Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей. Цель курсовой работы - изучить особенности коррекционной работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. Объект исследования – состояние речи детей со стертой формой дизартрии. В качестве предмета изучения выступали логопедические условия формирования правильной речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме дизартрии у детей …. 6
1.1. Причины возникновения дизартрии …. 6
1.2. Основные проявления дизартрии 10
1.3. Обследование детей с дизартрией 21
1.4. Система коррекционно - логопедической работы при
стертой форме дизартрии 25
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению стертых форм дизартрии 37
2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 37
2.2. Методики констатирующего эксперимента 37
2.3. Характеристика детей со стертой формой дизартрии 42
2.4. Исследование детей в констатирующем этапе 44
Анализ полученных результатов
Заключение 46
Литература 48
Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.
При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно передавать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или групп Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над, словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.
Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.
Важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.
Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
При
дизартрии требуется ранняя, длительная
и систематическая
Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. В нашей стране разработана система комплексных мероприятий по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением мозга. Эта система включает комплексную медико-педагогическую работу с детьми начиная с первых месяцев их жизни. Работа проводится в специальных неврологических стационарах для детей с перинатальной патологией.
Для
профилактики дизартрии имеют значение
профилактические осмотры детей
первых лет жизни с перинатальной патологией,
а также детей группы риска, т.е. не имеющих
признаков поражения мозга, но у которых
отмечалась патология со стороны нервной
системы в первые месяцы жизни или которые
родились в асфиксии, от патологически
протекавшей беременности и т.д. Врач и
логопед дают обоснованные рекомендации
родителям по лечению, обучению, воспитанию
детей, по развитию артикуляционной моторики.
Выводы
1.В
данной главе рассматривали
2.
К причинам дизартрии
Органические
поражения ЦНС в результате воздействия
различных неблагоприятных
Несколько реже дизартрия возникает пол воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным
3. Такой сложный дефект, как дизартрия требует длительной индивидуальной коррекционной работы.
Глава
2. Экспериментальная
работа по изучению
стертых форм дизартрии
Экспериментальная работа по изучению стертой формы дизартрии представлена следующей схемой коррекции :
Подготовительный
этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка
к постановке звуков, формирование умения
по опознанию и различению звука изолированно,
в речевом потоке и т.д.; формирование артикуляторных
умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного
аппарата(проводится в виде артикуляционной
гимнастики), развитие дыхания, голоса,
формирование первичных произносительных
умений и навыков собственно постановка
звука; автоматизация (закрепление) изолированного
произношения, в слоге, слове, фразе, тексте,
спонтанной речи; дифференциация (различение)
звуков, близких по своим характеристикам),
формирование коммуникативных произносительных
умений и навыков, т.е. знания, приобретенные
у логопеда, должны активно использоваться
в повседневном общении.
2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента
Цель: исследовать состояние речевого развития детей со стертой формой дизартрии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
2.2. Методики констатирующего эксперимента
Для изучения состояния речевого развития детей использовались методики Стребелевой Е.А., Разенковой Ю.А. [32].
Серия 1.
Цель:
выявление состояния
«Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение произнести слоговые ряды в заданной последовательности
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
2. «Повтори» Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; тоМ-доМ.ком; удочка-уточка
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией..
3. «Будь внимательным»
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть:
- Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши. Логопед называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
Фиксируется: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками
Оценка: 4 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления; 3 балла –первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 2 балла –неточное воспроизведение обоих членов пары; 1 балл – невыполнение.
Серия 2.
Цель: выявление правильности звукопроизношения
1. «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО». Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: рисунки.
Следующие слова:
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
З: замок, Незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
Фиксируется: возможность ребенка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.
2. «ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО». Задание направлено на проверку звукопроизношения.
Оборудование: сюжетные рисунки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие, предложения:
У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
тел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
Фиксируется: понимание инструкции, умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.
З. «СЧИТАЛКИ». Задания направлены на проверку правильности звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть в считалки: «Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка:
«Начинается считалка: На дубу скворец и галка, Улетел домой скворец, и считалочке конец».
«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал, серый зайчик ускакал».
«За
стеклянными дверями стоит
Сколько Мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?»
(Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
Фиксируется:
возможность ребенка «
Оценка: 4 балла –безукоризненное воспроизведение всех звуков в любых речевых ситуациях; 3 балла –один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно или отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы.; 2 балла –в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 1 балл –искажения или замены во всех ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Информация о работе Подолання мовленнєвих порушень у дітей з мінімальними проявами дизартрії