Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат
Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.
Патриотизм как идейно-
Из понимания сути структурных
компонентов патриотизма, были определены
критерии воспитанности основ
Исходя из выявленных структурных
компонентов патриотизма как
идейно-нравственного качества, были
определены основные направления воспитательной
работы: 1-е: обогащение знаний детей
о родной стране; воспитание на этой
основе эмоциональной отзывчивости,
патриотических чувств; 2-е формирования
элементов патриотизма в
Проведенное исследование подтвердило
гипотезу о возможности формирования
основ патриотизма у детей 6-7 летнего
возраста путем приобщения их к народным
традициям через народные праздники
и развлечения от уровня восприятия
праздника как элемента народной
культуры к осознанному пониманию
праздничной идеи и активному
творческому участию в
Роль народных праздников и развлечений в патриотическом воспитании определяется тем, что народный (фольклорный) праздник возник в доклассовом обществе под влиянием ритмов биологической и социальной жизни и развивался вместе с конкретным народом; в своем развитии он отражает наиболее характерные черты и нравственные представления данного народа, которые передаются из поколения в поколение через различные обряды и обычаи.
Экспериментальная работа показала, что у детей 6-7 летнего возраста возможно формировать элементы патриотизма путем приобщения их к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения от восприятия праздника как элемента национальной культуры к осознанному пониманию праздничной идеи и активному творческому участию в праздничной деятельности.
Механизм патриотического
воспитания включает в себя эмоциогенный,
гносеологический и деятельностный
компоненты при поэтапном формировании
качества патриотизма от патриотического
чувства к патриотическому
Эффективным средством формирования
элементов патриотизма в
Наиболее успешное развитие
эмоционально-деятельностного
Наиболее значимыми условиями активного формирования представлений и чувств детей являются:
- личная значимость получаемых знаний для детей, вызывающая эмоциональный отклик в душе ребенка;
- наличие фольклорного
персонажа, являющегося
Так, при помощи фольклорных персонажей в процессе общения с ними, дети все больший интерес проявляли и к реальной действительности. Взаимообусловленность интереса к прошлому и настоящему выражалась в вопросах и утверждениях детей: «раньше путешествовали на ковре-самолете, а теперь просто самолете», «а что теперь у солдат вместо сабли?» (о богатырях).
Настоящее исследование определило и экспериментально подтвердило принципы построения, организации и отбора содержания фольклорного праздника:
- построение праздника: отсутствие 2-х частной формы праздника, наличие сквозного сюжета, наличие конкретной праздничной идеи;
- организация праздника:
принцип неожиданного (нового) действия
детей на празднике,
Большое значение имеет подбор фольклорного материала, который должен обладать рядом особенностей:
- быть доступным восприятию
детей, как по смысловому
- иметь динамичность действия;
- соответствовать тематике праздника;
- иметь доступные для восприятия и воспроизведения ребенком средства музыкальной выразительности.
Проведенное исследование позволяет совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, как в школе, так и в семье, что будет способствовать возрождению семейных традиций.
Результаты констатирующего эксперимента (им было охвачено четыре детских школьных учреждений г. Махачкалы) показали, что в практике работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников имеется ряд недостатков. Среди них можно выделить такие: отсутствие научно обоснованного планирования работы по ознакомлению детей с родной страной и воспитанию основ патриотизма; слабая взаимосвязь между видами деятельности младших школьников осуществляемыми в школе; формальный подход к проведению занятий по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни; недостаточная теоретическая и методическая подготовка учителей к решению данной проблемы.
Выявленные недостатки позволили
разработать практические рекомендации
учителям школ, внедрение которых
будет способствовать повышению
уровня воспитанности основ
Исследование показало, что одним из важных направлений работы по патриотическому воспитанию младших школьников является овладение ими представлениями и понятиями о Родине. Эти знания обеспечивают детей доступной им информацией о жизни общества, способствуют формированию осмысленного оценочного отношения к окружающему, интереса к явлениям общественной жизни, потребности в новых знаниях. Формирование представлений и понятий у младших школьников о родной стране происходит на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни.
Наиболее полная реализация воспитательных возможностей, заключенных в содержании интегративных форм народного творчества и полученных знаний, обеспечивается при следующих условиях:
- отбор и систематизация
доступного интересного
- планирование разнообразных
форм проведения занятий с
учетом их педагогической
- использование на занятии комплекса методов и средств в их сочетании;
- осуществление предварительной
подготовительной работы к
- обеспечение эмоциональной
и познавательной активности
младших школьников в процессе
усвоения знаний об
- активное применение
знаний в других видах
Работа по осмыслению и
усвоению знаний о Родине позволила
сделать доступным детям 6-7 летнего
возраста достаточно большой объем
сведений, сформировать определенные
понятия и субъективное положительное
эмоциональное отношение к
Важным направлением в
работе по патриотическому воспитанию
старших дошкольников явилось развитие
опыта действенного отношения к
окружающему. Установлено, что простое
усвоение знаний еще не дает положительного
воспитательного результата. Имеющиеся
у младших школьников знания будут
оказывать действенное влияние
на их поведение тогда, когда они
будут освоены практически, когда
станут применяться ими в
Организация воспитательной работы, включающая детей в разнообразные виды деятельности (игровая, трудовая, изобразительная) оказала существенное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, так как эти виды деятельности способствовали расширению, обогащению и углублению знаний, полученных в процессе занятий, выработке эмоционального отношения к полученной информации, формированию умения применять полученные знания на практике, руководствуясь мотивами пользы для других людей в своей деятельности, помогая формированию нравственных привычек поведения.
Осуществляя работу в этом
направлении, мы придерживались положения
о том, что соответствующим образом
организованная, руководимая педагогом
игровая и изобразительная
Участие младших школьников
в разнообразных видах
Важным условием повышения эффективности процесса формирования основ патриотизма у младших школьников является дифференцированный подход к воспитанникам на основе учета уровня их нравственной воспитанности, потребностей, интересов и возможностей их.
Анализ проведенной нами
опытно-экспериментальной
В результате проведенного
исследования обозначился ряд вопросов,
которые могут стать предметом
перспективного направления. Среди
них - проблема комплексности содержания
и методов патриотического
Список литературы диссертацииавтор научной работы: кандидат педагогических наук , Алиева, Сабият Тагировна, Махачкала
1. Абдулаева P.M. Воспитательный
потенциал дагестанских
2. Абдулаева P.M. Игры народов
Дагестана /Методическое
3. Артеменко В.В. Основы
процесса патриотического