Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48

Работа содержит 1 файл

подолання мовленевих порушень.doc

— 243.00 Кб (Скачать)
 

Курсова робота на тему:

Подолання мовленнєвих порушень у дітей 

з мінімальними проявами дизартрії 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

Введение                   3

Глава 1. Теоретический анализ литературы по  проблеме дизартрии у детей ….   6

    1.1. Причины возникновения дизартрии      ….  6

    1.2. Основные проявления дизартрии           10

    1.3. Обследование детей с дизартрией           21

    1.4. Система коррекционно - логопедической  работы при 

    стертой форме дизартрии             25 

Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии          37

    2.1. Цели и задачи констатирующего  эксперимента         37

    2.2. Методики констатирующего эксперимента          37

    2.3. Характеристика детей со стертой  формой дизартрии         42

    2.4. Исследование детей в констатирующем этапе          44

               Анализ полученных результатов 

    Заключение               46

    Литература               48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Дети  с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

    По  степени тяжести речевые нарушения  можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

    Основной  признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при  нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

    Характерно  для тяжелых нарушений речи общее  ее недоразвитие, что выражается в  неполноценности как звуковой, так  и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

    Сознание  своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

    Обычно  при правильном педагогическом подходе  дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем  школьных знаний. Вместе с развитием  речи, как правило, исчезают и вторичные  изменения психики.

    Из  тяжелых нарушений речи чаще всего  встречаются алалия, афазия, ринолалия  и различного типа дизартрии.

    Дизартрия - нарушение произношения, обусловленное  недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

    В наше время очень остро встает проблема речевых нарушений. В детские  сады, реабилитационные центры, на логопедические пункты чаще и чаще поступают дети с одним из сложных диагнозов  – стертая форма дизартрии. Это  обусловлено воздействием неблагоприятных  факторов окружающей среды на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития.  Поэтому встает вопрос о коррекции данного речевого  развития.

    Пути  компенсации зависят от природы  дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому одной из форм работы будет являться – индивидуальная.

    В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у  детей 

    Цель  курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.

    Объект  исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии.

    В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.

    Гипотеза: у детей имеющих стертую форму дизартрии наблюдаются тяжелые нарушения речевой деятельности, которые могут быть преодолены только в процессе целенаправленной индивидуальной коррекционной работы.

    В ходе исследования поставили следующие  задачи:

    - обобщить теоретические сведения  по исследуемой проблеме;

    - изучить особенности речи детей со стертой формой дизартрии;

    - определить содержание и приемы  преодоления дизартрических расстройств;

    - апробировать выбранную коррекционно - логопедическую работу и определить ее эффективность коррекционно-педагогической работы.

    С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы: анализ литературных источников по теме исследования; анализ анамнестических данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных.

    Из  литературных источников мы установили, что основными причинами дизартрии являются:

    1. Органические поражения ЦНС в  результате воздействия различных  неблагоприятных факторов на  развивающийся мозг ребенка во  внутриутробном и раннем периодах  развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации. Токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

    2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.

    З. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). 

    Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования

    1. Причины возникновения дизартрии

    Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Термин  “дизартрия” образован от греческих слов сочленение и частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

    Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.

    Очень часто возникают противоречия между  неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных  нарушений в функции черепно-мозговых нервов. Он не может назвать нарушение  речи дизартрией. Данный вопрос является чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза “дизартрия” обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно.

    Продолговатый мозг - ствола, так же как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению

    двигательных  единиц в ядрах нервов, ответственных  за артикуляцию. При неврологическом  обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.

    Причины возникновения дизартрии

    1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций,  кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации. Токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

    2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору между матерью и ребенком.

    З. Несколько реже дизартрия возникает  под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е.М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65 - 85% случаев [16].

    Классификация клинических форм дизартрии

    Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

    Формы дизартрии

    Бульбарная  дизартрия (от лат. – луковица), форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

    Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

    У детей с описываемой формой дизартрии  наблюдается атрофия мышц языка  и глотки, снижается также тонус  мышц (атония). Паретическое состояние  мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребёнка с бульбарной дизартрией амимично.

    Подкорковая дизартрия возникает при поражении  подкорковых узлов головного  мозга. Характерным проявлением  подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез- насильственные, непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії