания. В связи с этим первичное ознакомление дошкольников с числом начинается на основе практического установления взаимнооднозначного соответствия между элементами предметных групп, их сравнения и обозначения полученных результатов при помощи выражения «столько… сколько». Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М. Леушиной.

     Наиболее  важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка. Одним из источников развивающей роли обучения является содержание усваиваемых знаний. В связи с этим был определен круг математических представлений, которыми должен овладеть ребенок.

     Большое значение А.М. Леушина придавала  способам организации занятий. Она  считала, что только целенаправленная деятельность детей на занятии позволяет  достичь высоких результатов  обучения. Опираясь на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, методика формирования математических представлений предполагает создание положительной мотивации обучения математике.

     В дошкольном возрасте учебная деятельность начинает развиваться в процессе игры, поэтому ребенок должен обучаться  играя. Использование игровых методов на занятиях по формированию элементарных математических представлений способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развиваются творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности.

     В исследования Л.А. Венгера, З.А. Михайловой, А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Л.И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.

     2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЦИФРА ЧЕРЕЗ ЧИСЛО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ

 

     Основным  понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительных группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

     Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. Леушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания».

     У детей пятого года жизни формируется  понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего  и соответственно предыдущее меньше последующего.

     В этот период наиболее сложно овладение  итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее  число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

     В процессе формирования числовых представлений  большое значение приобретает словарная  работа. Дошкольники учатся согласовывать  числительные с существительными в  роде, числе и падеже. Воспитатель  обращает внимание на то, что мы по-разному  называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз.

     Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

     После того как дошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно  предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе.

Информация о работе Ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста