Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48

Работа содержит 1 файл

подолання мовленевих порушень.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

    1.3. Обследование детей  с дизартрией

    Обследование  строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной  логопедии, с учетом специфики описанных  выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

    В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны  приемы ранней диагностики дизартрии.

    Наиболее  частым первым проявлением дизартрий  является наличием псевдобудьбарного  синдрома, первые признаки которого можно  отметить уже у новорожденного. Это  — слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в  виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.

    Они плохо берут грудь, вяло сосут, при  сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых  случаях дети в первые дни жизни  вообще не берут грудь, их кормят через  зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

    Эти нарушения сочетаются с асимметрией  лица, подтеканием молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы, что  препятствует захвату соски или  соска.

    По  мере роста все больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки.

    Врожденные безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики.

    По  мере роста ребенка в диагностике  дизартрии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.

    Особую  сложность представляет диагностика  стертых или минимальных проявлений дизартрии.

    Основные  критерии диагностики:

    • наличие слабо выраженных, но специфических  артикуляционных нарушений в  виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

    • наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

    • замедленный темп артикуляционных  движений;

    • трудность удержания артикуляционной позы;

    • трудность в переключении артикуляционных  движений;

    • стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

    • наличие просодических нарушений.

    В ряде случаев для диагностики  минимальных проявлений дизартрии  помогают функциональные пробы.[7]

    Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

    Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

    Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые  и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико - фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляторно-акустической дисграфии.

    В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода  к анализу речевых нарушений.

    При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объем, темп, плавность переключения истощаемость и т.д.), но и их точность и соразмерность , состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

    Состояние артикуляционной моторики соотносится  с общими моторными возможностями ребенка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства.

    Для дифференциальной диагностики дизартрии  и дислалии необходимо сопоставить  произношение звуков в словах (у  дошкольника — при назывании  картинок, у школьника при дополнении слов и предложений, а также при чтении отраженно вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках) и сопоставить эти данные с особенностями спонтанного произношения. Логопед определяет характер нарушений артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока.

    Нарушения звукопроизношения оцениваются  в зависимости от характера коммуникационного  материала, скорости произношения и  ситуации общения. Они сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа.

    Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения  звукопроизношения в чужой и  в собственной речи, как он дифференцирует на слух нормально и , дефектно произносимые им звуки (в словах, слогах и изолированно).

    Обследование  лексико-грамматической стороны речи проводится общепринятыми в логопедии  приемами.

    Логопедическое  обследование позволяет выявить  структуру и тяжесть фонетико-фонематического  нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием ребенка.

    1.4. Система коррекционно-педагогической  работы при стертой  форме дизартрии

    Тесная  взаимосвязь развития речи, сенсорных  функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

    Система логопедического воздействия при  дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением [9].

    Успех логопедических занятий во многом зависит  от их раннего начала, систематичности  проведения и самое главное индивидуализации.

    Логопедическая  работа при дизартрии проводится поэтапно.

    Первый  этап - подготовительный. Основные его цели:

    подготовка  артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов у ребенка — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

    Важной  задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового  восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения  ритма.

    Методы  и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

    Логопедическая  работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

    Второй  этап — формирование первичных коммуникативных  произносительных навыков. Основная цель его: развитие речевого общения и  звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабления мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

    Работа  по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного  расслабления, расслабления шейной, грудной  мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

    Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.

    Вторым  направлением расслабляющего массажа  лица является движение от бровей к  волосистой части головы. движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон.

    Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

    Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между  серединой верхней губы и углом  рта с обеих сторон движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается нижней губой, затем с обеими губами вместе.

    В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

    Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением  с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение. Эти упражнения проводятся при различном  положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

    После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляющего массажа  губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

    После общего мышечного расслабления и  описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно  связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школьного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен язык спокойно лежит во рту. Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть.»

Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії