Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат
Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.
Автореферат диссертации по теме "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества"
Направахрукописи
АЛИЕВА Сабият Тагировна
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ФОРМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
(на материале Республики Дагестан)
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Махачкала-2004
Работа выполнена в Дагестанском государственном педагогическом университете
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Нюдюрмагомедов Абдулахат Нюдюрмагомедович - доктор педагогических наук, профессор;
Абдулаева Раисат Магомедовна - кандидат педагогических наук.
Ведущая организация - Дагестанский
научно-исследовательский
Защита состоится 25 02.2004 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.051.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Дагестанском государственном педа-гогическом университете (367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан « 25 » января 2004 г.
Ученый секретарь
Гасанов Зайнулабид Тухтарханович.
диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Эффективное развитие человеческого общества определяется наличием в нем как материальных, так и духовных ценностей, имеющих жизненно важное значение. Важнейшим из них является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику и политику каждого конкретного народа и государства, чему свидетельствуют законодательные документы: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»; программно-инструктивные документы министерства образования РД по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения: законы РД «О культуре», «О личной и общественной нравственности», «Программа патриотического воспитания в РД».
Значимость этого явления повлекла за собой, необходимость его исследования различными областями науки и культуры. Философы (А. С.Миловидов, П.М. Рогачев, МАСвердлин и др.) и педагоги. (В.А.Сухомлинский, Г.Н.Филонов, З.Т.Гасанов, МАТерентий и др.) определили патриотическое воспитание как процесс формирования, патриотического сознания, осуществляемого в подростковом и юношеском возрасте.
Выявленные психологами Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем,. Н.Н. Подьяковым, А.П. Усовой особенности свидетельствуют о том, что еще в раннем возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей.
Дети 6-7 летнего возраста
по своим психологическим
Степень разработанности
проблемы. В педагогике вопросы воспитания
патриотизма рассматривались
Возникает необходимость I процесса
БИБЛИОТЕКА I ' СПетервург/0 л I О» удаЦи^лд \
патриотического воспитания
детей 6-7 лет, интегрирующего в себе
развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной
и деятельностной сфер. В нашем
исследовании мы исходим из представления
о том, что духовная культура личности
выражается в непрерывном стремлении
человека к постижению знаний окружающего
мира, своей родины, своего народа. Отождествление
патриотического воспитания как
аспекта нравственного
Изучение процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет позволило выявить ряд противоречий между:
- стремлением старших
дошкольников и младших
- стремлением педагогов
к активным поискам форм, методов
и средств, способствующим
- практической значимостью
проблемы воспитания
Указанные противоречия свидетельствуют о том, что воспитание патриотизма у детей 6-7 лет в условиях детского учреждения становится сегодня самостоятельной научной проблемой. Необходима целостная модель процесса патриотического воспитания старших дошкольников и младших школьников, подкрепленная соответствующими педагогическими технологиями, которая позволила бы существенно повысить его эффективность в условиях детского учреждения.
Данное обстоятельство обусловливает важность. и необходимость теоретико-практической и методической разработки» исследователями проблемы патриотического воспитания детей средствами интегративных форм народного творчества (национальных праздников и развлечений).
Методологической основой исследования являются философские концепции (Г.Н.Филонов, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева) о взаимосвязи патриотического сознания и формирования социального опыта под влиянием окружающей социокультурной среды и воспитания; ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка младшего школьного возраста, об особенностях развития познавательных процессов ребенка и о роли деятельности в развитии его личности.
Учитывая теоретическую и практическую значимость проблемы, ее
недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества».
Объект исследования - патриотическое воспитание детей 6-7 летнего возраста в условиях учебно-воспитательного комплекса «детский сад - школа».
Предмет исследования - процесс воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста средствами интегративных форм народного творчества.
Цель исследования - определение
психолого-педагогических условий
использования интегративных
Гипотеза исследования. Результативность
процесса патриотического воспитания
детей 6-7 летнего возраста в условиях
учебно-воспитательного
- создать целенаправленную
систему патриотического
- максимально использовать
воспитательные возможности
последовательно прививать детям, доступной их возрасту круг разнообразных знаний о народном творчестве и национальной культуре;
- формировать у них
осознанные, устойчивые, эмоциональные
переживания, являющиеся
- организовать комплексные
игры-занятия, праздники,
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса
патриотического воспитания
2. Выявить психолого-
3. Определить основные
направления работы учебно--
4. Выделить формы, методы
и приемы использования
5. Выявить критерии
Научная новизна исследования
заключается в определении
чувства и патриотического
сознания, взаимосвязь которых
Теоретическая значимость исследования
заключается в дополнении и усовершенствовании
существующей концепции патриотического
воспитания детей. Результаты исследования
существенно расширили
Практическая значимость
исследования состоит в разработке
методики использования народных фольклорных
праздников и развлечений в учебно-
Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по дошкольной педагогике и педагогике начального обучения, при проведении спецкурсов по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников и младших школьников в педагогических институтах и колледжах, готовящих специалистов для обучения воспитания детей 6-7 летнего возраста.
Для решения поставленных задач и использовались методы научно-педагогического исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ документации и практической деятельности учебно--воспитательных комплексов «детский сад — школа»; опрос, беседа, анкетирование с последующей обработкой данных; наблюдение за деятельностью детей и взрослых; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя разработку содержания и системы организации народных праздников и развлечений.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 1999-2004 г.г. на базе учебно-воспитательных комплексов «детский сад -школа» №№ 71,78 и СШ №№ 9,29 Махачкалы Республики Дагестан
Исследованием было охвачено 417 старших дошкольников и младших школьников, 103 воспитателей и учителей и 50 студентов очного отделения факультета педагоги и психологии ДГПУ.
Исследование осуществлялось в три этапа.