Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. На наш взгляд этого можно добиться путем комплексной работы, осуществляемой дифференцированно в зависимости от характера нарушения при индивидуальной логопедической работе.
У
детей со стертой формой дизартрии
наблюдается преобладание факторов
риска в натальном и
Органические
поражения ЦНС в результате воздействия
различных неблагоприятных
Коррекционно-
Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться индивидуальным формам работы, позволяющим развивать у детей самостоятельность и навыки сотрудничества.
Для занятий необходимо отбирать упражнения, которые способствовали развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, логопед должен тесно взаимодействовать с родителями и педагогами.
Литература
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1999.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
3. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2005.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1961.
5. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская; Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. -М.: Изд-во Моск. гос. пед. Ин-та, 1985.
6.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. —М.: Просвещение, 1990.
7. Карелина И.Б. Коррекционно – логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – М., 2000.
8. Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №1, 2007.
9. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. – СПб., 2007.
10. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
11. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. / Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ч.2 Ринолалия. Дизартрия. – М., 2006.
12. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. / Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ч.2 Ринолалия. Дизартрия./ под ред. Волковой Л.С. – М., 2006
13. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001.
14. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. -М.: Наука, 1968.
15. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста / А.И. Максаков - М., 1987.
16. Методы обследования речи у детей. / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной - М., 1996.
17. Новикова Е.В. Коррекция звукопроизношения у детей методом зондового массажа. – М., 2001.
18. Парамонова Обследование детей с нарушениями звукопроизношения./ Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ч.1 Нарушение голоса. Дислалия / под ред. Волковой Л.С – М., 2006.
19. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под. ред. Стребелевой Е.А. - М. 1998.
20. Правдина О.В. Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения. / Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ч.1 Нарушение голоса. Дислалия / под ред. Волковой Л.С – М., 2006.
21. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. - М: Сфера,2002. - 144 с.
22. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии. / Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ч.2 Ринолалия. Дизартрия. / под ред. Волковой Л.С – М., 2006.
23. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология / Н.В. Симонова. - 1985. - № 3. - С. 67.
24. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980.
25. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (умственно отсталых) // Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева; Под ред.Е.А. Стребелевой - М.: Академия, 2001.- С. 32-56.
26. Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / О.А. Токарева.- М.: Медицина, 1969.
27. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.
28. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1991.-43 с.
29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
30. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч. - - Ч. I /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993.
31.Филичева Т.Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: АПН РСФСР, 2009.
32.Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 1985. -№ 4. -С. 72-78.
33.
М.Е. Хватцев Методика воспитания нормального
произношения / Методическое наследие.
Нарушения голоса и звукопроизносительной
стороны речи. Ч.1.Нарушение голоса. Дислалия.
/ под ред. Волковой Л.С – М., 2006.
Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії