Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)

     В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные народные игры с ряжеными. Обязательным персонажем в играх и забавах детей должен быть медведь. Он - главный организатор детских забав. Эту роль может сыграть воспитатель или кто-либо из родителей.

     Игры  могут проходить как в помещении, так и на улице, но и там, и тут должны быть горки и специальные приспособления для катания. На улице это, конечно, снежная горка. В помещении же ее можно сделать из различных пластиковых и линолиумных покрытий. Кататься можно на санках, на ногах, на ледянках.

     Достаточно  традиционным в это время является выступление театра Петрушки - основного  героя уличных забав на Руси. Сегодняшний  Петрушка, как и раньше, может  загадывать детям загадки, устраивать соревнования по произнесению скороговорок, исполнению песен и плясок.

     Наиболее  традиционными из народных игр являются кубарь, ходули, запуски змея. Змей должен принести малышам солнышко. Изготовление змея очень интересно и нужно  детям. Делая змея, они овладевают навыками работы с лучинками и бумагой, ищут интересный вариант раскраски змея и особенно его хвоста, учатся запускать змея.

     При подготовке к празднику вносятся изменения в учебные занятия. Дети знакомятся с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий  и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. На занятиях они разучивают песенки, зазывалки, колядки, загадки, пословицы и поговорки.

     Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно себе это представить. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не занимало и вряд ли займет то место, какое ему отводится в народной педагогике.

     Народное  искусство противостоит массовой культуре, формалистическим ухищрениям, уводящим людей от правды жизни. Насаждающаяся в стране антинародная культура может быть устранена только народным искусством.

     Есть  у народа песни-символы, характеризующие  национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Гимн объединения», «Песня благодарности», «Песня одиночества», «Песня-раздумье». Совершенно уникальна чувашская «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать - «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц плачет о детях своих убийц. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотъемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть русской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориальных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.

     Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений. Его, как и труд, можно назвать цементирующим фактором воспитания в народной педагогике.

     В процессе воспитания и обучения детей  народная педагогика всегда придавала  большое значение использованию  различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т.д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т.д.

     Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в  художественной деятельности человек  старался привить ему любовь к  прекрасному, развить у него художественный вкус.

     Детей обучали рисованию, живописи, различным ремеслам. Постепенно возникли целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение.

     Важнейшим аспектом изобразительного искусства  и художественных промыслов в  воспитании детей является эстетический. В примитивных формах лубка, игрушки, посуды ребенок должен увидеть прекрасное, специфически региональное. В процессе обучения, игры, труда воспитатель может сравнивать, например, различные глиняные игрушки (дымковскую и новгородскую), организовывать творческую мыслительную деятельность детей по выявлению общего и специфического в них или в других предметах, изготовленных в различных регионах.

     Кажущаяся примитивность лубка позволяет  организовать работу с детьми по его  копированию, раскрашиванию, созданию собственного произведения. Так как каждый лубок имеет надпись нравственного содержания, выраженную часто в стихотворной форме или в форме пословицы, то возможна работа с этими текстами, их заучивание, сравнение текста и рисунка. Детей можно включить и в процесс изготовления игрушек из глины и их раскрашивания. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения.

     Такие занятия формируют у детей  умения работать с тканью, нитками, воспитывают гармонически развитых людей.

     Особое  место в художественной деятельности и творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и пр. Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были показателем мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Ведь совсем не просто из кусочков различной величины и цвета сшить даже небольшое полотно. Здесь необходимы не только терпение и аккуратность, но и умение «подогнать» лоскутки один к другому, создавая тот или иной рисунок. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой - и для своих детей. Помня об этом, нужно включать детей в «дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошел и слава Богу».

     Можно показать детям образцы классической мозаики: красивые наборы паркетных  полов, мраморные узоры в вестибюлях культурных и общественных зданий, художественные произведения из каменной и керамической мозаики, обращая их внимание на принадлежность того или иного ее вида к культуре различных регионов, наций, народов. К искусству составления различных мозаичных узоров можно начать приобщать детей достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги.

     Своеобразными мозаичными работами являются аппликации, занимающие в Программе воспитательной работы детского сада и начальных классов достаточно большое место. Дети могут работать с цветной бумагой и засушенными листьями, цветами, тканями. Воспитателю необходимо помнить о том, что занятия с использованием различных видов мозаики, так же как и работа с игрушкой, должны соотноситься с воспитательными задачами и регионально-национальными особенностями.

     Обращение к воспитательным традициям башкирского  народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в Аргаяшском районе Челябинской области. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре.

     В Аргаяшском районе была принята Программа  национального возрождения башкирского  народа, которая поставила образовательные  структуры и практических работников перед необходимостью решать такие задачи, как разработка комплекса мер по созданию реальных условий для возрождения и развития культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей башкирского народа, а также поиск оптимальных моделей и педагогических технологий воспитания дошкольников путем приобщения к традициям башкирского народа.

     Анкетирование родителей показало, что для большинства  из них (70%) характерно положительное  отношение к традициям, желание  узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям башкирского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях башкирского народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

     Анкетирование педагогов позволило прийти к  следующему заключению: более 60% имеет  достаточно верные представления о  традициях башкирского народа, о  необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов культуры башкирского народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям башкирского народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям башкирского народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями башкирского народа.

     В Аргаяшском районе работа по реализации программы велась в трех направлениях: совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа; вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробация педагогической технологии приобщения старших дошкольников к традициям башкирского народа.

     Первое  направление осуществлялось путем  проведения семинаров, посвященных семье, ее великому предназначению, практикумов, консультаций, индивидуальных бесед, круглых столов.

     Второе  направление реализовывалось в  процессе вовлечения родителей в  разнообразные формы работы дошкольного  образовательного учреждения: консультации, педагогические беседы, проведение родительских собраний, дискуссий ("Должны ли сохраняться традиции предков в современной семье"), устных журналов ("Традиции предков: вчера, сегодня, завтра"), дни открытых дверей, совместные концерты, конкурсы, народные праздники, в проведении занятий, в изготовлении костюмов, подарков-сувениров.

     Система работы предусматривала и такие  формы взаимодействия семьи и  дошкольного образовательного учреждения, как совместное определение перспектив, планирование, параллельные действия, последовательное содействие, взаимная коррекция.

     Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей  о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для  самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.

     Педагогическая  технология приобщения дошкольников к  народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)

2.1. Особенности формирования семейных традиций 

     Челябинская область – один из многонациональных  субъектов Российской Федерации, который  исторически сложился как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области проживало 3 млн. 603 тыс. человек, представляющих 120 национальностей и 13 этнических групп, в том числе:

     русские – 82,3 %, татары – 5,7 %, башкиры – 4,6 %, украинцы – 2,1%, казахи – 1,0 %, немцы – 0,8 %, белорусы – 0,6 %, мордва – 0,5 %, чуваши – 0,3 %, нагайбаки – 0,3 %, другие национальности – 1,8 %.

     Основой, формирующей государственность  Российской Федерации, является наличие  общего для всех народов понимания  того, что ее процветание может  быть обеспечено только при соблюдении принципа «единства в многообразии», предполагающего равенство прав всех народов независимо от их национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)