Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.

Работа содержит 1 файл

Регина.docx

— 115.45 Кб (Скачать)

Патриотизм как идейно-нравственное качество личности включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и  деятельностный компоненты. Интеллектуальный компонент предполагает сформированность у младших школьников представлений  и понятий о Родине. Эмоциональный включает переживание детьми разнообразных чувств, эмоций, появление стремлений и интересов. Деятельностный компонент - наличие у детей умений отразить полученные знания в творческой деятельности, сформированность умений и навыков нравственного поведения, желание принимать участие в труде на общую пользу.

Из понимания сути структурных  компонентов патриотизма, были определены критерии воспитанности основ патриотизма  у детей 6-7 летнего возраста (обществоведческий  кругозор, эмоционально-чувственная  отзывчивость (посредством интегрированный  форм фольклора - праздников и развлечений), общественная активность), разработаны  соответствующие каждому критерию показатели, составлена характеристика трех уровней воспитанности начал  патриотизма у младших школьников.

Исходя из выявленных структурных  компонентов патриотизма как  идейно-нравственного качества, были определены основные направления воспитательной работы: 1-е: обогащение знаний детей  о родной стране; воспитание на этой основе эмоциональной отзывчивости, патриотических чувств; 2-е формирования элементов патриотизма в младшем  школьном возрасте посредством проведения фольклорных праздников и развлечений, где в понимании праздничной  идеи большая роль принадлежит систематизации всего воспитательно-образовательного процесса, включающего в себя наличие  доминирующих целей и методики "сгущенности" эмоционально-познавательного материала.

Проведенное исследование подтвердило  гипотезу о возможности формирования основ патриотизма у детей 6-7 летнего  возраста путем приобщения их к народным традициям через народные праздники  и развлечения от уровня восприятия праздника как элемента народной культуры к осознанному пониманию  праздничной идеи и активному  творческому участию в праздничной  деятельности.

Роль народных праздников и развлечений в патриотическом воспитании определяется тем, что народный (фольклорный) праздник возник в доклассовом  обществе под влиянием ритмов биологической  и социальной жизни и развивался вместе с конкретным народом; в своем  развитии он отражает наиболее характерные  черты и нравственные представления  данного народа, которые передаются из поколения в поколение через  различные обряды и обычаи.

Экспериментальная работа показала, что у детей 6-7 летнего возраста возможно формировать элементы патриотизма путем приобщения их к народным традициям через фольклорные праздники и развлечения от восприятия праздника как элемента национальной культуры к осознанному пониманию праздничной идеи и активному творческому участию в праздничной деятельности.

Механизм патриотического  воспитания включает в себя эмоциогенный, гносеологический и деятельностный компоненты при поэтапном формировании качества патриотизма от патриотического  чувства к патриотическому сознанию.

Эффективным средством формирования элементов патриотизма в младшем  школьном возрасте являются фольклорные  праздники и развлечения, где  в понимании праздничной идеи большая роль принадлежит систематизации всего воспитательно-образовательного процесса, включающего в себя наличие доминирующих целей и методики «сгущенности» эмоционально-познавательного материала. Это позволило нам сформировать у детей довольно устойчивое качественное образование, обозначенное нами как эмоционально-деятельностный компонент. Это: наличие познавательного интереса к предмету и причине праздника; желание узнать новое о праздниках; активное творческое участие в подготовке и проведении праздников.

Наиболее успешное развитие эмоционально-деятельностного компонента личности детей достигается при  помощи слияния форм и методов, когда  в основе каждого последующего действия лежат полученные ранее знания. Это  комплексные игры-занятия — развлечения  — праздники, связанные с изменением характера деятельности.

Наиболее значимыми условиями  активного формирования представлений  и чувств детей являются:

- личная значимость получаемых  знаний для детей, вызывающая  эмоциональный отклик в душе  ребенка;

- наличие фольклорного  персонажа, являющегося проводником  исторических знаний и вызывающего  доверие у детей.

Так, при помощи фольклорных  персонажей в процессе общения с  ними, дети все больший интерес  проявляли и к реальной действительности. Взаимообусловленность интереса к  прошлому и настоящему выражалась в  вопросах и утверждениях детей: «раньше  путешествовали на ковре-самолете, а  теперь просто самолете», «а что теперь у солдат вместо сабли?» (о богатырях).

Настоящее исследование определило и экспериментально подтвердило  принципы построения, организации и  отбора содержания фольклорного праздника:

- построение праздника:  отсутствие 2-х частной формы праздника,  наличие сквозного сюжета, наличие  конкретной праздничной идеи;

- организация праздника:  принцип неожиданного (нового) действия  детей на празднике, отсутствие  предварительных репетиций, возможность  вариативности праздничного действия, преимущественное использование  коллективных форм участия детей  в празднике.

Большое значение имеет подбор фольклорного материала, который должен обладать рядом особенностей:

- быть доступным восприятию  детей, как по смысловому содержанию, так и по степени эмоционального  воздействия, что соответствует  зоне ближайшего развития ребенка;

- иметь динамичность действия;

- соответствовать тематике  праздника;

- иметь доступные для  восприятия и воспроизведения  ребенком средства музыкальной  выразительности.

Проведенное исследование позволяет  совершенствовать воспитательно-образовательный  процесс, как в школе, так и  в семье, что будет способствовать возрождению семейных традиций.

Результаты констатирующего  эксперимента (им было охвачено четыре детских школьных учреждений г. Махачкалы) показали, что в практике работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников имеется ряд  недостатков. Среди них можно  выделить такие: отсутствие научно обоснованного  планирования работы по ознакомлению детей с родной страной и воспитанию основ патриотизма; слабая взаимосвязь  между видами деятельности младших  школьников осуществляемыми в школе; формальный подход к проведению занятий по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни; недостаточная теоретическая и методическая подготовка учителей к решению данной проблемы.

Выявленные недостатки позволили  разработать практические рекомендации учителям школ, внедрение которых  будет способствовать повышению  уровня воспитанности основ патриотизма  у младших школьников. В их числе: совершенствование программы процесса патриотического воспитания в школе; планирование организации комплексных воспитательных воздействий в учебной, игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности и повседневной жизни младших школьников; четкое определение тех знаний, умений, диапазона чувств, которые должны быть сформированы у младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы; диагностирование уровня воспитанности патриотизма у детей 6-7 лет; методическая подготовка учителей к ведению этой работы, а также подготовлены рекомендации по организации педагогических студий для совершенствования работы учителей младших классов.

Исследование показало, что  одним из важных направлений работы по патриотическому воспитанию младших  школьников является овладение ими  представлениями и понятиями  о Родине. Эти знания обеспечивают детей доступной им информацией  о жизни общества, способствуют формированию осмысленного оценочного отношения  к окружающему, интереса к явлениям общественной жизни, потребности в  новых знаниях. Формирование представлений  и понятий у младших школьников о родной стране происходит на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни.

Наиболее полная реализация воспитательных возможностей, заключенных  в содержании интегративных форм народного творчества и полученных знаний, обеспечивается при следующих  условиях:

- отбор и систематизация  доступного интересного материала  о крае, стране и рациональное  распределение его во времени;

- планирование разнообразных  форм проведения занятий с  учетом их педагогической целесообразности;

- использование на занятии  комплекса методов и средств  в их сочетании;

- осуществление предварительной  подготовительной работы к каждому  занятию с целью обогащения  знаний, активизации чувств и  накопления опыта поведения;

- обеспечение эмоциональной  и познавательной активности  младших школьников в процессе  усвоения знаний об общественной  жизни;

- активное применение  знаний в других видах деятельности.

Работа по осмыслению и  усвоению знаний о Родине позволила  сделать доступным детям 6-7 летнего  возраста достаточно большой объем  сведений, сформировать определенные понятия и субъективное положительное  эмоциональное отношение к окружающей общественной жизни.

Важным направлением в  работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников явилось развитие опыта действенного отношения к  окружающему. Установлено, что простое  усвоение знаний еще не дает положительного воспитательного результата. Имеющиеся  у младших школьников знания будут  оказывать действенное влияние  на их поведение тогда, когда они  будут освоены практически, когда  станут применяться ими в деятельности.

Организация воспитательной работы, включающая детей в разнообразные  виды деятельности (игровая, трудовая, изобразительная) оказала существенное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, так как эти  виды деятельности способствовали расширению, обогащению и углублению знаний, полученных в процессе занятий, выработке эмоционального отношения к полученной информации, формированию умения применять полученные знания на практике, руководствуясь мотивами пользы для других людей в своей  деятельности, помогая формированию нравственных привычек поведения.

Осуществляя работу в этом направлении, мы придерживались положения  о том, что соответствующим образом  организованная, руководимая педагогом  игровая и изобразительная деятельность младших школьников, в которой  находят отражение полученные представления  о Родине, психологически подготавливает детей к участию в деятельности, имеющей общественное значение. В  результате проведенной опытно-экспериментальной  работы у детей младшего школьного  возраста появилась потребность  использовать полученные знания в доступных им видах деятельности. Интерес и эмоциональное отношение к окружающему нашли отражение не только в характере эмоциональных реакций детей, интересе к занятиям по ознакомлению с родной страной, стремлении пополнить свои знания в этой области, но и в содержании игр детей, их продолжительности, росте числа участников таких игр, в тематике творческих работ по изобразительной деятельности (рисунках), стремлении ребят поделиться своими знаниями и впечатлениями. Младшие школьники с большим желанием участвовали в труде на общую пользу, проявляя при этом самостоятельность, активность, руководствуясь социально значимыми мотивами.

Участие младших школьников в разнообразных видах деятельности, в которых находили отражение  их представления о Родине, способствовало формированию у них патриотических чувств (любви к родному краю, стране, воинам российской Армии, дружбы к другим народам и т.д.), привычек нравственного поведения (заботливого  отношения к окружающим людям, бережного  отношения к результатам их труда, окружающей природе).

Важным условием повышения эффективности процесса формирования основ патриотизма у младших школьников является дифференцированный подход к воспитанникам на основе учета уровня их нравственной воспитанности, потребностей, интересов и возможностей их.

Анализ проведенной нами опытно-экспериментальной работы обнаруживает существенные изменения, которые произошли  в группах детей с разным уровнем  воспитанности. Данные показали, что если в начале опытно-экспериментальной работы высокий, средний и низкий уровни сформированно-сти патриотизма в экспериментальной группе наблюдались соответственно у 9%, 45% и 46% детей, то в конце ее эти показатели составили 39%, 48% и 13%. При примерно одинаковых исходных условиях конечный результат в контрольной группе выглядел следующим образом: 14%, 48% и 38%. Результативность работы характеризуется переходом детей из групп с низким уровнем воспитанности в группу детей со средним и даже высоким уровнем воспитанности, что свидетельствует об эффективности предлагаемой системы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

В результате проведенного исследования обозначился ряд вопросов, которые могут стать предметом  перспективного направления. Среди  них - проблема комплексности содержания и методов патриотического воспитания младших школьников; роль преемственности  знаний в области патриотического  воспитания детей младшего, среднего и школьного возраста; роль фольклора  в формировании интеллектуально-нравственной сферы личности ребенка; роль семьи  в успешном осуществлении социализации дошкольников детей 6-7 лет.

Список литературы диссертацииавтор научной работы: кандидат педагогических наук , Алиева, Сабият Тагировна, Махачкала

1. Абдулаева P.M. Воспитательный  потенциал дагестанских народных  подвижных игр: Дис. канд. пед.  наук: 13.00.01 /Махачкала,. ИВЦ ДГПУ, 2003.-165с.

2. Абдулаева P.M. Игры народов  Дагестана /Методическое пособие  для учителей начальных классов.  Махачкала: Издательство ДИПКПК, 2002. -21с.

3. Артеменко В.В. Основы  процесса патриотического воспитания  учащихся старших классов общеобразовательной  школы на традициях башкирского  народа: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Уфа, Изд-во Мысль 2000. 240с.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества