Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.Задачи исследования:
1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме
2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;
3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма………………………………………………………………………13
1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22
Выводы по главе…………………………………………………………..25
Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания
2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34
2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52
2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60
Выводы по главе…………………………………………………………..61
Заключение
1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта……………………………………………………………………………...63
2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64
Список использованной литературы....................................................65
66
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания………...……….6
1.2. Направления и принципы программы формирования и развития патриотизма…………………………………………………
1.3. Глоссарий ………..………………………………………...…………22
Выводы по главе…………………………………………………………..
Глава 2. Практика реализации развития патриотизма и диагностики патриотического воспитания
2.1. Содержание практического опыта……...…………………………...27
2.2. Технологии и методики, используемые в опыте …………...……...34
2.3. Результаты педагогического опыта…………...…………………….52
2.4. Интернет-поддержка педагогического опыта….………...…...…....60
Выводы по главе…………………………………………………………..6
Заключение
1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта…………………………………………………………………
2. Рефлексивное отношение к описанному опыту……………………...64
Список использованной литературы....................
Приложения……………………………………………………
Введение
Патриотическое воспитание традиционно рассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса, которая объективно зависит от политических и социально-экономических условий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания — одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, складывается человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Только заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
В разное время в своих работах патриотическим воспитанием занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.
В современном понимании патриотическое воспитание означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности. В дальнейшем они проявляются как любовь и гордость за свою Родину, желание нести ответственность за ее настоящее и будущее. При этом патриотическое воспитание предполагает также формирование чувства уважения к представителям других стран и народов, понимание ценности и важности других культур.
Все дети вырастают из того дошкольного детства, когда они искренне признаются в любви к Родине, легко называют идеалы патриотического поведения, опираясь на художественную литературу и образы, созданные воспитателями. Переходя в начальную школу, они все больше убеждаются в том, что «эта страна – такая же, как другие», мечтают уехать из нее, потому что «там лучше».
Проблема – недостаток патриотического воспитания в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.
Предмет исследования: патриотическая воспитанность детей дошкольного возраста как результат патриотического воспитания.
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность исследований и мероприятий, направленных на повышение патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: исследование будет эффективным средством диагностики патриотического воспитания детей дошкольного возраста, если разработать программу педагогических мероприятий в области патриотической воспитанности детей-воспитанников детского сада и внедрить ее в образовательный процесс.
Задачи исследования:
1) подобрать, проанализировать и обобщить теоретические данные по проблеме;
2) провести экспериментальную работу среди дошкольников по выявлению уровня их патриотической воспитанности;
3) внедрить новые формы воспитания патриота в детском саду и проверить их эффективность;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Работа проходила на базе ДОУ № 161«Лесовичок» г. Тольятти. В эксперименте приняли участие средняя, старшая и подготовительная группы детского сада.
В ходе исследования патриотической воспитанности дошкольников с целью выявления характера представлений детей о патриотизме и определения уровня сформированнности у них патриотических чувств были использованы метод беседы и педагогического эксперимента.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается дефицит нравственности у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной, разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины-России.
В широком понимании, которое относится не только к детям и подрастающему поколению, но и ко всем людям, исследователи выделяют несколько подходов к трактовке понятия «патриотизм»:
- патриотизм как чувство любви к Родине, Отечеству, выражающееся в особом эмоциональном отношении к родной природе, отчему дому и родному краю, к картинам детства и т. д.;
- патриотизм как одно из высших социальных чувств, характеризующееся глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, активными действиями, направленными на благо Родины;
- патриотизм как общественное явление, обусловленное особенностями исторического развития общества и государства;
- государственный патриотизм, проявляющийся в чувстве национальной гордости за государство, активном участии в его развитии и укреплении;
- личностный патриотизм, который выражается в «праведной» и «благословенной», по словам Г. Флоровского, любви к Родине и культурном творчестве;
- патриотизм как важный этап развития личности, а именно ее духовного развития и самовыражения, проявляющийся в любви к Отечеству и готовности к самопожертвованию и самоотречению ради ее блага (духовно-религиозное направление).
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб». Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев — все перечисленное входит в данное понятие. При этом естественной характеристикой патриота является чувство уверенности в себе, собственного достоинства и радости от того, что родился, вырос и живешь на родной земле, земле Родины. Все названные качества характеризуют проявления патриотизма, который формируется в процессе и результате патриотического воспитания.
Таким образом, в широком понимании патриотизм — это проявление любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре и природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, формирующие патриотическую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Если рассматривать данную позицию через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений патриотического воспитания:
- отношение к природе родного края, родной страны;
- отношение к людям, населяющим страну;
- отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
- отношение к государственному устройству.
Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста