Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:17, автореферат
Цель исследования - определение психолого-педагогических условий использования интегративных форм народного творчества в процессе воспитания патриотизма у детей 6-7 летнего возраста.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет.
2. Выявить психолого-педагогические возможности патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
3. Определить основные направления работы учебно--воспитательных комплексов «детский сад - школа» по воспитанию детей 6-7 летнего возраста и условия повышения эффективности этого процесса. —
4. Выделить формы, методы и приемы использования интегративных форм народного творчества (народные праздники и развлечения) в патриотическом воспитании детей 6-7 летнего возраста.
5. Выявить критерии патриотической воспитанности детей 6-7 летнего возраста и разработать научно-методические рекомендации по их патриотическому воспитанию.
Дети 6-7 летнего возраста
по своим психологическим
Благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, дети 6-7 летнего возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине, к происходящим в ней событиям; под руководством воспитателей и учителей у них может быть сформирована система знаний об окружающем мире через усвоение произведений народного творчества, способствующие интенсивному развитию не только эмоционально-чувственной, но и интеллектуальной сферы.
Выявленные психологами Л.С. Выгодским, A.B. Запорожцем, H.H. Под-дьяковым, А.П. Усовой особенности свидетельствуют о том, что у детей 6-7 летнего возраста имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания школьников данного возраста.
В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста.
Степень разработанности
проблемы. В педагогике вопросы воспитания
патриотизма рассматривались
Некоторые аспекты патриотического
воспитания рассматривались педагогами-
Однако использованные интегративные
формы народного творчества не были
еще достаточно исследованы и
введены в процессе патриотического
воспитания детей 6-7 лет. Исследования
произведений народного творчества
представляет особый интерес, так как
эмоциональность, образность, особенности
фольклорных форм (праздники, развлечения,
прибаутки) способствуют интенсивному
развитию не только эмоционально-чувственной,
но и интеллектуальной сферы, что
сможет обеспечить наиболее естественный
ход патриотического воспитания
от формирования социального чувства
к последующему формированию патриотического
сознания. Подтверждение этому мы
находим в психологических
В педагогической науке, благодаря проведенным исследованиям по патриотическому воспитанию, накоплены определенные научные выводы об эффективности процесса ознакомления детей с явлениями общественной и культурной жизни. Отдельные исследователи (А.В.Мазаев и др.) рассматривали роль произведений народного фольклора в формировании патриотических чувств детей, но слабо освещали интегративные формы народного творчества, сочетающие в себе различные жанры. К ним относятся национальные праздники и развлечения, являющиеся мощным фактором социализации личности, обогащающие представления детей, позволяющие выразить свое отношение к ним в непосредственной деятельности, воздействующие на интеллектуальную, эмоциональную сферу ребенка, представляющие интегрированный нравственно-культурный опыт предшествующих поколений.
Возникает необходимость исследования сущности процесса патриотического воспитания детей 6-7 летнего возраста, интегрирующего в себе развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. В нащем исследовании мы исходим из представления о том, что духовная культура личности выражается в непрерывном стремлении человека к постижению знаний окружающего мира, своей родины, своего народа. Отождествление патриотического воспитания как аспекта нравственного воспитания, характерное для большинства отечественных исследований, выполненных на протяжении последних десятилетий, сегодня явно недостаточно. Становится все более очевидной значимость целостного исследования чувства патриотизма, процесса его формирования в в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Специфика педагогической деятельности
при воспитании чувства патриотизма
у детей 6-7 лет состоит в том,
что при усвоении любого учебного
предмета (родная речь, музыка, счет и
т.д.), как определенного фрагмента
мира, одновременно изучается и практически
развивается душа ребенка - способность
творить, любить, верить, надеяться, жить
для других. Следовательно, педагогическая
деятельность воспитателя и учителя
имеет диалектически
Изучение процесса патриотического воспитания детей 6-7 лет в условиях Республики Дагестан позволило выявить ряд противоречий между:
- стремлением детей к
самовыражению, чувственности,
- стремлением педагогов
к активным поискам форм, методов
и средств, способствующим
- практической значимостью
проблемы воспитания
Указанные противоречия свидетельствуют о том, что воспитание патриотизма у детей 6-7 лет в условиях современной школы становится сегодня самостоятельной научной проблемой. Необходима целостная модель процесса патриотического воспитания дошкольников и младших школьников, подкрепленная соответствующими педагогическими технологиями, которая позволила бы существенно повысить его эффективность в условиях детского учреждения.
Общими основами формирования
содержания современного образования
являются гуманитаризация, гуманизация,
экологизация, дифференциация, интеграция,
целенаправленное использование достояний
мировой и национальной культуры,
широкое применение новых информационных
технологий, формирование творческой
личности как условие и результат
полноценного, многокомпактного процесса
обучения. Процессы реформирования основываются
на интеграции содержания образования,
новая модель которого проектирует
тип человека, реализующего личностный
поиск интеллектуального, морального
и духовного
Интеграция сопровождается процессами организации знаний, цель которой - объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание информации». (И.П, Подласый)
Данное обстоятельство обусловливает
важность и необходимость теоретико-
Методологической основой исследования являются философские концепции (Г.Н.Филонов, A.B.Запорожец, А.Д.Кошелева) о взаимосвязи патриотического сознания и формирования социального опыта под влиянием окружающей социокультурной среды и воспитания; ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка младшего школьного возраста, об особенностях развития познавательных процессов ребенка и о роли деятельности в развитии его личности.
Изучение и анализ работы детских учреждений школ г. Махачкалы Республики Дагестан позволил вычленить ряд нерешенных вопросов, связанных с патриотическим воспитанием младших школьников. Прежде всего, следует отметить отсутствие должного внимания педагогов к проблеме патриотического воспитания детей, недостаточно четкое их представление о путях его воспитания средствами народных праздников, критериях оценки воспитанности патриотизма у младших школьников, системы в работе по данному направлению учителей современных школ.
Учитывая теоретическую и практическую значимость проблемы, ее недостаточную разработанность, мы определили тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества».
Объект исследования - патриотическое
воспитание детей 6-7 лет в условиях
учебно-воспитательного
Предмет исследования - процесс воспитания патриотизма у детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества.
Цель исследования - определение
психолого-педагогических условий
использования интегративных
Гипотеза исследования. Результативность
процесса патриотического воспитания
детей 6-7 летнего возраста в условиях
учебно-воспитательного
- создать целенаправленную
систему патриотического
- формировать у них
осознанные, устойчивые, эмоциональные
переживания, являющиеся
- организовать комплексные
игры-занятия, праздники,
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определились следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса
патриотического воспитания
2. Выявить психолого-
3. Определить основные
направления работы учебно-
4. Выделить формы, методы
и приемы использования
5. Выявить критерии
Научная новизна исследования
заключается в определении
Теоретическая значимость исследования
заключается в дополнении и усовершенствовании
существующей концепции патриотического
воспитания детей. Результаты исследования
существенно расширили