Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48

Работа содержит 1 файл

подолання мовленевих порушень.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

    Меняющийся  характер мышечного тонуса (от нормального  к повышенному) и наличие гиперкинеза  обусловливают своеобразные нарушения  фонации и артикуляции. Ребенок  может правильно произносить  отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта) и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, “прорываются” гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами межу словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

    Характерным признаком подкорковой дизартрии  является нарушение просодической  стороны речи – темпа, ритма и  интонации. Сочетание нарушения  артикуляционной моторики с нарушениями  голосообразования. Речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи,  проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка. И отражается главным образом на коммуникативной функции речи.

    Иногда  при подкорковой дизартрии у  детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

    Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной “рубленой” речью. Иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В  чистом виде эта форма у детей  наблюдается редко.

    Корковая  дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звукослоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки напоминающие заикание.

    Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений  в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу. Их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи.

    Псевдобульбарная  дизартрия – наиболее часто встречающаяся  форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного  в раннем детстве, во время родов  или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита,  родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

    В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и  речевая моторика. Малыш плохо  сосет поперхивается,  захлебывается. Плохо глотает. Изо рта течет  слюна, нарушена мускулатура лица 

    1.2. Основные проявления дизартрии

    Основные  проявления дизартрии состоят в  расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в  изменениях темпа речи, ритма и  интонации.

    Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

    Основными признаками (симптоматикой) дизартрии  являются дефекты звукопроизношения  и голоса, сочетающиеся с нарушениями  речевой, прежде всего артикуляционной  моторики и  речевого дыхания. При дизартрии, в отличии от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по рядам и подъемам, нарушения согласных

    — по их четырем основным признакам: наличию  и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу.

    В зависимости от типа нарушений все  дефекты звукопроизношения при  дизартрии делятся на антроапофонические (искажение звука) и фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смещение). При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи.

    Для всех форм дизартрии характерны нарушения  артикуляционной моторики, которые  проявляются рядом признаков. Нарушения  мышечного тонуса, характер которых  зависит прежде всего от локализации  поражения мозга. Выделяют следующие  его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц— постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

    При выраженном повышении мышечного  тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная  спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных  звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию.

    Повышение мышечного тонуса в круговой мышце  рта приводит к спастическому  напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

    Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко - глоточными нервами.

    Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и  шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

    Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно приоткрыт, выражена гиперсаливация.

    Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх  и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха, входящая через рот , чрезвычайно слаба. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонанты м, м’, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели — ф, ф’, в, в’.

    Нарушается  произношение и переднеязычных смычных  шумных согласных пт, пт’, д. а’; искажается артикуляция переднеязычных щелевых  согласных ш, ж.

    Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.

    Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной  мускулатуре могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи он резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

    Нарушение артикуляционной моторики при дизартрии  является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора) и дискоординационныими расстройствами.

    При недостаточной подвижности артикуляционных  мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков (о, у), при их произнесении требуются активные движения губ; округление, вытягивание. Нарушается произношение губно-губных смычных звуков п, п’, б, б’, м’. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений.

    Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

    Может отмечаться ограниченная подвижность  мышц языка, недостаточность подъема  кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков.

    Ограничение движения языка вниз связано с  нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц. Это может нарушать произношение шипящих и свистящих звуков, а также гласных переднего ряда (и, э) и некоторых других звуков. -

    Ограничение движения языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков (г, к, х), а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема (э, о, а).

    При парезах мышц языка, нарушениях их тонуса часто оказывается невозможным  изменение конфигурации языка, его  удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание  назад.

    Нарушения звукопроизношения утяжеляются  ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднен, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков. Иннервация мышц мягкого нёба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нервов.

    Парезы  мышц лицевой мускулатуры, часто  наблюдаемые при дизартрии, также  влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

    Характерным признаком нарушений артикуляционной  моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они  проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Например, ребенок может выполнить движение языком вверх, касаясь им почти кончика носа, и одновременно не может поместить язык над верхней губой в место, точно обозначенное логопедом. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, например хоботок — оскал, а также с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений — тремора (мелкого дрожания кончика языка).

    При дискоординационных расстройствах  звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. Это связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слотов. Речь становится замедленной и скандированной.

    Существенным  звеном в структуре нарушений  артикуляционной моторики при дизартрии  является патология реципрокной  иннервации.

Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії