Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Существует
программа игровой
В заключение попытаемся ответить на вопрос: «Что же меняется в результате подготовки к работе с детьми со специальными образовательными нуждами?»
На фоне наркомании в 2005 году резко обострилась эпидемическая ситуация по ВИЧ – инфекции: в целом по области выявлено 329 ВИЧ – инфицированных учащихся образовательных учреждений (в 2000 - 167). Из них школьников – 91, учащихся начального и среднего профессионального образования – 128. (Фрагмент видеофильма «Наркомания вокруг нас»). Беседа по содержанию фильма.
В
соответствии с Концепцией модернизации
российского образования
А приоритетными задачами воспитания на 2004-2005 годы являются:
4.
Защита прав детей со
Безусловно, сегодня мы сделали лишь первые шаги в решении данной темы. Решены далеко на все проблемы. Но тем не менее надо признать, что будущее за единым человеческим сообществом, которое включает существенно отличающихся друг от друга людей. И в настоящее время появились условия для формирования новой системы взглядов и идей в работе с детьми с SEN.
Но тем не менее в английском выражении “Я люблю тебя навсегда” содержится высший смысл существования любой системы образования.
5. Рефлексия.
Заключение
Преодоление глобальных кризисных явлений связывается с гуманизацией образования, и в первую очередь школы как одного из важнейших социальных институтов.
Мы решаем проблему подготовки выпускников, готовых к включению в школьную жизнь, ориентированных на дальнейшее формирование и развитие компетенций.
Однако компетентность не является прямым результатом знаний (можно многое знать, но не уметь применять знания). Компетентность приобретается в деятельности (действии).
Начинающий учитель неизбежно встретится в школе с теми или иными проблемами и трудностями, которые придется решать самому с опорой на полученные знания. Кроме того, стремительное развитие науки и его собственное совершенствование потребует от него новых обращений к теоретическим и методическим трудам, но уже в процессе необходимого для учителя самообразования. И только тогда в его деятельности с детьми в полную силу зарабатывают те знания, которые он получил в педагогическом училище.
Велика и роль педагога в развитии и становлении личности ребенка. С одной стороны, он должен быть личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагога должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Поэтому при формировании профессиональной компетентности будущего педагога, необходимо вести деятельность по двум направлениям: подготовке студентов как будущих педагогов и работа с преподавателями.
Учитывая сложность и многогранность проблемы совершенствования профессиональной компетентности будущего педагога, в дальнейшем целесообразно продолжить работу в других направлениях педагогической компетентности.
Автором планируется дальнейшая работа по заявленной теме – участие студентов в практической конференции по итогам преддипломной практики. Продолжается отбор материала по названной теме для расширения диагностических исследований.
Приложение 2
Ошибочные
представления и метафоры-
Педагогическая мифологема |
Метафора-контропора |
Учитель может ученика перевоспитать |
Учитель может
ему создать для этого условия.
|
Существует два мнения – мнение учителя и неправильное |
Я не согласен ни
с одним из тех слов, которые вы
говорите, но готов отдать жизнь за ваше
право их говорить.
Вольтер |
Задача учителя – поучать, требовать, настаивать |
Юноши, обдумывающие,
как жить, спросили у старика:
«Можно ли сразу же отличить умного от дурака?» Старик сказал, поглядевши ввысь: «Я их легко различаю: Умный учится всю жизнь, Дурак всю жизнь поучает». П.Железнов |
Дети не должны вести себя шумно |
Вам никогда
не удастся создать мудрецов, если
будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж.Руссо |
Ученики не должны спорить с учителем |
Ученик никогда
не превзойдет учителя, если видит в нем
образец, а не соперника.
В.Г. Белинский |
Функция учителя передача знаний |
Плохой учитель
преподносит истину, хороший учит
ее находить.
А.Дистервег |
Не стыдно и не вредно не знать |
Всего знать
никто не может, а стыдно и вредно
притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Л. Толстой |
Мелочами в поведении учеников можно пренебречь |
Не умей отличать крупного от мелочей. |
Признак хорошей работы учителя – абсолютное отсутствие конфликтов |
Бесконфликтность – конфликт наоборот. |
В настоящее время хорошим учителем стать невозможно |
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. |
Приложение
3
Характеристика профессиональной компетентности выпускника педагогического училища
Профессиональная компетентность педагога – сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств.
При
этом педагогический профессионализм
связан с высоким уровне самореализации
индивидуальных особенностей, с индивидуальным
почерком, индивидуальным стилем деятельности.
Компоненты | Показатели уровня квалификации выпускника |
Профессионализм |
Умение анализировать; активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности; делать выводы на основе анализа собственных успехов и неудач; готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства организации профессиональной деятельности. |
Инициативность |
Самостоятельный выбор профиля подготовки, включая профессиональную практику, ориентированность на овладение ценностями образования. |
Созидательность |
Стремление
к профессиональному |
Адаптированность |
Готовность
к оперативной смене |
Динамизм |
Знание об эволюции теорий и концепций, понимание необходимости и конкретного содержания изменений в зависимости от перемены ситуации. |
Исследовательская компетентность |
Владение методами
научно-исследовательской |
Позиционная определенность |
Проявление личностных функций в учебной и реальной профессиональной деятельности, навыки общения на ценностно-смысловом, эмпатийном уровне, адекватная самооценка. |
Мобильность |
Широта познавательных интересов, способность отказаться от принятого ошибочного решения, способность альтернатив решения проблемы и осуществления оптимального выбора. |