Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Далее, замечательным педагогическим праздником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал своим детям советы. Кто помнит какие? (Как жить, призывал любить Родину, быть трудолюбивыми, быть отзывчивыми к людям, к старшим быть почтительными, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, и в то же время уважать и соблюдать традиции народа).
А основатель педагогики, «отец педагогической науки» Я.А. Коменский уже в первой работе, начатой в 1612 г. «Сокровища чешского языка» проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, географию, записывает чешские пословицы. Именно написанная им «Чешская дидактика» становится предшественницей «Великой дидактики». В его лучших произведениях – «Мудрость старых чехов», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 г.», «Об изгнании из школы косности» и др. выражает глубокое уважение к педагогической культуре народа. Однако с сожалением Коменский отмечал, что уже в его время народ и народные языки находились в величайшем презрении, чем им наносилась величайшая обида, и что всякому народу все должно передаваться на его собственном языке.
Посмотрит дальше. Осмыслив народные традиции воспитания, педагогические явления, к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 века, начала XX века, продолжил путь русский педагог К.Д. Ушинский. Именно ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребности и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.
Как вы думаете, что же лежит в основе педагогической системы Ушинского? Какова идея? В основе лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью … воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах … Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) / «История педагогики», с.232/.
К.Д. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения «Родное слово» и «Детским мир». Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка. НО на этих книгах воспитывались многие поколения («Родное слово» выдержало около 150 изданий). В книгах много басен, сказок, пословиц и т.д.
Время неумолимо движется вперед. Многие педагоги продолжают идеи народности, показывая жизнь народа в фольклоре, сказках, традициях, обрядах.
В.А. Сухомлинский.
Идеи народной педагогики продолжил в своих трудах, в своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. Откуда, где он брал материал? Воодушевление, научные силы он черпал прежде всего из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа – это «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа». Призвание школы в цивилизованном обществе – не только учить и воспитывать детей, но и формировать историческую общность, имя которой – народ.
Педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. При этом у учащихся формируется «корень духовности», «сердцевина человека – любовь к Родине». И мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке сызмательства и начинается с любви к матери, отцу, дедушке, бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и отечественной истории.
Без таких истоков формирования «корня духовности», без могучих средств народной педагогики, считал педагог, невозможно организовать полноценного воспитания. В своих произведениях В.А. Сухомлинский показывает, опыт воспитания детей в семье, где сохраняются как святыни народные традиции воспитания.
«Хорошие народные традиции живут в семье самого маленького мальчика Данька. Трое детей – 6, 8 и 9 лет остаются на хозяйстве, когда мать и отец на работе. Малыши готовят обед и ужин, доят корову, ухаживают за растениями на огороде … В семье царит уважение к труду, можно сказать, культ труда» / «Сердце отдаю детям», с.24/.
Традиции в Павлышской школе /с.108/
Следуя заветам народной педагогики Сухомлинский использовал все многообразие путей, форм и методов учебно-воспитательной работы. Все направления воспитательного воздействия на учащихся, разнообразие и самобытные формы работы в школе (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты, уроки мышления и др.) раскрывали детям человеческие качества, вызывали восхищение, духом человека, его красотой.
Итак, мы рассмотрели несколько периодов развития нашего общества и увидели, что каждый период влечет изменения в содержании технологии школьного воспитания. Вместе с тем, все педагогики, учитывая особенность воспитывающей среды, считали, что обучение и воспитание детей должно быть направлено на общечеловеческие ценности. А один из главных путей обновления школы – развитие ее на основе народной педагогики. А процесс развития личности в народной педагогике рассматривается как целостный педагогический процесс, многоаспектный, многофакторный, продолжающий длительное время и продолжающий преемственность поколений. Важнейшее в воспитании это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укрепились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину («хлеб – соль»), любая клятва закреплялась богом и хлебом.
Диалектическое становление идей народной педагогики было ориентировано на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направленную ответственность перед собой и миром. Так, например, образ жизни и законы природы были слиты в единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий к природе, будь то сорванный цветок, посажанная в клетку певчая птица или другое животное. Любоваться и наслаждаться их красотой – внушалось с детства, там, где они растут и обитают. Такая позиция была глубоко гуманистической и характерной для многих народов. Это выражается в культе божьей коровки. Для многих народов характерно ловить только крупную рыбу, а мелкую заботливо выпускают в воду со словами: «Плыви и возвращайся большой».
Согласно традиционному мировосприятию, все, что нас окружает – растения, животные, люди – это создания единой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Когда переступаются нормы и правила общения с живой природой, наступает дисгармония. Это убеждение уяснялось ребенком в раннем детстве. Например, с древних времен существует пословица: «Не разоряй птичье гнездо, будет плохо, накажет всевышний». Не растерять, а сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач обучения и воспитания. И эту задачу можно отнести к современной школе.
Академик Д.С. Лихачев в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу. Чтобы проводить эту работу с учащимися будущий учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Что же составляет основу народной педагогики? Духовная культура, народные традиции, обычаи, обряды, пословицы, составляют основу народной педагогики. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса. Однако все это не может быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования зависит от умения воспитателя использовать все ценное в общем контексте педагогических воздействий.
Без
грамотного и достаточно серьезного,
научно-обоснованного решения
Давайте посмотрим, чем можно обогатить наши знания по народной педагогике.
А сейчас, поговорим? О чем?
Об этом и о том.
О том, что знаешь ты,
А что-то мне известно, поговорим?
Поговорим, вдруг будет интересно!
У нас в городе есть традиция проводить ярмарки – «Ярмарки мира и солидарности». В училище есть ансамбль народной песни под руководством Н.В. Шестаковой, есть традиции: «Белая акация» - возрождение традиций. Последнее воскресенье ноября объявлено в России Днем матери. Однако в Пермской области этот день отмечался намного раньше. Значит это уже традиция.
Также к народной педагогике относим и пословицы и поговорки, которые составляют богатое наследие народа. Их можно классифицировать по направлениям, в которых отражены требования к различным качествам личности. А знаете ли вы эти пословицы? (К поведению в быту, к скромности и справедливости, к языку, культуре общения).
Итак, мы убедились, что народную педагогику знать надо, и наверное, пришло то время, когда надо собирать золотые россыпи (рассеянные драгоценности). Об этом и говорят документы Министерства образования. Статья 2 Закона РФ «Об образовании» - принципы построения системы образования (Государственный стандарт - зачитать).
Народная пословица гласит «Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства».
- Выставка
- Краткий обзор литературы.
Рефлексия: «Я поняла что …», «Я узнала …».
Вернемся к целям урока. Вспомним ли мы цели? Как вы думаете, в какой форме проводился урок? (Посиделки). Почему? Что это?
Посиделки – одна из форм активного деревенского отдыха, в основе которого лежат трудовые, нравственно-бытовые и фольклорные традиции.
Посиделки – не просто время провождения. Они имели в себе ростки культуры, являясь хранителями лучших традиций народного творчества, и в то же время ревностно оберегали интимную обстановку. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать свое искусство в рукоделии, песне, пляске.
В ходе посиделок учащиеся знакомятся с одной из форм общения, воспитывается уважение к национальному наследию, стремлению сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.
ОПРОС:
1.Испытываете
ли вы потребность в
2.Хотели ли вы участвовать в самодеятельности (народный, хоровой, танцевальный коллективы)?
3.Связываете ли вы возрождение русского народа с возрождением русских праздников, обрядов, обычаев, традиций?
Ответы:
1.Да – 67 %, Нет – 33 %
2.Да – 42 %, Нет – 52 %
3.Да – 79 %, Нет – 21 %
Аншлаг-подставка: «Из бабушкина сундучка», «Художественны промыслы», «Делаем своими руками».
Пословицы:
- Для дорого гостя и двери настежь!
- Дело мастера боится.
- Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
по
теме: «Проблемы обучения детей со
специальными образовательными нуждами».
Преподаватель:
Баева Г.И.
Тема: Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами.
Цель: формирование познавательного интереса к изучаемой проблеме. Развивает «внутренних» оснований (знания, умения), которые будут способствовать управлению будущей деятельностью.