Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, реферат
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
ИЯ10-2
Рахимжан Айдана
СРС «Методы, средства и формы воспитания в семье»
«Наша молодежь — это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. Кто ее родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, ученых? Неужели это мы, старики, создали эту молодежь? Но когда же? Почему мы этого не заметили? Не мы ли сами ругали наши школы и вузы, походя ругали, скучая, привычно; не мы ли считали наши наркомпросы достойными только ворчанья? И семья как будто трещала по всем суставам, и любовь как будто не зефиром дышала у нас, а больше сквозняком прохватывала. И ведь некогда было: строились, боролись, снова строились, да и сейчас строимся, с лесов не слезаем.» Б.Л. Пастернак
Выдающаяся
роль семьи в воспитании подрастающих
поколений определяется незаменимостью
ее воздействий на развитие детей, их интимностью,
индивидуальностью, неповторимостью,
глубоким учетом особенностей каждого
ребенка, которого родители знают значительно
лучше других воспитателей. Вот почему
школа и общественность не могут не опираться
на семью в своей работе по воспитанию
подрастающего поколения.
Проблемы семейного воспитания весьма
широко и разносторонне освещены в педагогической
литературе, например в «Книге для родителей»
А. С. Макаренко, в работе Н. К. Крупской
«Вопросы семейного воспитания и быта»,
в ряде работ В. А. Сухомлинского и др.
С учетом требований комплексного подхода
к воспитанию особое внимание в семье
надо уделить решению задач идейно-политического,
умственного, нравственного и трудового
воспитания, эстетического и физического
развития детей.
В
семейном воспитании можно использовать
беседы и рассказы (методы просвещения),
методы организации деятельности детей,
методы стимулирования положительного
поведения детей (поощрение, порицание
и др.), методы общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь
формируют у детей представление о хорошем
и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком,
гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном,
правдивом и лживом. Начинаются эти беседы
в ходе рассказывания сказок и переходят
постепенно в целенаправленные ненавязчивые,
но систематические беседы о важнейших
идейных, нравственных качествах, об эстетическом
и физическом совершенствовании и др.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.
Роль семейных традиций в жизни малышей
* Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"
* Дети гордятся своей семьёй
* Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято
* Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
* Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция
* Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным
*
Она может задействовать
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.
Методы
воспитания - это
способы взаимосвязанной
деятельности воспитателей
и воспитанников, направленной
на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов
уточняет: методы воспитания - совокупность
способов и приемов воспитательной работы
для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания учащихся, для выработки
привычек поведения, его корректировки
и совершенствования.
Средства воспитания -
это относительно независимые
источники формирования
личности. К ним относят
виды деятельности (труд,
игра), предметы, вещи (игрушки,
ЭВМ), произведения и
явления духовной и
материальной культуры (искусство,
общественная жизнь),
природа. К средствам относят также конкретные
мероприятия и формы воспитательной работы
(вечера, собрания). Некоторые считают,
что средства - более широкое понятие,
включающее в себя методы, формы и собственно
средства.
Выделяются иногда приемы воспитания
как часть метода, подчиненная ему и входящая
в его структуру: например, создание эмоционального
настроя с помощью музыки при проведении
беседы с учениками; переход на "вы"
с учеником, когда ему делают замечание.
Вечер, поход, литературный спектакль,
интеллектуальная игра, беседа на этическую
и другую тему, конференция учеников и
т.д. - это формы воспитательной
работы. Однако можно заметить, что они
названы среди методов и средств. Это говорит
о том, что в науке нечетко разделяются
методы, средства и формы воспитания. Тем
не менее методы - одна из основных категорий
воспитания, знание сущности методов воспитания
повышает эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация
(деление предметов на группы по какому-либо
признаку). В педагогике нет строго научной
классификации методов. Эмпирически выделены
и наиболее изучены пять методов: убеждение,
упражнение, пример, поощрение, наказание.
В основу одной из последних классификаций
положена концепция деятельности, согласно
которой выделены три группы методов воспитания
по их месту в процессе воспитания (Ю.К.
Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания
личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы
организации деятельности, опыта поведения.
3 гр. Методы стимулирования деятельности
и поведения.
Выделение первой группы основано на
принципе единства сознания и поведения.
Сознание как знание, совокупность представлений
о мире определяет поведение и одновременно
формируется в нем. Вторая группа методов
выделена на основе тезиса о формировании
личности в деятельности. Третья группа
отражает потребностно-мотивационный
компонент деятельности: одобрение или
порицание поступка формирует поведение.
Ниже охарактеризованы методы воспитания
по данной и другим классификациям.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Общие
методы и средства
воспитания.
Методы: убеждения,
упражнения, поощрения, наказания.
Убеждение — это один из способов на личность,
прием воздействия на сознание, чувства
и волю воспитанника с целью развития
сознательного отношения к окружающей
действительности. Метод убеждения способствует
выработке у воспитанника уверенности
в правильности того или иного знания,
утверждения, мнения. Приемы убеждения:
рассказ, беседа, диспут
Упражнение — многократное повторение
какого-то действия для формирования устойчивого
поведения. Различают упражнения прямые
(открытая демонстрация той или иной поведенческой
ситуации), косвенные («непрямая» природа
упражнений), естественные (целесообразно,
планомерно, толково организованная жизнедеятельность
воспитанников) и искусственные (специально
разработанные инсценировки, упражняющие
человека).
Поощрение — способ выражения положительной
оценки, закрепление и стимулирование
формирования нравственного поведения.
Такой метод является стимулирующим.
Виды наказания: моральное порицание,
лишение, или ограничение каких-либо прав,
словесное осуждение, ограничение участия
в жизни коллектива, изменение отношения
к воспитаннику, снижение оценки по поведению,
исключение из школы.
Пример как метод воспитания — это способ
предъявления образца как готовой программы
поведения, способ самопознания.
Средства воспитания – педагогически
независимый источник социального опыта.
Средством воспитания является все то,
что оказывает воспитательное воздействие
на субъект в процессе движения его к цели.
Это может быть любой объект окружающей
действительности (предмет, вещь, звук,
животные, растения, произведения творчества,
явления и др.). Средства выбирают для реализации
той или иной воспитательной цели. Выбор
средств определяется методом воспитания.
Средства должны отвечать определенным
требованиям: гигиеническим, эстетическим,
экономическим, этическим, правовым.
Список литературы
Бабанский Ю. К. "Педагогика".
Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. – Ростов н/Д :ГинГо, 2001
Макаренко А.С. Книга для родителей.– М.: Педагогика, 1983.
Информация о работе Методы, средства и формы воспитания в семье