Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Существует  программа игровой деятельности. (Студенты проводят игровой тренинг).

     В заключение попытаемся ответить на вопрос: «Что же меняется в результате подготовки к работе с детьми со специальными образовательными нуждами?»

     Эксперты

  1. Изменяется  видение целей образования.
  2. Создаётся иное отношение к «инакости», расширяется понятие «нормы».
  3. Персонал сосредотачивается на поиске сильных сторон каждого ребёнка, поиске триггерных механизмов его развития.
  4. Разрабатываются индивидуальные планы развития детей, планируется развитие групп.
  5. Ребёнок сравнивается только сам с собой (ты вчерашний, сегодняшний, завтрашний).
  6. Действуют педагогические консилиумы, обеспечивающие отбор эффективных приёмов развития ребёнка, координацию действий педагогов.
  7. Исключены психологические ломки, связанные с перераспределением детей. Создаются группы детей, где им оказывается помощь, но затем дети возвращаются в свой класс.
  8. Организуется среда, принимающая ребёнка таким, какой он есть.
  9. Выявляются сферы успешной деятельности ребёнка, создаётся режим «особого благоприятствия», его деятельность в этих сферах, где ему предоставляется максимальная возможность для самореализации.
  10. Осуществляется постоянное поощрение самостоятельности ребёнка, его стремления к самоопределению.

     На  фоне наркомании в 2005 году резко обострилась  эпидемическая ситуация по ВИЧ –  инфекции: в целом по области выявлено 329 ВИЧ – инфицированных учащихся образовательных учреждений (в 2000 - 167). Из них школьников – 91, учащихся начального и среднего профессионального образования – 128. (Фрагмент видеофильма «Наркомания вокруг нас»). Беседа по содержанию фильма.

     В соответствии с Концепцией модернизации российского образования предстоит  решить следующие основные задачи по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.

  1. Обеспечить всех детей, особенно с SEN индивидуальным медико-психолого-педагогическим сопровождением.
  2. Принять меры по развитию центров содействия укреплению здоровья школьников.
  3. Осуществить мероприятия по улучшению индивидуальной работы с детьми, вовлеченными в потребление психоактивных веществ.

     А приоритетными задачами воспитания на 2004-2005 годы являются:

  1. Реализация программы развития воспитания в системе образования.
  2. Обновление содержания и методов работы по преодолению беспризорности и безнадзорности детей.
  3. Отработка системы доступности образования для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

     4. Защита прав детей со специальными  образовательными нуждами.

     Безусловно, сегодня мы сделали лишь первые шаги в решении данной темы. Решены далеко на все проблемы. Но тем не менее надо признать, что будущее за единым человеческим сообществом, которое включает существенно отличающихся друг от друга людей. И в настоящее время появились условия для формирования новой системы взглядов и идей в работе с детьми с SEN.

     Но  тем не менее в английском  выражении “Я люблю тебя навсегда”  содержится высший смысл  существования  любой системы образования.

     5. Рефлексия. 

     Помощь  со стороны взрослых

  1. Оставить  ребенка в покое, т.е. пресечь избыток энергии.
  2. Критически пересмотреть свое отношение к ребенку, быть с ним, а не против него.
  3. Исключить неприязнь и раздражение.
  4. Ориентация на физические и психические возможности ребенка.
  5. Отказаться от насильственных мер воздействия.
  6. Не подавлять своим авторитетом.
  7. Развивать способность ребенка к рассуждениям о самом себе – свободный диалог, слушать и слышать  ребенка не критикуя, не ограничивая, не оценивая.
  8. Выработать потребность к самоконтролю, самокритичности, объективности.
  9. Учить сознательно распределять свое внимание, выдерживать умеренный темп речи, в движениях.
  10. Не напоминать о неудачах, не подчеркивать их последствие, исключить все стрессы.
  11. Учить быть сильным, найти себя.
  12. Считать усталость, раздражительность, равнодушие формами психической защиты ребенка.
  13. Частицы «не» - не должно быть, она у них не усваивается. Мы не должны много говорить. Речь спокойная.

 

     Заключение 

     Преодоление глобальных кризисных явлений связывается  с гуманизацией образования, и в  первую очередь школы как одного из важнейших социальных институтов.

     Мы  решаем проблему подготовки выпускников, готовых к включению в школьную жизнь, ориентированных на дальнейшее формирование и развитие компетенций.

     Однако  компетентность не является прямым результатом  знаний (можно многое знать, но не уметь применять знания). Компетентность приобретается в деятельности (действии).

     Начинающий  учитель неизбежно встретится в  школе с теми или иными проблемами и трудностями, которые придется решать самому с опорой на полученные знания. Кроме того, стремительное развитие науки и его собственное совершенствование потребует от него новых обращений к теоретическим и методическим трудам, но уже в процессе необходимого для учителя самообразования. И только тогда в его деятельности с детьми в полную силу зарабатывают те знания, которые он получил в педагогическом училище.

     Велика  и роль педагога в развитии и становлении  личности ребенка. С одной стороны, он должен быть личностью, соответствовать  идеалу, которого ждет от него ребенок, с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагога должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Поэтому при формировании профессиональной компетентности будущего педагога, необходимо вести деятельность по двум направлениям: подготовке студентов как будущих педагогов и работа с преподавателями.

     Учитывая  сложность и многогранность проблемы совершенствования профессиональной компетентности будущего педагога, в дальнейшем целесообразно продолжить работу в других направлениях педагогической компетентности.

     Автором планируется дальнейшая работа по заявленной теме – участие студентов в  практической конференции по итогам преддипломной практики. Продолжается отбор материала по названной  теме для  расширения диагностических  исследований.

 

      Литература

 
     
  1. Аминов  Н.А. Диагностика педагогических способностей. М,; Воронеж, 1997.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1., 1979.
  3. Большой толковый социологический словарь. М., 1999 (составители: Д.Джери, Дж. Джери).
  4. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
  5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001.
  6. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Педагогика, 1962.
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  9. // Информатика и образование – 2004 - № 4.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа – 2002. - № 2.
  11. Коротаев Е.В. Директор – учитель – ученик. Пути взаимодействия. М., 2000.
  12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  13. Лебедева Н.М., Малхазова Ф.М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии
  14. Миклухо-Маклай Н.Н. Со. Соч. Т.2., М., 1955.
  15. Немов Ф.С. Психология. М., 1994.
  16. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для 21 века, представителей ЮНЕСКО. Париж, 1997.
  17. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Язь, 1994.
  18. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
  19. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1986.
  20. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
  21. Сластенин В.А. Педагогика, – М. – 2002.
  22. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под рук. Л.И. Новиковой. М., 2003.
  23. Теоретическое основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.
  24. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.
  25. // Идентичность и толерантность / Под рук. Н.М. Лебедевой. М., 2002 .
  26. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002.
  27. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002.
 

 

     

     

     

       

       

     

     

     

 

     

     Приложение 2

     Ошибочные представления и метафоры-контропоры к ним

 
Педагогическая  мифологема
Метафора-контропора
Учитель может ученика перевоспитать
Учитель может  ему создать для этого условия.

                                     А. Бикеева

Существует  два мнения – мнение учителя и  неправильное
Я не согласен ни с одним из тех слов, которые вы говорите, но готов отдать жизнь за ваше право их говорить.

Вольтер

Задача  учителя – поучать, требовать, настаивать
Юноши, обдумывающие, как жить, спросили у старика:

«Можно  ли сразу же отличить умного от дурака?»

Старик  сказал, поглядевши ввысь:

«Я их легко различаю: Умный учится всю жизнь, Дурак всю жизнь поучает».

П.Железнов

Дети  не должны вести себя шумно
Вам никогда  не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж.Руссо

Ученики не должны спорить с учителем
Ученик никогда  не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

В.Г. Белинский

Функция учителя передача знаний
Плохой учитель  преподносит истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег

Не  стыдно и не вредно не знать
Всего знать  никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Л. Толстой

Мелочами  в поведении учеников можно пренебречь
Не умей отличать крупного от мелочей.
Признак хорошей работы учителя – абсолютное отсутствие конфликтов
Бесконфликтность  – конфликт наоборот.
В настоящее время хорошим учителем стать невозможно
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
 

 

     

     Приложение 3 

     Характеристика  профессиональной компетентности выпускника педагогического училища

     Профессиональная  компетентность педагога – сложное  индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств.

     При этом педагогический профессионализм  связан с высоким уровне самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности. 

Компоненты Показатели  уровня квалификации выпускника

Профессионализм

Умение анализировать; активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности; делать выводы на основе анализа собственных успехов и неудач; готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства организации профессиональной деятельности.

Инициативность

Самостоятельный выбор профиля подготовки, включая  профессиональную практику, ориентированность  на овладение ценностями образования.

Созидательность

Стремление  к профессиональному творчеству, самоотдача, способность адекватно  выбирать и использовать методы, формы  и средства для осуществления  целей и задач образования, ориентированность  на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль.

Адаптированность

Готовность  к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений социальной ситуации.

Динамизм

Знание об эволюции теорий и концепций, понимание необходимости и конкретного содержания изменений в зависимости от перемены ситуации.

Исследовательская компетентность

Владение методами научно-исследовательской деятельности.

Позиционная определенность

Проявление  личностных функций в учебной  и реальной профессиональной деятельности, навыки общения на ценностно-смысловом, эмпатийном уровне, адекватная самооценка.

Мобильность

Широта познавательных интересов, способность отказаться от принятого ошибочного решения, способность  альтернатив решения проблемы и  осуществления оптимального выбора.

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога