Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни,
2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6
Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста
1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19
1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21
1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39
2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60
2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68
Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 491.90 Кб (Скачать)

hbtlytnМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ  3-7 ЛЕТ 
 
 

                                                                             

           Выполнила: студентка                                                       

                                                   2 курса ДПП, ЗФО

                                         Саранская Наталья Васильевна                                                                           

                                                                               Научный руководитель:  

                     Доцент, к.п.н. Синкевич И.А.                          
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Мурманск

2012год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3-6

Глава I. Теоретические основы исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста

                  1.1 Исследования особенностей восприятия цвета детьми дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…….7-19

                  1.2 Восприятие цвета как психологический феномен……………….20-21

                  1.3 Развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста  средствами инновационных технологий………………………………………………….22-27

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста

                 2.1 Цель, задачи, этапы исследования. Диагностика восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..27-39

                2.2 Методика использования инновационных технологий по восприятию цвета детьми старшего дошкольного возраста……………………40-60

               2.3 Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации…………………………………………………………………………………………….61-68

Заключение………………………………………………………………………………………………….69-71

Литература…………………………………………………………………………………………………..72-75

Приложения………………………………………………………………………………………………76-107 

      

  ВВЕДЕНИЕ

       Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

     Исследования  ученых, работы педагогов – новаторов  доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как  правило, его творческие возможности  находятся в скрытом состоянии  и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка  к занятиям творчеством, возможно, разбудить  эти дремлющие до поры до времени  творческие наклонности.

     Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие.

     Одна  из первых характеристик окружающего  мира, которую воспринимают дети - это  цвет. Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное  внимание педагогов к основам  цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Для того, чтобы этот интерес не угасал, занятия должны приносить ребенку радость, быть интересными, а не обыденными и скучными.

     Необычность этих методов и приемов состоит  в том, что дети быстро и охотно обучаются. Занятия обращены в увлекательную  игру. Результат – не менее получаса сосредоточенной работы. Дети могут  многое, если им интересно. Они чувствуют  себя свободнее, раскованнее, увереннее.

     Главное – это создание пространства безопасности и доверия. Этим пространством для  ребенка на время становится чистый лист бумаги.

     Погружая  детей в мир цвета, мы помогаем им:

     1) осознать особые цветовые пристрастия  или неприязни, 

     2) расширить и углубить восприятие  цветовой гаммы.

     Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

     Известно, что основные новообразования в  старшем дошкольном и младшем  школьном возрасте – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование  играет роль одного из механизмов совершенствования  организма и психики, а так  же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации  к данному виду деятельности в  дошкольном возрасте не может не сказаться  на развитии ребенка в целом.

     Таким образом, проблема использования инновационных  технологий в формировании цветовосприятия  у детей старшего дошкольного  возраста актуальна:

     Во-первых, она обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения;

     Во-вторых, мало отражена в научно – методической и учебной литературе для дошкольников;

     В-третьих, нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала;

     В-четвертых, интересна и перспективна в условиях информатизации общества и глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно-нравственный и творческо-эстетический потенциал личности.

     Объект: цветовое восприятие.

     Предмет: Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет.

     Цель  исследования: Определить специфику и особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста

     Задачи:

     1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме, сделать анализ.

     2. Изучить особенности восприятия  цвета детьми старшего дошкольного  возраста.

     3. Выявить, как цвет влияет на  развитие детей в целом.

     4. Определить новые способы, средства  по формированию у детей способности  чувствовать и передавать в  своей работе выразительность  цветовой гаммы, соотносить возможности  цвета с другими средствами  выразительности.

     5. Опытным путём доказать роль  инновационных технологий в развитии  восприятия цвета детьми старшего  дошкольного возраста.

     Гипотеза исследования формулируется в вопросе о соотношении учебного процесса и особенностей цветовосприятия. При взаимозависимости и тесном взаимодействии учебного процесса и дошкольника как объекта воздействия этого процесса, использовании наглядного материала, развивается цветовосприятие .

     Данный  материал апробирован на занятиях по изобразительной деятельности в  ДОУ №57 «Родничок» п.г.т. Зеленоборский Мурманской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     1.1ИССЛЕДОВАНИЯ  ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ  ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ТРУДАХ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И  ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

     Наука о цвете различает хроматические (красный, зеленый, желтый и др.) и  ахроматические цвета (белый, все оттенки  серого, черный). Рассмотрим основные характеристики цвета:

     1. Свойства хроматических цветов. Они характеризуются и отличаются  друг от друга такими показателями  как цветовой тон, светлота, насыщенность.

     а) Цветовой тон - это свойство хроматических  цветов, которое имеется в виду, когда один из цветов называют красным, синим, зеленым, желтым. Цветовых тонов  существует гораздо больше, чем названий для них. Например, все цвета между  желтым и зеленым обычно называют желто-зелеными. В действительности же, между желтым и зеленым существует целый ряд переходных оттенков, каждый из которых имеет свой особый тон. Существует, так же, много переходных оттенков между красным и оранжевым, голубым и синим и т.д.

     б) Светлота (яркость) зависит от количества падающей на глаз световой энергии. В  художественной практике термин «светлота» заменяется иногда словом «светосила».

     в) Насыщенность определяется степенью отличия  данного цвета от ахроматического  цвета той же светлоты.

       Ахроматические цвета (белый, серый и другие) характеризуются и отличаются друг от друга только светлотой.

          2. «Теплые» и «холодные» цвета, их свойства.

     Цветовой  круг, состоящий из семи основных цветов можно разделить на две части. В одну часть войдут: красный, оранжевый, желтый и желто-зеленые цвета. Во вторую: голубо-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета, которые входят в  красно- желтую часть спектра, называются «теплыми», а цвета, лежащие в  сине-фиолетовой части спектра - «холодными». Понятие о теплоте цвета, в  известной мере, относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной  половины цвета к другой, могут  быть отнесены либо к теплым, либо к  холодным, в зависимости от их тональности. Например, зелено-желтый цвет можно  отнести к теплым, а зелено-голубой  к холодным и т.д. Каждый цвет спектрального  круга имеет большое количество оттенков, но не более 150 (большего количества глаз не различает). Таким образом, возможно различение около 1050 оттенков (нюансов) семи цветов спектра.

  «Теплые» насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед, приближающиеся. «Холодные» цвета (синие) и ахроматические (серые) и малонасыщенные цвета создают впечатление несколько отступающих, удаляющихся.Не менее существенно соотношение теплых и холодных цветов многоцветной композиции. Следует учесть, что когда берется главный теплый цвет в качестве фона, а холодный в качестве узора, то фон будет выступать вперед. Иногда создается впечатление, что не узор расположен на фоне, а наоборот, фон - на узоре.

        3. Контраст цветов - это изменение светлоты тональности или насыщенности, либо одновременно того, другого и третьего, в зависимости от окружения, фона, от взаимодействия с другими цветами. Например, на зеленом фоне красный цвет приобретает фиолетовый оттенок (наиболее сильный контраст), желтый становится более оранжевым, синий приобретает фиолетовый оттенок, оранжевый - красноватый. На красном фоне - желтый и синий приобретают зеленоватый оттенок, зеленый становится более насыщенным, приобретая зеленоватый оттенок.

       Каждый цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность. На фоне же своего цвета, но более насыщенного, он кажется менее насыщенным.

Информация о работе Особенности восприятия цвета детьми 3-7 лет