Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.

Работа содержит 1 файл

Регина.docx

— 115.45 Кб (Скачать)

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, опыт работы ряда детских учреждений, органов  народного образования; разрабатывались  исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая  позиция, разработана программа  опытно-экспериментальной работы.

На. втором этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе детских учреждений № 71, 78 и СШ №№ 9,29 г. Махачкалы, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективного формирования у детей 6-7 летнего возраста основ патриотизма.

На третьем этапе (2001-2004 гг.) подводились итоги, анализировались  полученные в ходе опытно-экспериментальной  работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов  в практику работы учебно-воспитательного  комплекса «детский сад-школа» №№ 71,78 и СШ №№ 9,29 г. Махачкалы.

Апробация работы и внедрение  результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались  на заседаниях кафедры педагогики Дагестанского  государственного педагогического университета, на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ДГПУ (1999-2004г.г.), на Второй Всероссийской конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» -М., (2001г.); на XXII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России; использовались при чтении лекций по педагогике, проведении спецкурсов для студентов факультета педагогики и психологии; а так же освещены в публикациях автора.

Результаты опытно-экспериментальной  работы неоднократно обсуждались на педагогических советах и нашли свое применение в работе вышеуказанных учебно-воспитательных комплексов.

Содержание и структура  работы по воспитанию патриотизма у  младших школьников позволяет вынести  на защиту следующие положения:

1. Сущность и содержание  процесса воспитания патриотизма  у детей 6-7 летнего возраста, заключающаяся  в целенаправленном и активном  педагогическом воздействии на  личность ребенка через знания  о своем народе, крае, стране; в  эмоционально-положительном отношении,  интересе и развитии потребности  в культурной и социально значимой  деятельности.

2. Основные направления  системы работы детских учреждений  по воспитанию патриотизма у  детей 6-7 лет, включающие:

а) организация культурной, социально значимой, познавательной деятельности детей, обеспечивающей последовательное расширение и углубление знаний о  явлениях общественной жизни и развитие потребности в них;

б) обогащение содержания, рост осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний младших  школьников в процессе ознакомления с

народным фольклором, историей и природой родного края, окружающим миром;

в) накопление опыта действенного отношения к окружающему миру.

3. Модель процесса патриотического воспитания младших школьников, выражающаяся в построении систематической и целенаправленной работы воспитателей и учителей начальных классов, предусматривающая организацию познавательной и художественно-эстетической деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, этносе, национальной культуре, формирование у них потребности в обществоведческих сведениях, интереса к событиям, происходящим в стране, стимулирование у детей стремления к отражению в деятельности полученных знаний.

4. Критерии патриотической  воспитанности у детей 6-7 летнего  возраста как динамического личностного  образования, характеризующиеся  степенью овладения знаниями  о родной стране, национальной  культуре, языке, характером проявления  эмоций и чувств, эмоциональной  отзывчивостью, реализуемой посредством  - участия детей в народных - праздниках  и развлечениях.

5. Условия, повышающие эффективность работы по воспитанию у детей 6-7 лет патриотизма через их вовлечение в фольклорные праздники, комплексные игры, развлечения, логично взаимосвязанные с решением задач, усвоением знаний о явлениях общественной жизни; с осуществлением дифференцированного подхода педагога к детям с учетом уровня их воспитанности; с заинтересованностью учителя, знанием им особенностей этой работы с детьми 6-7 летнего возраста.

6. Содержание, методы и  приемы использования интегративных  форм народного творчества в  оптимизации патриотического воспитания  детей 6-7 летнего возраста.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность процесса воспитания у 6-7 летних детей  основ патриотизма, представлены цель, задачи, гипотеза, научная новизна  и практическая значимость исследования; положения выносимые на защиту.

В первой главе «Патриотическое  воспитание детей 6-7 лет как психолого-педагогическая проблема» дан теоретический  и историко-методологический анализ проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста; выявлены психологические особенности воспитания у них патриотических чувств; проанализирован  опыт работы учебно-воспитательных комплексов «детский сад— школа» в республике Дагестан.

Теоретический анализ проблемы патриотического воспитания детей 6-7 лет диктует необходимость  рассмотреть вопрос о сущности понятия

«патриотизм» и его  структуры. Патриотизм - явление вторичное, производное и в материальной жизни общества имеется его первооснова - отечество (М.Н. Росенко). Патриотизм выражает определенное отношение индивидов, социальных групп к существующему  отечеству.

Сущность патриотизма  философы рассматривают как отношение  к Родине и Отечеству, гармоничную  любовь к Родине, беззаветную преданность  ей, своему народу, культуре, языку, как  проявление толерантности к другим народам, проживающим в российском отечестве (Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский, П.М. Рогачев и М.А. Свердлин, М.Н. Росенко).

Большое внимание философы уделяют характеристике особенностей патриотизма, выделяя следующие  его структурные компоненты:

1. Чувственно-эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям и обычаям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.

2. Интеллектуальный: знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбу отечества.

3. Действенно-практический: добросовестный труд на благо  общества, заботливое отношение  к сохранению и умножению общественного  достояния родины, готовность к  вооруженной защите отечества  (Г.Н.Филонов, М.А.Терентий, З.Т.Гасанов)..

Сущность патриотического  воспитания определена в государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», как систематическая  и целенаправленная деятельность органов  государственной власти и организаций  по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства  верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины".

Особенностью патриотических чувств старших дошкольников и младших  школьников является то, что они  формируются на основе любви к  родителям, семье, дому, детскому саду, на основе отношения к первому  классу, родному городу, природе  родного края (А.А. Анциферова, A.M. Виноградова, Ф.С. Левин-Ширина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Р.Ш. Файзуллина). Авторы отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере ознакомления младших школьников с окружающим миром, формирования у них представлений о родном городе, крае, стране, ее истории, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к Родине.

Изучение психолого-педагогических предпосылок патриотического воспитания позволило определить оптимальные  направления работы учебно-воспитательных комплексов «детский сад-школа» по исследуемому вопросу, выявить недостатки в этой работе, установить их причины и  на основе этого определить педагогические проблемы, решение которых будет  содействовать совершенствованию  процесса воспитания патриотизма у  детей 6-7 летнего возраста.

В ходе констатирующего эксперимента осуществлялось диагностическое

изучение состояния исследуемой  проблемы, в двух учебно-воспитательных комплексах «детский сад - школа» и  в двух общеобразовательных школах г. Махачкалы. Мы обратились к анализу  годовых планов работы воспитателей и учителей, наблюдали и анализировали  занятия по ознакомлению детей с  явлениями общественной жизни, беседовали с администрацией комплексов, проводили анкетный опрос воспитателей, учителей.

Анализ работы показал, что  в них накоплен немалый положительный  опыт патриотического воспитания детей.

Однако массовый опыт свидетельствует, что в воспитательной работе, в  частности, в, деле формирования патриотических чувств у детей имеется ряд  типичных недостатков: а) в работе учебно-воспитательных комплексов проблеме воспитания патриотических чувств уделяется недостаточное  внимание, вопрос не является предметом  обсуждения на педсоветах, совещаниях, консультациях, проводимых в школах; б) при планировании воспитательной работы с детьми, в планах практических работников не выделяется такой раздел учебной работы, как проведение фольклорных  праздников и развлечений, ознакомление детей с дагестанским фольклором, задачей которого является, кроме  прочих, ознакомление с родной страной, то есть привитие патриотических чувств детям; в) объем и содержание знаний младших школьников о родной стране, национальной культуре, крае, городе определяется учителями часто произвольно, а  потому не всегда верно, воспитатели  и учителя испытывают трудности  при определении содержания занятий  по ознакомлению с родным краем, национальным фольклором; г) в воспитательной работе по ознакомлению детей с явлениями  общественной жизни нарушается логика, связь, преемственность, учителя не всегда могут выделить нравственно  ценное в содержании знаний о родном городе, крае, стране, упускают возможность воспитания у детей любви к родному краю, гордости за людей, живущих в нем, уважения к прошлому; д) учителя нередко недооценивают роль эмоционального фактора в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни, ими не всегда сознается важность эмоциональной подачи материала, использования разнообразных форм, методов, приемов активизации чувств детей в процессе освоения знаний.

Обозначенные недостатки в практике работы учебно-воспитательных комплексов «детский сад - школа» не могли  не отразиться на уровне воспитанности  детей, что подтвердилось при  углубленном изучении результатов  их воспитанности. Диагностическое  изучение уровня сформированности у  детей 6-7 лет чувства патриотизма  предполагало выявление не только и  не столько знаний, представлений  детей о Родине, сколько проявления ими эмоционального, чувственного отношения  к явлениям и предметам окружающего  мира, общественной жизни, анализ опыта  нравственного отношения к окружающему.

С помощью индивидуальных бесед с детьми по трем группам  вопросов определялся уровень патриотизма  и патриотических чувств через их знания о родной стране и отношение  к ней. Первая группа вопросов предполагала выявление знаний детей (180 старших  дошкольников и младших школьников) о

родном городе: Как называется город, в котором ты живешь? Если бы к тебе в гости приехал твой друг из другого города, какие бы интересные места в Махачкале ты показал ему? Нравится ли тебе наш город? За что? Как живется людям в нашем городе? Почему? С помощью второй группы вопросов выявлялись знания детей (150 человек) о своей республике: Как называется республика, в которой мы живем? Назови главный город (столицу) нашей республики. Детям предлагалось рассмотреть изображение Государственного флага Республики Дагестан и герба Дагестана и ответить на вопрос: Что изображено на рисунке? Прослушав запись гимна республики, ответить на вопросы: Как называется эта музыка? Кто ее автор? Какие умельцы живут в Дагестане? Какие дагестанские народные сказки, танцы, игры, песни знаешь? С помощью изображения Флага и Герба России, прослушивания Гимна России выявлялись знания детей о государственной символике.

Анализ результатов опроса детей 1-ой группы вопросов позволяет  заключить, что 64% детей 6-7 летнего возраста не знают названия города, в котором  живут, путают название города с названием  республики, района города, 36% дали правильный ответ.

70% детей, участвовавших  в эксперименте, узнали 1-2 достопримечательных  места в городе; 20% назвали по  фотографии 3-4 достопримечательных  места и только 10% смогли рассказать  и показать 5 и более. Ответы  были следующего содержания: «Я  в этот город не ездила»,  «Я здесь еще никогда не  был», «Это я знаю, я здесь был», «Я это видел, но забыл, как  называется».

Дети почти не знают  площадей города, памятников в нем, музеев, театров. 49% опрошенных детей  возраста смогли вспомнить только 1-2 элемента национального фольклора (песенки, шутки, прибаутки, загадки  и т.д.); 3-4 номера вспомнили 30% детей  и 21% предложили 5 и более элементов  национального фольклора.

В высказываниях дети обнаруживают положительное отношение к своему городу, которое выражается в большинстве  случаев (54%) с помощью его эстетической оценки. 4% детей выражая положительное  отношение к родному городу («да, нравится»), не могут мотивировать свой ответ. О серьезных упущениях  в воспитательной работе школ свидетельствуют  ответы детей на серию вопросов, касающихся представлений детей  о своей республике. Младшие школьники  не знают ее названия (56% опрошенных). Они путают название республики с названием города, улицы, страны, ее столицы.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества