Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат
Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.
На первом этапе (1999-2000 гг.)
изучалась философская, социологическая,
психологическая, педагогическая литература
по проблеме исследования, опыт работы
ряда детских учреждений, органов
народного образования; разрабатывались
исходные теоретические положения.
В результате была определена теоретическая
позиция, разработана программа
опытно-экспериментальной
На. втором этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе детских учреждений № 71, 78 и СШ №№ 9,29 г. Махачкалы, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективного формирования у детей 6-7 летнего возраста основ патриотизма.
На третьем этапе (2001-2004
гг.) подводились итоги, анализировались
полученные в ходе опытно-экспериментальной
работы результаты, осуществлялась проверка
некоторых положений
Апробация работы и внедрение
результатов исследования. Основные
положения диссертации
Результаты опытно-
Содержание и структура работы по воспитанию патриотизма у младших школьников позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Сущность и содержание
процесса воспитания
2. Основные направления
системы работы детских
а) организация культурной, социально значимой, познавательной деятельности детей, обеспечивающей последовательное расширение и углубление знаний о явлениях общественной жизни и развитие потребности в них;
б) обогащение содержания, рост
осознанности, глубины и устойчивости
эмоциональных переживаний
народным фольклором, историей и природой родного края, окружающим миром;
в) накопление опыта действенного отношения к окружающему миру.
3. Модель процесса патриотического воспитания младших школьников, выражающаяся в построении систематической и целенаправленной работы воспитателей и учителей начальных классов, предусматривающая организацию познавательной и художественно-эстетической деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, этносе, национальной культуре, формирование у них потребности в обществоведческих сведениях, интереса к событиям, происходящим в стране, стимулирование у детей стремления к отражению в деятельности полученных знаний.
4. Критерии патриотической
воспитанности у детей 6-7 летнего
возраста как динамического
5. Условия, повышающие эффективность работы по воспитанию у детей 6-7 лет патриотизма через их вовлечение в фольклорные праздники, комплексные игры, развлечения, логично взаимосвязанные с решением задач, усвоением знаний о явлениях общественной жизни; с осуществлением дифференцированного подхода педагога к детям с учетом уровня их воспитанности; с заинтересованностью учителя, знанием им особенностей этой работы с детьми 6-7 летнего возраста.
6. Содержание, методы и
приемы использования
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность процесса воспитания у 6-7 летних детей основ патриотизма, представлены цель, задачи, гипотеза, научная новизна и практическая значимость исследования; положения выносимые на защиту.
В первой главе «Патриотическое
воспитание детей 6-7 лет как психолого-
Теоретический анализ проблемы патриотического воспитания детей 6-7 лет диктует необходимость рассмотреть вопрос о сущности понятия
«патриотизм» и его структуры. Патриотизм - явление вторичное, производное и в материальной жизни общества имеется его первооснова - отечество (М.Н. Росенко). Патриотизм выражает определенное отношение индивидов, социальных групп к существующему отечеству.
Сущность патриотизма философы рассматривают как отношение к Родине и Отечеству, гармоничную любовь к Родине, беззаветную преданность ей, своему народу, культуре, языку, как проявление толерантности к другим народам, проживающим в российском отечестве (Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский, П.М. Рогачев и М.А. Свердлин, М.Н. Росенко).
Большое внимание философы уделяют характеристике особенностей патриотизма, выделяя следующие его структурные компоненты:
1. Чувственно-эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям и обычаям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.
2. Интеллектуальный: знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбу отечества.
3. Действенно-практический:
добросовестный труд на благо
общества, заботливое отношение
к сохранению и умножению
Сущность патриотического
воспитания определена в государственной
программе «Патриотическое
Особенностью патриотических чувств старших дошкольников и младших школьников является то, что они формируются на основе любви к родителям, семье, дому, детскому саду, на основе отношения к первому классу, родному городу, природе родного края (А.А. Анциферова, A.M. Виноградова, Ф.С. Левин-Ширина, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Р.Ш. Файзуллина). Авторы отмечают, что эти чувства отличаются яркостью, эмоциональностью. По мере ознакомления младших школьников с окружающим миром, формирования у них представлений о родном городе, крае, стране, ее истории, природе родного края постепенно растет, наполняясь новым содержанием, чувство любви детей к Родине.
Изучение психолого-
В ходе констатирующего эксперимента осуществлялось диагностическое
изучение состояния
Анализ работы показал, что в них накоплен немалый положительный опыт патриотического воспитания детей.
Однако массовый опыт свидетельствует, что в воспитательной работе, в частности, в, деле формирования патриотических чувств у детей имеется ряд типичных недостатков: а) в работе учебно-воспитательных комплексов проблеме воспитания патриотических чувств уделяется недостаточное внимание, вопрос не является предметом обсуждения на педсоветах, совещаниях, консультациях, проводимых в школах; б) при планировании воспитательной работы с детьми, в планах практических работников не выделяется такой раздел учебной работы, как проведение фольклорных праздников и развлечений, ознакомление детей с дагестанским фольклором, задачей которого является, кроме прочих, ознакомление с родной страной, то есть привитие патриотических чувств детям; в) объем и содержание знаний младших школьников о родной стране, национальной культуре, крае, городе определяется учителями часто произвольно, а потому не всегда верно, воспитатели и учителя испытывают трудности при определении содержания занятий по ознакомлению с родным краем, национальным фольклором; г) в воспитательной работе по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни нарушается логика, связь, преемственность, учителя не всегда могут выделить нравственно ценное в содержании знаний о родном городе, крае, стране, упускают возможность воспитания у детей любви к родному краю, гордости за людей, живущих в нем, уважения к прошлому; д) учителя нередко недооценивают роль эмоционального фактора в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни, ими не всегда сознается важность эмоциональной подачи материала, использования разнообразных форм, методов, приемов активизации чувств детей в процессе освоения знаний.
Обозначенные недостатки
в практике работы учебно-воспитательных
комплексов «детский сад - школа» не могли
не отразиться на уровне воспитанности
детей, что подтвердилось при
углубленном изучении результатов
их воспитанности. Диагностическое
изучение уровня сформированности у
детей 6-7 лет чувства патриотизма
предполагало выявление не только и
не столько знаний, представлений
детей о Родине, сколько проявления
ими эмоционального, чувственного отношения
к явлениям и предметам окружающего
мира, общественной жизни, анализ опыта
нравственного отношения к
С помощью индивидуальных
бесед с детьми по трем группам
вопросов определялся уровень
родном городе: Как называется город, в котором ты живешь? Если бы к тебе в гости приехал твой друг из другого города, какие бы интересные места в Махачкале ты показал ему? Нравится ли тебе наш город? За что? Как живется людям в нашем городе? Почему? С помощью второй группы вопросов выявлялись знания детей (150 человек) о своей республике: Как называется республика, в которой мы живем? Назови главный город (столицу) нашей республики. Детям предлагалось рассмотреть изображение Государственного флага Республики Дагестан и герба Дагестана и ответить на вопрос: Что изображено на рисунке? Прослушав запись гимна республики, ответить на вопросы: Как называется эта музыка? Кто ее автор? Какие умельцы живут в Дагестане? Какие дагестанские народные сказки, танцы, игры, песни знаешь? С помощью изображения Флага и Герба России, прослушивания Гимна России выявлялись знания детей о государственной символике.
Анализ результатов опроса детей 1-ой группы вопросов позволяет заключить, что 64% детей 6-7 летнего возраста не знают названия города, в котором живут, путают название города с названием республики, района города, 36% дали правильный ответ.
70% детей, участвовавших в эксперименте, узнали 1-2 достопримечательных места в городе; 20% назвали по фотографии 3-4 достопримечательных места и только 10% смогли рассказать и показать 5 и более. Ответы были следующего содержания: «Я в этот город не ездила», «Я здесь еще никогда не был», «Это я знаю, я здесь был», «Я это видел, но забыл, как называется».
Дети почти не знают площадей города, памятников в нем, музеев, театров. 49% опрошенных детей возраста смогли вспомнить только 1-2 элемента национального фольклора (песенки, шутки, прибаутки, загадки и т.д.); 3-4 номера вспомнили 30% детей и 21% предложили 5 и более элементов национального фольклора.
В высказываниях дети обнаруживают
положительное отношение к