Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………
В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные народные игры с ряжеными. Обязательным персонажем в играх и забавах детей должен быть медведь. Он - главный организатор детских забав. Эту роль может сыграть воспитатель или кто-либо из родителей.
Игры могут проходить как в помещении, так и на улице, но и там, и тут должны быть горки и специальные приспособления для катания. На улице это, конечно, снежная горка. В помещении же ее можно сделать из различных пластиковых и линолиумных покрытий. Кататься можно на санках, на ногах, на ледянках.
Достаточно традиционным в это время является выступление театра Петрушки - основного героя уличных забав на Руси. Сегодняшний Петрушка, как и раньше, может загадывать детям загадки, устраивать соревнования по произнесению скороговорок, исполнению песен и плясок.
Наиболее традиционными из народных игр являются кубарь, ходули, запуски змея. Змей должен принести малышам солнышко. Изготовление змея очень интересно и нужно детям. Делая змея, они овладевают навыками работы с лучинками и бумагой, ищут интересный вариант раскраски змея и особенно его хвоста, учатся запускать змея.
При подготовке к празднику вносятся изменения в учебные занятия. Дети знакомятся с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. На занятиях они разучивают песенки, зазывалки, колядки, загадки, пословицы и поговорки.
Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно себе это представить. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не занимало и вряд ли займет то место, какое ему отводится в народной педагогике.
Народное искусство противостоит массовой культуре, формалистическим ухищрениям, уводящим людей от правды жизни. Насаждающаяся в стране антинародная культура может быть устранена только народным искусством.
Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Гимн объединения», «Песня благодарности», «Песня одиночества», «Песня-раздумье». Совершенно уникальна чувашская «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать - «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц плачет о детях своих убийц. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотъемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть русской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориальных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.
Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений. Его, как и труд, можно назвать цементирующим фактором воспитания в народной педагогике.
В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т.д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т.д.
Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.
Детей обучали рисованию, живописи, различным ремеслам. Постепенно возникли целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение.
Важнейшим аспектом изобразительного искусства и художественных промыслов в воспитании детей является эстетический. В примитивных формах лубка, игрушки, посуды ребенок должен увидеть прекрасное, специфически региональное. В процессе обучения, игры, труда воспитатель может сравнивать, например, различные глиняные игрушки (дымковскую и новгородскую), организовывать творческую мыслительную деятельность детей по выявлению общего и специфического в них или в других предметах, изготовленных в различных регионах.
Кажущаяся примитивность лубка позволяет организовать работу с детьми по его копированию, раскрашиванию, созданию собственного произведения. Так как каждый лубок имеет надпись нравственного содержания, выраженную часто в стихотворной форме или в форме пословицы, то возможна работа с этими текстами, их заучивание, сравнение текста и рисунка. Детей можно включить и в процесс изготовления игрушек из глины и их раскрашивания. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения.
Такие занятия формируют у детей умения работать с тканью, нитками, воспитывают гармонически развитых людей.
Особое место в художественной деятельности и творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и пр. Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были показателем мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Ведь совсем не просто из кусочков различной величины и цвета сшить даже небольшое полотно. Здесь необходимы не только терпение и аккуратность, но и умение «подогнать» лоскутки один к другому, создавая тот или иной рисунок. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой - и для своих детей. Помня об этом, нужно включать детей в «дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошел и слава Богу».
Можно показать детям образцы классической мозаики: красивые наборы паркетных полов, мраморные узоры в вестибюлях культурных и общественных зданий, художественные произведения из каменной и керамической мозаики, обращая их внимание на принадлежность того или иного ее вида к культуре различных регионов, наций, народов. К искусству составления различных мозаичных узоров можно начать приобщать детей достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги.
Своеобразными мозаичными работами являются аппликации, занимающие в Программе воспитательной работы детского сада и начальных классов достаточно большое место. Дети могут работать с цветной бумагой и засушенными листьями, цветами, тканями. Воспитателю необходимо помнить о том, что занятия с использованием различных видов мозаики, так же как и работа с игрушкой, должны соотноситься с воспитательными задачами и регионально-национальными особенностями.
Обращение
к воспитательным традициям башкирского
народа отражает глубинные процессы
пробуждения национального
В
Аргаяшском районе была принята Программа
национального возрождения
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям башкирского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях башкирского народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях башкирского народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов культуры башкирского народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям башкирского народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям башкирского народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями башкирского народа.
В Аргаяшском районе работа по реализации программы велась в трех направлениях: совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа; вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробация педагогической технологии приобщения старших дошкольников к традициям башкирского народа.
Первое направление осуществлялось путем проведения семинаров, посвященных семье, ее великому предназначению, практикумов, консультаций, индивидуальных бесед, круглых столов.
Второе направление реализовывалось в процессе вовлечения родителей в разнообразные формы работы дошкольного образовательного учреждения: консультации, педагогические беседы, проведение родительских собраний, дискуссий ("Должны ли сохраняться традиции предков в современной семье"), устных журналов ("Традиции предков: вчера, сегодня, завтра"), дни открытых дверей, совместные концерты, конкурсы, народные праздники, в проведении занятий, в изготовлении костюмов, подарков-сувениров.
Система работы предусматривала и такие формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, как совместное определение перспектив, планирование, параллельные действия, последовательное содействие, взаимная коррекция.
Комплексная
воспитательно-образовательная
Педагогическая
технология приобщения дошкольников к
народным традициям строилась на
основании следующих подходов: вовлечение
детей в разнообразные виды деятельности
(специально-организованное общение, учебно-познавательная,
изобразительная, музыкальная при сохранении
приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую,
театрализованную); интеграция различных
видов искусств (музыкального, танцевального,
декоративно-прикладного) при опоре на
фольклор; использование взаимодействия
в системе "воспитатель-ребенок-родитель"
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)
2.1.
Особенности формирования
семейных традиций
Челябинская область – один из многонациональных субъектов Российской Федерации, который исторически сложился как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области проживало 3 млн. 603 тыс. человек, представляющих 120 национальностей и 13 этнических групп, в том числе:
русские – 82,3 %, татары – 5,7 %, башкиры – 4,6 %, украинцы – 2,1%, казахи – 1,0 %, немцы – 0,8 %, белорусы – 0,6 %, мордва – 0,5 %, чуваши – 0,3 %, нагайбаки – 0,3 %, другие национальности – 1,8 %.
Основой, формирующей государственность Российской Федерации, является наличие общего для всех народов понимания того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа «единства в многообразии», предполагающего равенство прав всех народов независимо от их национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.