Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48
Серия 3.
Цель: обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации.
Оборудование: зеркало, шпатель.
Методика обследования: проверяется строение артикуляционного аппарата, его иннервация:
— губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т.д.);
— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
— прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой
— язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный
— уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
— твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Иннервация мимической мускулатуры:
— движение оскаливания («Улыбнемся Петрушке»);
— надувание щек («Надуем щечки, как воздушные шары»);
— наморщивание («Удивились, увидев Петрушку»);
— нахмуривание («Рассердились на Петрушку»).
Если выполнение задания по словесной инструкции недоступно ребенку, задание выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
движения артикуляционного аппарата:
уточнение возможности движений губами:
— раздвинуть углы губ («улыбка» — «улыбнись Петрушке»);
— выдвинуть губы вперед («трубочка» — «вытянем губки и поцелуем киску»);
— округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
высунуть язык на нижнюю губу («покажи киске язычок»);
— высунуть язык на верхнюю губу («достань язычком нос»);
— пощелкай язычком («лошадка поскакала»);
— «часики»;
упражнение
для выявления подвижности
— произнести звук «а» при широко открытом рте:
— покашливание («кукла заболела»):
упражнения на переключение движений губ, языка (отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении):
— «улыбка» — «трубочка» — «улыбка» (улыбнулись Петрушке, поцеловали Петрушку и улыбнулись);
— «трубочка» — «улыбка» — «трубочка» (поцеловали Петрушку. улыбнулись ему и еще раз поцеловали);
— высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу (показали Петрушке язычок, потянули его к носику);
— высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка нижнюю губу (потянули язычок к носику, показали его Петрушке);
упражнения
на возможность удержания
— «улыбка» («улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать»);
— «покажи язычок киске».
Фиксируется: уровень выполнения задания по словесной инструкции или по показу. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация.
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительно с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
В обследовании отмечаются особенности дыхания, темпа речи общего звучания голоса.
Критерии
оценки для данной методики: 4 балла –
правильное выполнение с точным соответствием
всех характеристик движения предъявленному;
3 балла – замедленное и напряженное выполнение;
2 балла – выполнение с ошибками, длительный
поиск позы, неполный объем движения, синкинезии,
гиперкинезы; 1 балл – невыполнение движения.
2.3. Характеристика участников эксперимента
Работа проводилась на базе спецкомплекса № 135 г.Луганска. Было обследовано 10 детей пятилетнего возраста, 5 из них имеют по заключению врача – психоневролога стертую форму дизартрии.
В результате изучения анамнеза детей, анализа медицинских данных, а также бесед с родителями получены сведения о раннем развитии детей.
В анамнезе 4 детей наблюдались факторы риска в натальном и постнатальном развитии: токсикоз в первой, во второй половине беременности, внутриутробная инфекция, угроза выкидыша, химическая стимуляция, асфиксия различной степени тяжести, клиническая смерть, повышенное внутричерепное давление. По заключению отоларинголога, у 3 детей отмечена патология ЛОР-органов (аденоиды I, II, III степени, гипертрофия нёбных миндалин I, II степени). Нарушений слуха у детей зафиксировано не было. Снижение зрения различной степени выявлены у 1 дошкольника. По заключению психоневролога, интеллектуальное развитие дошкольников в пределах возрастной нормы. Моторное развитие детей имеет свои особенности. Они позже стали держать голову, сидеть, ходить (1 ребенок). У 3 дошкольников данной группы выявлены своеобразия в состоянии общей моторики, которые проявились в напряженности и скованности движений, неточной координации движений при беге, а также в прыжках на двух и одной ноге. Нарушения мелкой моторики отмечены у всех детей. Состояние речевой моторики дошкольников характеризовалось гипотонусом или гипертонусом оральной мускулатуры; неполным объемом движений, нарушением точности и переключаемости произвольных артикуляционных движений; наличием синкинезий и саливации.
Результаты
анкетирования родителей
Нарушение
звукопроизношения
Следует заметить, что у 3 детей очень тихий голос, а чрезмерно громкий голос зафиксирован у 2 дошкольников. В некоторых случаях (1 ребенок) отмечено наличие назального оттенка голоса. Для темпа речи большинства детей была свойственна нормальная скорость, ускоренный темп речи наблюдался у 1 ребенка экспериментальной группы. Общее звучание речи дошкольников характеризовалось монотонностью и слабой выразительностью
Для
дошкольников было присуще нарушение
фонематических процессов.
2.4. Исследование детей на констатирующем этапе. Анализ полученных результатов
Данные логопедического обследования представлены в таблицах №1 и №2
Таблица № 1 Обследование речевого развития детей со стертой формой дизартрии (экспериментальная группа)
Ф. И. ребенка | Параметры обследования | Итого | ||
Состояние фонем. слуха | Состояние звукопроизношения | Состояние
артикуляционного аппарата | ||
1Андрей Т. | 2 б | 2 б | 2 б | 6 б |
2 Денис А. | 2 б | 2 б | 2 б | 6 б |
3.Катя П. | 3 б | 2 б | 2 б | 7 б |
4.Алена К. | 2 б | 2 б | 2 б | 6 б |
5.Игорь К. | 1 б | 1 б | 1 б | 3 б |
Общий балл | 10 б | 9 б | 9 б | 28 б |
У
детей экспериментальной группы
выявлено, что состояние фонематического
слуха у 3 детей имело по2 балла, у одного
ребенка 3 балла, и еще у одного ребенка
1 балл. Общее количество баллов 10. Состояние
звукопроизношения - у 4 детей имело 2 балла,
а у одного ребенка 1 балл. Общий балл -
9. Состояние артикуляционного аппарата
– по 2 балла имеют 4ребенка, 1 балл имеет
1 ребенок. Общий балл – 9.
Таблица № 2 Обследование речевого развития детей контрольной группы
Ф. И. ребенка | Параметры обследования | Итого | ||
Состояние фонем. слуха | Состояние звукопроизношения | Состояние
артикуляционного аппарата | ||
1Никита Ж. | 3 б | 3 б | 3 б | 9 б |
2 Денис Т. | 3 б | 4 б | 4 б | 11 б |
3. Рома К. | 4 б | 4 б | 4 б | 12 б |
4. Катя Т. | 3 б | 3 б | 3 б | 9 б |
5. Оля Т. | 4 б | 4 б | 4 б | 12 б |
Общий балл | 17 б | 18 б | 18 б | 53 б |
У
детей контрольной группа состояние
фонематического слуха
Таким
образом, результаты первого этапа
показали преобладание факторов риска
в натальном и постнатальном
развитии, а также нарушения в
области звукопроизношения, строении
артикуляционного аппарата, его двигательной
функции у детей
С
данными детьми в течение шести
месяцев проводилась
Работа по формированию дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию артикуляционной и мелкой моторики проводились индивидуально. Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии, Лопатиной Р.И. и Серябряковой С.В. была разработана методика коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных условиях произношения.
Основное
внимание в данной методике уделялось
формированию кинестетической основы
движений рук и артикуляторных движений.
Система упражнений по развитию моторной
функции предусматривала
На
основании данной методики было разработано
перспективное планирование системы
индивидуальных занятий для детей
со стертой формой дизартрии.
Заключение
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная: речь.
Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії