Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Это не они одни вели такое роскошное  застолье. Были и другие люди.

     Застолье, традиции застолья описывали в своих стихах – поэты, в художественных произведениях – писатели. Давайте послушаем.

     Не  сияет на небе солнце красное,

     Не  любуются им точки синие,

     То  за трапезой сидит в золотом венце

     Сидит грозный царь Иван Васильевич.

     Позади  его стоят стольники,

     Супротив  его все бояре и князья.

     По  бокам его все опричники.

     И пирует царь во славу Божию,

     В честь победы своей над Казанию.

                                                     (по М.Лермонтову)

     История застолий рассказывает и о старинных  свадьбах, где люди готовились к свадебному столу.

     Что же готовилось к свадебному столу? Необходимую  принадлежность свадебного пира уже  в стародавние времена составляла каша – овсяная, пшенная, ячменная. Во Воскресной летописи XIII века само слово «каша» употреблялось в значении свадебного пира: Александр Невский женился в 1239 году в г.Торопце, он праздновал там кашу. Кроме каши, пекли по обычаю свадебные караваи.

     А вот в доме Золотухино Галичского уезда сама подача каши на свадебный  стол сопровождалась интересным ритуалом: во время пира кухарка входит и заявляет матери невесты: «Каша жжется, в руки не дается!» Сваха дает ей полотенце, которое оставляет в пользу стряпухи. Кухарка зовет пирующих «тащить кашу», они протягивают от кухни к столу полотно, берутся за него и поют «Дубинушку». Наконец, «вытащили», и каша идет по столам. Еще одним свадебным кушаньем костромичей был пирог – «разгоняй», выносился он в конце пира на подносе над головой стряпухи с молитвой «Тебе Бога хвалим!»

     Шуточная  песня:

     Раз прислал мне барин чаю

     И велел его сварить,

     А я отроду не знаю

     Как проклятый чай варить.

     Взял  тогда, налил водички

     Всыпал  чай я весь в горшок

     И приправы, перцу, луку,

     Да  петрушки корешок.

     Разлил  варево по плошкам,

     Хорошенько  размешал.

     Остудив его немножко,

     На  господский стол подал.

     Гости с барином плевались,

     Сам он важно озверел,

     И отправив на конюшню

     Меня  выпороть велел.

     Долго думал, удивился

     Чем же мог не угодить?

     А потом-то догадался,

     Что забыл я посолить.

     Своими  роскошными обедами отмечались сын  графа Валентина Мусина – Пушкина. Он был первый по роскоши в то время в столице; известный чудак Прокопий Анкинфиевич Демидов, генеральша Разина, тамбовский помещик Рохманов.

     Русь  населяли и народы других национальностей. К теме о еде обращались и художники. Это живописные натюрмористы Мелендез, Машкова «Хлебы – наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая …»

     Это иллюстрации к «Капитанской дочке» - застолье Пугачева с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных  предчувствий песню: «Я за то, тебя, детинушка, пожалую среди поля хоромами высокими, что двумя ли столбиками с перекладиной».

     В эпоху средневековья вещи осмысливались  как знак, символ Божественного слова. Чаша, виноград, хлеб – таинство причастия.

     Изображение рыбы – знак Христа. Внимательно  вглядываясь в изысканные или аппетитные «завтраки», нельзя не заметить, как много в них разрезанного, расчлененного, как много фруктов, как любили изображать окорок.

     Главным героем натюрмористов выступает  толстый здоровяк – кувшин, наполненный  вином, селедка – самое распространенное блюдо.

     В старинные времена был такой  обычай. Когда вся семья собиралась за столом, то прежде, чем отец скажет слово, ребятишки лезли под стол и по солнцу опутывали ножки стола  лыковой веревкой, чтобы в будущем  году, все так же за столом собрались, бедой не разлучились. Про стол говорили: «В дом пришел – всех вокруг собрал».

     Русский народ к любому слову и присловию  сочинял пословицы и поговорки: «Пословица к слову молится, пословица  – всем делам помощница».

     Посмотрим, какие пословицы о застолье вы подобрали к уроку.

     Хлеб  да каша – пища наша.

     Худ обед, когда хлеба нет.

     Хлеб  да вода – наша мужицкая еда.

     Это лишь первая, внешне бросающаяся в  глаза характеристика этих пословиц.

     В заключение урока проведем небольшой  конкурс.

     1.Что  с собой брали в новую, только что построенную баню?

     2.В  старину хлеб запивали квасом. Как называется кушанье из  кваса, в которой мелко крошат  хлеб и лук? (Тюря)

     3.Какие  блюда, напитки русской кухни  вы знаете? (Щи, каша, кисель, пельмени, квас, сбитень).

     4.До  XVIII века на Руси картошку заменила … (репа).

     5.Что  такое «гуща» (Каша из ячменя  с горохом).

     За  правильный ответ дается баранка. У  кого больше баранок – тот победитель – приз.

     Благодарим  вас за участие,

     Вот сувениры вам на счастье.

     Гляди, любуйся, принимай,

     Себе  по вкусу выбирай.

     Выставка  книг, обзор литературы.

     III. Заключительное слово.

     Заглянули в старину мы – 

     Будто дождь омыл сердца.

     Только  не допели струны

     Нашу  песню до конца.

     Всех  не спеть нам славных песен,

     НЕ  сказать всех добрых слов.

     Край  российский наш чудесен,

     Вечный  он и вечно нов!

     IV. Итог урока.

     - Скажите, где в практической, педагогической  деятельности можно использовать  материал урока? 

 

      КОНСПЕКТ УРОКА 

     «ЗОЛОТЫЕ  РОССЫПИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» 

     Преподаватель:

     Баева Г.И.

     Тема: Золотые россыпи народной педагогики

     Цель:

     1.Приобщать  студентов к народному творчеству.

     2.Обогатить  содержание  воспитательного процесса.

     3.Выявить  умение применять знания по  народной педагогике в практической  деятельности, умение организовать  самостоятельную работу и анализировать результаты труда.

     4.Познакомить  с идеями народной педагогики  великих людей.

     5.Воспитывать  уважение к национальному наследию.

     Оборудование: видеофильм «Ярмарка в Кунгуре», «Педучилищу – 70», Книги К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», «История педагогики»

     Эпиграф: «Чем дальше в будущее входим,

     Тем больше прошлым дорожим,

     И в старом красоту находим,

     Хоть  новому принадлежим».

                                             В.Шафнер

     ПЛАН

     1.Вступительное  слово учителя.

     1.Стихотворение  – приветствие.

     2.Эпиграф.

     3.Музыка.

     II. Сообщение темы и коллективное определение целей урока.

     1.Работа  над понятиями темы.

     2.Определение  целей урока.

     III. Работа по теме урока …

     1.Из  истории вопроса.

     2.Современные  проблемы народной педагогики.

     3.Из  опыта студентов и учителей.

     4.Работа  с педагогической литературой.

     IV.Рефлексия.

     V. Итог урока. Оценивание.

     Добрый  день и поклон

     Вам, гости дорогие!

     Собрались со всех сторон

     Наши  все, родные.

     Я смотрю на ваши лица – 

     Хорошо, отрадно мне,

     Словно  я в огромной, дружной

     И приветливой семье.

                                      (Звучит народная песня).

     Посмотрите  на тему нашего урока: «Золотые россыпи народной педагогики». Наверное, есть о чем подумать, есть о чем поговорить. Эпиграфом к уроку можно взять такие слова … (эпиграф). Как вы думаете, какие цели преследует наш урок? Попытайтесь определить их.

     Цели:

     1.Приобщать  студентов к народному творчеству.

     2.Обогатить  содержание воспитательного процесса.

     3.Прививать  любовь к народному ремеслу,  народным песням, сказкам, пословицам, праздникам.

     4.Выявить  умение применять знания народной  педагогики на практике.

     Вернемся  к теме урока. Давайте определим понятия, которые встречаются в теме «Золотые» - как вы понимаете? «Не все то золото, что блестит» Смотрим словарь: «золото» - драгоценный металл (записать в тетрадь); «россыпи» - рассеялось, расположилось; «золотые россыпи» - обилие чего-либо ценного, хорошего; «народная педагогика» - рассеянное, драгоценное, принадлежащее народу.

     Духовное  богатство народа очень тесно  связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными  заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как  духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

     Так, определили ключевые понятия. Обратимся к истории вопроса. Вопросы особенностей воспитания детей интересовали просветителей, педагогов во все времена. Мы с вами отправимся в путешествие и увидим, что называется временным изменением.

     Воспитание  детей древних славян при первобытном общинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось в труде и во всей повседневной жизни общины путем непосредственного участия детей в трудовой деятельности взрослых, сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах. И в первую очередь усваивались обряды, обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших предков (научились тому, что делал взрослый, передавая свой опыт, свои традиции, обряды и т.д.).

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога