Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48
Курсова робота на тему:
Подолання мовленнєвих порушень у дітей
з
мінімальними проявами
дизартрії
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3.
Обследование детей с
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой
форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2.
Методики констатирующего
2.3.
Характеристика детей со
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература
48
ВВЕДЕНИЕ
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По
степени тяжести речевые
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.
Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
Дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
В наше время очень остро встает проблема речевых нарушений. В детские сады, реабилитационные центры, на логопедические пункты чаще и чаще поступают дети с одним из сложных диагнозов – стертая форма дизартрии. Это обусловлено воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Поэтому встает вопрос о коррекции данного речевого развития.
Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому одной из форм работы будет являться – индивидуальная.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей
Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.
Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии.
В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.
Гипотеза: у детей имеющих стертую форму дизартрии наблюдаются тяжелые нарушения речевой деятельности, которые могут быть преодолены только в процессе целенаправленной индивидуальной коррекционной работы.
В ходе исследования поставили следующие задачи:
-
обобщить теоретические
- изучить особенности речи детей со стертой формой дизартрии;
-
определить содержание и
-
апробировать выбранную
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы: анализ литературных источников по теме исследования; анализ анамнестических данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных.
Из литературных источников мы установили, что основными причинами дизартрии являются:
1.
Органические поражения ЦНС в
результате воздействия
2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.
З.
Несколько реже дизартрия возникает под
воздействием инфекционных заболеваний
нервной системы в первые годы жизни ребенка.
Дизартрия нередко наблюдается у детей,
страдающих детским церебральным параличом
(ДЦП).
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Дизартрия
– нарушение
Термин “дизартрия” образован от греческих слов сочленение и частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.
Очень
часто возникают противоречия между
неврологами и логопедами по поводу
дизартрии. Если невролог не видит явных
нарушений в функции черепно-
Продолговатый мозг - ствола, так же как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению
двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.
Причины возникновения дизартрии
1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации. Токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.
2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору между матерью и ребенком.
З. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е.М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65 - 85% случаев [16].
Классификация клинических форм дизартрии
Классификация
клинических форм дизартрии основывается
на выделении различной
Формы дизартрии
Бульбарная дизартрия (от лат. – луковица), форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).
Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребёнка с бульбарной дизартрией амимично.
Подкорковая
дизартрия возникает при
Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії