Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.

Работа содержит 1 файл

Регина.docx

— 115.45 Кб (Скачать)

Дети 6-7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам  наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они  достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность  чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и  чувства, пережитые в детстве, оказывают  глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю  жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Д. Кошелева [98], A.A. Люблинская [104], П.М. Якобсон [178]. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у детей в этом возрасте J1.C. Выготский [53], A.B. Запорожец [81], Д.Б. Эльконин [174], А.Н. Леонтьев [103] подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей.

Благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, дети 6-7 летнего возраста способны проявлять  устойчивый интерес к Родине, к  происходящим в ней событиям; под  руководством воспитателей и учителей у них может быть сформирована система знаний об окружающем мире через усвоение произведений народного  творчества, способствующие интенсивному развитию не только эмоционально-чувственной, но и интеллектуальной сферы.

Выявленные психологами Л.С. Выгодским, A.B. Запорожцем, H.H. Под-дьяковым, А.П. Усовой особенности свидетельствуют о том, что у детей 6-7 летнего возраста имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания школьников данного возраста.

В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.

Степень разработанности  проблемы. В педагогике вопросы воспитания патриотизма рассматривались как  ознакомление с различными явлениями  окружающей действительности на основе конкретно-чувственного восприятия детей (Р.И.Жуковская, Л.И.Беляева, С.А.Козлова, и др.); как одна из сторон нравственного  воспитания (В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Н.Ф.Виноградова  и др.); как создание целенаправленной системы патриотического воспитания при соответствующей организации  педагогической среды (Л.Е.Никонова); как  формирование интереса к различным  сторонам своей культуры при положительном  восприятии отдельных произведений народного творчества (Н.Ф. Самсонюк, Р.Ш. Халикова, Е.И.Корнеева, А.Г.Булатова и др.).

Некоторые аспекты патриотического  воспитания рассматривались педагогами-исследователями  в связи с решением задач ознакомления детей 6-7 летнего возраста с отдельными сторонами общественной жизни: трудом взрослых -З.И. Велиева [51], Н.М. Крылова [10], В.И. Логинова [102]; городом, страной -A.A. Анциферова [19], Н.В. Мельникова [120], Г.И. Панасенко [144]; жизнью народов нашей страны - М.И. Богомолова [35], Э.К.Суслова [156]; историей России - Н.В. Лысенко [105].

Однако использованные интегративные  формы народного творчества не были еще достаточно исследованы и  введены в процессе патриотического  воспитания детей 6-7 лет. Исследования произведений народного творчества представляет особый интерес, так как  эмоциональность, образность, особенности  фольклорных форм (праздники, развлечения, прибаутки) способствуют интенсивному развитию не только эмоционально-чувственной, но и интеллектуальной сферы, что  сможет обеспечить наиболее естественный ход патриотического воспитания от формирования социального чувства  к последующему формированию патриотического  сознания. Подтверждение этому мы находим в психологических исследованиях  А.Г.Ковалева, П.М.Якобсона, А.В.Запорожца, А.Д.Кошелевой и др., полагающих, что  социальные чувства, в том числе  патриотизм, включают в себя интеграцию эмоционально-чувственной сферы, интеллекта и деятельности. Это позволяет  говорить о возможности формирования элементов патриотизма уже в  раннем возрасте, который, по мнению психологов, является наиболее синзетивным периодом как для интеллектуального, так и для эмоционального развития личности.

В педагогической науке, благодаря  проведенным исследованиям по патриотическому  воспитанию, накоплены определенные научные выводы об эффективности  процесса ознакомления детей с явлениями  общественной и культурной жизни. Отдельные  исследователи (А.В.Мазаев и др.) рассматривали роль произведений народного фольклора в формировании патриотических чувств детей, но слабо освещали интегративные формы народного творчества, сочетающие в себе различные жанры. К ним относятся национальные праздники и развлечения, являющиеся мощным фактором социализации личности, обогащающие представления детей, позволяющие выразить свое отношение к ним в непосредственной деятельности, воздействующие на интеллектуальную, эмоциональную сферу ребенка, представляющие интегрированный нравственно-культурный опыт предшествующих поколений.

Возникает необходимость  исследования сущности процесса патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста, интегрирующего в себе развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. В нащем исследовании мы исходим из представления о том, что духовная культура личности выражается в непрерывном стремлении человека к постижению знаний окружающего мира, своей родины, своего народа. Отождествление патриотического воспитания как аспекта нравственного воспитания, характерное для большинства отечественных исследований, выполненных на протяжении последних десятилетий, сегодня явно недостаточно. Становится все более очевидной значимость целостного исследования чувства патриотизма, процесса его формирования в в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Специфика педагогической деятельности при воспитании чувства патриотизма  у детей 6-7 лет состоит в том, что при усвоении любого учебного предмета (родная речь, музыка, счет и  т.д.), как определенного фрагмента  мира, одновременно изучается и практически  развивается душа ребенка - способность  творить, любить, верить, надеяться, жить для других. Следовательно, педагогическая деятельность воспитателя и учителя  имеет диалектически двойственный характер, и, если они в процессе занятий не развивает духовную сторону  личности ребенка, то его деятельность в этом случае не является по существу педагогической деятельностью, способной  «вести ребенка» к пониманию смысла категорий «народ», «родная культура», «родина», «страна» и т.д.

Изучение процесса патриотического  воспитания детей 6-7 лет в условиях Республики Дагестан позволило выявить  ряд противоречий между:

- стремлением детей к  самовыражению, чувственности, новым  впечатлениям, к подражанию взрослым, способствующим развитию эмоционально-чувственной  сферы и ограниченными возможностями  учебно-воспитательных комплексов  во включении детей в творческую, развлекательную и социально  значимую деятельность;

- стремлением педагогов  к активным поискам форм, методов  и средств, способствующим воспитанию  патриотизма у детей и отсутствием  научно-методического материала,  раскрывающего сущность народной  культуры, фольклорных праздников  и развлечений;

- практической значимостью  проблемы воспитания патриотизма  у 6-7 летних детей, в условиях  учебно-воспитательного комплекса  и ее недостаточной разработанностью.

Указанные противоречия свидетельствуют  о том, что воспитание патриотизма  у детей 6-7 лет в условиях современной  школы становится сегодня самостоятельной  научной проблемой. Необходима целостная  модель процесса патриотического воспитания дошкольников и младших школьников, подкрепленная соответствующими педагогическими  технологиями, которая позволила  бы существенно повысить его эффективность  в условиях детского учреждения.

Общими основами формирования содержания современного образования  являются гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояний  мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат  полноценного, многокомпактного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования, новая модель которого проектирует  тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования. «Интеграция, как мы знаем из педагогики, - процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными предметами.

Интеграция сопровождается процессами организации знаний, цель которой - объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание  информации». (И.П, Подласый)

Данное обстоятельство обусловливает  важность и необходимость теоретико-практической и методической разработки исследователями  проблемы патриотического воспитания детей средствами интегративных  форм народного творчества (национальных праздников и развлечений).

Методологической основой  исследования являются философские  концепции (Г.Н.Филонов, A.B.Запорожец, А.Д.Кошелева) о взаимосвязи патриотического  сознания и формирования социального  опыта под влиянием окружающей социокультурной  среды и воспитания; ведущие теоретические  положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка  младшего школьного возраста, об особенностях развития познавательных процессов  ребенка и о роли деятельности в развитии его личности.

Изучение и анализ работы детских учреждений школ г. Махачкалы  Республики Дагестан позволил вычленить  ряд нерешенных вопросов, связанных  с патриотическим воспитанием младших  школьников. Прежде всего, следует отметить отсутствие должного внимания педагогов  к проблеме патриотического воспитания детей, недостаточно четкое их представление  о путях его воспитания средствами народных праздников, критериях оценки воспитанности патриотизма у  младших школьников, системы в  работе по данному направлению учителей современных школ.

Учитывая теоретическую  и практическую значимость проблемы, ее недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных  форм народного творчества».

Объект исследования - патриотическое воспитание детей 6-7 лет в условиях учебно-воспитательного комплекса  «детский сад - школа».

Предмет исследования - процесс  воспитания патриотизма у детей 6-7 лет средствами интегративных  форм народного творчества.

Цель исследования - определение  психолого-педагогических условий  использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста в учебно-воспитательных комплексах «детский сад - школа».

Гипотеза исследования. Результативность процесса патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста в условиях учебно-воспитательного комплекса  «детский сад - школа» будет более  эффективной, если:

- создать целенаправленную  систему патриотического воспитания  основанной на учете психолого-педагогических  особенностей данной возрастной  группы детей; максимально использовать  воспитательные возможности различных  видов деятельности 6-7 летних детей  в их тесном единстве и взаимосвязи;  последовательно прививать детям,  доступной их возрасту круг  разнообразных знаний о народном  творчестве и национальной культуре;

- формировать у них  осознанные, устойчивые, эмоциональные  переживания, являющиеся побудительной  силой поведения;

- организовать комплексные  игры-занятия, праздники, проходящие  с усложнением характера деятельности  от репродуктивной до творческой, являющиеся интегрированными средствами  народного творчества.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность процесса  патриотического воспитания детей  6-7 лет.

2. Выявить психолого-педагогические  возможности патриотического воспитания  детей 6-7 летнего возраста.

3. Определить основные  направления работы учебно-воспитательных  комплексов «детский сад - школа»  по патриотическому воспитанию  детей 6-7 летнего возраста и  условия повышения эффективности  этого процесса.

4. Выделить формы, методы  и приемы использования интегрированных  форм народного творчества (народные  праздники и развлечения) в  патриотическом воспитании детей  6-7 летнего возраста.

5. Выявить критерии патриотической  воспитанности детей 6-7 летнего  возраста и разработать научно-методические  рекомендации по их патриотическому  воспитанию.

Научная новизна исследования заключается в определении механизма  воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста как нравственного  качества личности, включающего в  себя формирование патриотического  чувства и патриотического сознания, взаимосвязь которых определяется соотношением национального и социального  компонентов. При этом обеспечивается последовательное усвоение детьми доступного их возрасту круга разнообразных  знаний о явлениях общественной жизни, развитие потребности в них и  интереса к окружающему, обогащение содержания, рост осознанности, глубины  и устойчивости эмоциональных переживаний, являющихся побудительной силой  поведения дошкольников и младших  школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и усовершенствовании существующей концепции патриотического  воспитания детей. Результаты исследования существенно расширили возможности  воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста путем активного  развития их эмоционально-чувственной  сферы в процессе организации  и проведения праздников и развлечений  в их тесном единстве и взаимосвязи. В исследовании определены сущность и структура процесса патриотического  воспитания детей 6-лет; разработаны  критерии и признаки патриотической воспитанности детей старшего дошкольного  младшего школьного возрастов; выявлены основные направления, формы, методы, обеспечивающие эффективность данного процесса.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества