Развитие скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля над физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности

Работа содержит 1 файл

контрольная намётки.docx

— 66.76 Кб (Скачать)

               Введение 

     Период  детства наиболее важный в становлении  двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля над физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

     Основная  направленность физической подготовки детей пятого года жизни освоение сложных в техническом отношении упражнений, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, направленные на силовую подготовку мелких мышц, управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья, упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстроту, гибкость).

     К 6-и годам движения становятся все более осознанными. Это период становления произвольной двигательной функции. Дети хорошо владеют основными движениями, осваивают различные спортивные упражнения, элементы спортивных игр. В этом возрасте все большее место занимают специализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение детьми более сложными видами движений из арсенала спорта. Важно максимально использовать данный возрастной период для обучения детей различным формам двигательной активности.[1]

     Цель  исследования: проследить динамику развития скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет в отдельно взятой группе.

     Объект  исследования: развитие скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет.

     Предмет исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет.

     Задачи  исследования:

  1. Проанализировать и обобщить содержание литературы по данному исследованию.
  2. Определить (по литературным данным) эффективные методы и средства развития скоростно-силовых способностей и информативные показатели для их оценки.
  3. Подобрать диагностику и проследить динамику развития скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет.

     Методы  исследования:

  1. Анализ литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Тестирование.
  4. Количественный и качественный анализ результатов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 1. Скоростно-силовые качества

     Скоростно-силовые  качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

     Скоростно-силовые  качества зависят:

     - от состояния нервно-мышечного  аппарата,

     - от абсолютной силы мышц,

     - от способности мышц к быстрому  нарастанию усилия в начале  движения.

     Скоростно-силовые  способности характеризуются непредельными  напряжениями мышц, проявляемыми с  необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

     К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

       Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

     Взрывная  сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

     Взрывная  сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила— это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

     К специфическим видам силовых  способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.[5]

     1.1 Сенситивный период  развития скоростно-силовых  способностей

     В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный  прирост физических качеств.

     Кроме того, установлено, что в отдельные  возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться.

     Отсюда  ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться.

     Те  возрастные границы, при которых  организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются “сенситивными” периодами.

     Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название “критических”.

     По  мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза.

     Итак, скоростно-силовые качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет.

     В процессе обучения двигательным действиям  сенситивным периодом считают 5–10 лет.

     Для более успешного совершенствования  в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность.

     Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и  их разносторонности.

     Особую  роль в технической подготовке имеют  врожденные функциональные связи и  приобретенные.

     Следует учитывать генетически ведущие  части тела юного спортсмена, которые  являются сильной стороной развития организма.

     В педагогическом отношении здесь  необходим на первых порах свободный  выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность.[7]

     1.2 Методы развития скоростно-силовых способностей

     Метод динамических усилий. Суть метода состоит  в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

     «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего  отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45 — 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).

     После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой  падения. Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон высоты спрыгивания 0,75 — 1,15 м. Однако практика показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот — 0,25 - 0,5 м.

     Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов  работы мышц — изометрического и  динамического. Для воспитания силовых  способностей применяют 2 - 6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80 - 90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2 - 3 повторения в подходе, 2 - 3 серии, отдых 2 - 4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

     Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное  воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1 - 3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2 - 3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

     Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно  в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса). 
 
 

     1.3 Средства развития скоростно-силовых способностей

     Средствами  развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно  стимулируют увеличение степени  напряжения мышц.

     Такие средства называются силовыми. Они  условно подразделяются на основные и дополнительные.

     Основные  средства:

     1. Упражнения с весом внешних  предметов: штанги с набором  дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

     2. Упражнения, отягощенные весом собственного  тела:

     - упражнения, в которых мышечное  напряжение создается за счет  веса собственного тела (подтягивание  в висе, отжимания в упоре, удержание  равновесия в упоре, в висе);

     - упражнения, в которых собственный  вес отягощается весом внешних  предметов (например, специальные пояса, манжеты);

     - упражнения, в которых собственный  вес уменьшается за счет использования  дополнительной опоры;

     - ударные упражнения, в которых  собственный вес увеличивается  за счет инерции свободно падающего  тела (например, прыжки с возвышения 25 - 70 см и более с мгновенным  последующим выпрыгиванием вверх).

     3. Упражнения с использованием  тренажерных устройств общего  типа (например, силовая скамья, силовая  станция, комплекс «Универсал»  и др.).

     4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

     Дополнительные  средства:

     1. Упражнения с использованием  внешней среды (бег и прыжки  в гору, по рыхлому песку, бег  против ветра и т.п.).

     2. Упражнения с использованием  сопротивления других предметов  (эспандеры, резиновые жгуты, упругие  мячи и т.п.).

     3. Упражнения с противодействием  партнера.[5] 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Динамика развития скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет.

     2.1 Программа исследования

     Цель  исследования: проследить динамику развития скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет в отдельно взятой группе.

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств детей 5-6 лет