Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.

Работа содержит 1 файл

Регина.docx

— 115.45 Кб (Скачать)

Автореферат диссертации по теме "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества"

Направахрукописи

АЛИЕВА Сабият Тагировна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ  ФОРМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

(на материале Республики  Дагестан)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации  на соискание ученой степени кандидата  педагогических наук

Махачкала-2004

Работа выполнена в  Дагестанском государственном педагогическом университете

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Нюдюрмагомедов Абдулахат  Нюдюрмагомедович - доктор педагогических наук, профессор;

Абдулаева Раисат Магомедовна - кандидат педагогических наук.

Ведущая организация - Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи Министерства образования Республики Дагестан (г. Махачкала)

Защита состоится 25 02.2004 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.051.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Дагестанском государственном педа-гогическом университете (367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан « 25 »  января 2004 г.

Ученый секретарь

Гасанов Зайнулабид Тухтарханович.

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Эффективное  развитие человеческого общества определяется наличием в нем как материальных, так и духовных ценностей, имеющих  жизненно важное значение. Важнейшим из них является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику и политику каждого конкретного народа и государства, чему свидетельствуют законодательные документы: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»; программно-инструктивные документы министерства образования РД по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения: законы РД «О культуре», «О личной и общественной нравственности», «Программа патриотического воспитания в РД».

Значимость этого явления  повлекла за собой, необходимость его  исследования различными областями  науки и культуры. Философы (А. С.Миловидов, П.М. Рогачев, МАСвердлин и др.) и педагоги. (В.А.Сухомлинский, Г.Н.Филонов, З.Т.Гасанов, МАТерентий и др.) определили патриотическое воспитание как процесс формирования, патриотического сознания, осуществляемого  в подростковом и юношеском возрасте.

Выявленные психологами  Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем,. Н.Н. Подьяковым, А.П. Усовой особенности свидетельствуют о том, что еще в раннем возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей.

Дети 6-7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам  наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, так как в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность  чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и  чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей 6-7 лет. В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Степень разработанности  проблемы. В педагогике вопросы воспитания патриотизма рассматривались как  ознакомление с различными явлениями  окружающей действительности на основе конкретно-чувственного восприятия детей (Р.И.Жуковская, Л.И.Беляева, СА.Козлова, и др.); как одна4 из сторон нравственного воспитания (В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Н.Ф.Виноградова и др.); как создание целенаправленной системы патриотического воспитания при соответствующей организации педагогической среды (Л.Е.Никонова); как формирование интереса к различным сторонам своей культуры, при положительном восприятии отдельных произведений народного творчества (Н.Ф. Самсонюк, Р.Ш. Хапикова, Е.И.Корнеева, А.Г.Булатова и др.).

Возникает необходимость I процесса

БИБЛИОТЕКА I ' СПетервург/0 л I О» удаЦи^лд \

патриотического воспитания детей 6-7 лет, интегрирующего в себе развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной  и деятельностной сфер. В нашем  исследовании мы исходим из представления  о том, что духовная культура личности выражается в непрерывном стремлении человека к постижению знаний окружающего  мира, своей родины, своего народа. Отождествление патриотического воспитания как  аспекта нравственного воспитания, характерное для большинства  отечественных исследований, выполненных  на протяжении последних десятилетий, сегодня явно недостаточно. Становится все более очевидной значимость целостного исследования чувства патриотизма, процесса его формирования в старшем  дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изучение процесса патриотического  воспитания детей 6-7 лет позволило  выявить ряд противоречий между:

- стремлением старших  дошкольников и младших школьников  к самовыражению, чувственности,  новым впечатлениям, к подражанию  взрослым, способствующим развитию  эмоционально-чувственной сферы  и ограниченными возможностями  школ и учебно-воспитательных  комплексов во включении детей  в творческую, развлекательную и  социально значимую деятельность;

- стремлением педагогов  к активным поискам форм, методов  и средств, способствующим воспитанию  патриотизма у детей и отсутствием  научно-методического материала,  раскрывающего сущность народной  культуры, фольклорных праздников  и развлечений;.

- практической значимостью  проблемы воспитания патриотизма  у 6-7 летних детей в условиях  учебно-воспитательного комплекса  и ее недостаточной разработанностью.

Указанные противоречия свидетельствуют  о том, что воспитание патриотизма  у детей 6-7 лет в условиях детского учреждения становится сегодня самостоятельной  научной проблемой. Необходима целостная  модель процесса патриотического воспитания старших дошкольников и младших  школьников, подкрепленная соответствующими педагогическими технологиями, которая  позволила бы существенно повысить его эффективность в условиях детского учреждения.

Данное обстоятельство обусловливает  важность. и необходимость теоретико-практической и методической разработки» исследователями проблемы патриотического воспитания детей средствами интегративных форм народного творчества (национальных праздников и развлечений).

Методологической основой  исследования являются философские  концепции (Г.Н.Филонов, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева) о взаимосвязи патриотического  сознания и формирования социального  опыта под влиянием окружающей социокультурной  среды и воспитания; ведущие теоретические  положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка младшего школьного возраста, об особенностях развития познавательных процессов ребенка и о роли деятельности в развитии его личности.

Учитывая теоретическую  и практическую значимость проблемы, ее

недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных  форм народного творчества».

Объект исследования - патриотическое воспитание детей 6-7 летнего возраста в условиях учебно-воспитательного  комплекса «детский сад - школа».

Предмет исследования - процесс  воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста средствами интегративных  форм народного творчества.

Цель исследования - определение  психолого-педагогических условий  использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.

Гипотеза исследования. Результативность процесса патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста в условиях учебно-воспитательного комплекса  «детский сад-школа» будет более  эффективной, если:

- создать целенаправленную  систему патриотического воспитания  в учебно-воспитательном комплексе,  основанной на учете психолого  -педагогических особенностей детей;

- максимально использовать  воспитательные возможности различных  видов деятельности 6-7 летних детей  в их тесном единстве и взаимосвязи;

последовательно прививать  детям, доступной их возрасту круг разнообразных  знаний о народном творчестве и национальной культуре;

- формировать у них  осознанные, устойчивые, эмоциональные  переживания, являющиеся побудительной  силой поведения;

- организовать комплексные  игры-занятия, праздники, проходящие  с усложнением характера деятельности  от репродуктивной до творческой, являющиеся интегрированными средствами  народного творчества.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность процесса  патриотического воспитания детей  6-7 лет.

2. Выявить психолого-педагогические  возможности патриотического воспитания  детей 6-7 летнего возраста.

3. Определить основные  направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —

4. Выделить формы, методы  и приемы использования интегративных  форм народного творчества (народные  праздники и развлечения) в  патриотическом воспитании детей  6-7 летнего возраста.

5. Выявить критерии патриотической  воспитанности детей 6-7 летнего  возраста и разработать научно-методические  рекомендации по их патриотическому  воспитанию.

Научная новизна исследования заключается в определении механизма  воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста как нравственного  качества личности, включающего в  себя формирование патриотического

чувства и патриотического  сознания, взаимосвязь которых определяется соотношением национального и социального  компонентов. При этом обеспечивается последовательное усвоение детьми доступного их возрасту круга разнообразных  знаний о явлениях общественной жизни, развитие потребности в них и  интереса к окружающему, обогащение содержания, рост осознанности, глубины  и устойчивости эмоциональных переживаний, являющихся побудительной силой  поведения дошкольников и младших  школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и усовершенствовании существующей концепции патриотического  воспитания детей. Результаты исследования существенно расширили возможности  воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста путем активного  развития их эмоционально-чувственной  сферы в процессе организации  и проведения праздников и развлечений  в их тесном единстве и взаимосвязи. В исследовании определены сущность и структура процесса патриотического  воспитания детей 6-7 лет, разработаны  критерии и признаки патриотической воспитанности детей старшего дошкольного  и младшего школьного возрастов; выявлены основные направления, формы, методы, обеспечивающие эффективность  данного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования народных фольклорных  праздников и развлечений в учебно-воспитательных комплексах «детский сад - школа» с  целью воспитания у детей патриотических чувств; разработанные и опубликованные методические рекомендации «Патриотическое  воспитание детей 6-7 летнего возраста», широко используются в практике воспитателей и учителей учебно-воспитательных комплексов «детский сад - школа» № №71,78 и СШ №№9,29 г. Махачкалы.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе  лекций по дошкольной педагогике и  педагогике начального обучения, при  проведении спецкурсов по проблеме патриотического  воспитания старших дошкольников и  младших школьников в педагогических институтах и колледжах, готовящих  специалистов для обучения воспитания детей 6-7 летнего возраста.

Для решения поставленных задач и использовались методы научно-педагогического  исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ документации и практической деятельности учебно--воспитательных комплексов «детский сад — школа»; опрос, беседа, анкетирование с последующей обработкой данных; наблюдение за деятельностью детей и взрослых; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя разработку содержания и системы организации народных праздников и развлечений.

База исследования. Экспериментальное  исследование проводилось в 1999-2004 г.г. на базе учебно-воспитательных комплексов «детский сад -школа» №№ 71,78 и СШ №№ 9,29 Махачкалы Республики Дагестан

Исследованием было охвачено 417 старших дошкольников и младших  школьников, 103 воспитателей и учителей и 50 студентов очного отделения факультета педагоги и психологии ДГПУ.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества