Теоретические основы международной торговли

Автор: Игорь Молодавкин, 11 Июня 2010 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По не¬которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про¬центов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..….3
1.Общая характеристика международной торговли……………………..…4
1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4
1.2. Теории международной торговли………………………………….…....6
1.3. Эффективность международной торговли…………………….…...…10
2. Внешнеторговая политика…………………………………………....….14
2.1. Направления внешнеторговой политики……………………………...14
2.2. Международные объединения………………………………………....17
2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20
3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25
3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25
3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………….......……..29
Глоссарий………………………………………………………………....…30
Список использованных источников……………………………...….…...32
Приложения…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономическая теория
Тема Теоретические основы международной торговли
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
Файл  титульного листа  

 

      Содержание

Введение………………………………………………………………..…..….3

1.Общая характеристика  международной торговли……………………..…4

1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4

1.2. Теории международной  торговли………………………………….…....6

1.3. Эффективность  международной торговли…………………….…...…10

2. Внешнеторговая  политика…………………………………………....….14

2.1. Направления  внешнеторговой политики……………………………...14

2.2. Международные  объединения………………………………………....17

2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20

3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25

3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25

3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26

Заключение……………………………………………………….......……..29

Глоссарий………………………………………………………………....…30

Список использованных источников……………………………...….…...32

Приложения…………………………………………………………………34

 

Введение

      Традиционной  и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.

         Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. И от того какую политику проводит государство в этой области, во многом зависит благополучие всей экономики.

      Всего полтора десятка лет назад  Россия начала переход к рыночной экономике, которая не может существовать без активных отношений (в том числе торговых) с экономиками других государств. На сегодняшний день в эпоху экономической интеграции вопросы международной торговли  без сомнения являются актуальными.

             Целью данной работы является изучение международной торговли и внешнеторговой политики. Можно выделить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы международной торговли и внешнеторговой политики;  охарактеризовать основные международные объединения и мировые рынки; рассмотреть внешнюю торговлю России.

 

     Основная  часть

              1. Общая характеристика международной торговли

     1.1. Основные определения и тезисы

      Рассмотрим  основные понятия и тезисы, применимые к международной торговле.

 Существует  большое количество определений международной торговли, вот некоторые из них:

  • Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.
  • Международная (внешняя) торговля — торговля товарами и услугами между странами.
  • Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
  • Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Мы видим, несмотря на различные формулировки, суть внешней торговли состоит в  наличии торговых отношений между  странами.

      Международная торговля является центральным звеном в сложной системе хозяйственных связей между странами, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему.

      Международная (внешняя) торговля нужна для большинства стран как в экономическом, так и социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Внешняя торговля способствует более эффективному использованию внутренних ресурсов, а также ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны и за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов.

      Внешняя и внутренняя торговля имеют существенные различия: 

  • ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внутри страны;
  • во внутренней торговле каждая страна использует свою валюту, а во внешней — мировую;
  • внешняя торговля более подвержена политическому контролю.

      В рыночной экономике внешняя торговля возникает в силу того, что спрос и предложение различаются от страны к стране. Со стороны спроса страна может обладать неплохим потенциалом для производства того или иного блага, однако не полностью удовлетворять свою потребность в нем. Иначе говоря, внутренний спрос на какое-то благо не обязательно равен его производству. Со стороны предложения практически ни один ресурс не распределен равномерно по всей земле. Какие-то страны обладают большими материальными и людскими ресурсами (квалифицированные кадры), а другие очень нуждается в них. Многие ресурсы нелегко перевезти из одной страны в другую. Это справедливо в отношении климата, земельных угодий и залежей полезных ископаемых. Сложности перевозки ресурсов из одной страны в другую стимулируют развитие альтернативы — перевозки готовых благ.

      Основой международной торговли является международное разделение труда, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

     1.2. Теории международной торговли.

      В экономических науках можно встретить  различные взгляды на составляющие международной торговли, а также ответы на основные вопросы:

  • что лежит в основе международного разделения труда?
  • какая международная специализация является наиболее 
    эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им 
    наибольшие выгоды?

и многие другие.

      Рассмотрим  основные теории международной торговли.

    Теории  абсолютного преимущества и сравнительных издержек производства

      Основы  теорий международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX вв. Выдающимися английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо.

        А. Смит в своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 году, сформулировал теорию абсолютного преимущества. Согласно этой теории большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производства того товара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Например, если есть более плодородные земли, благоприятные месторождения природных ресурсов или местоположение страны.

      Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который в 1819 году в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» сформулировал теорию сравнительного преимущества, или сравнительных издержек, впоследствии получившую широкую известность. Согласно теории сравнительных издержек каждая страна может извлечь огромную выгоду, специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом.

      Производственные  возможности разных стран сильно отличаются друг от друга. Если даже случается так, что две страны могут производить одни  и те же товары, то каждая из них без труда обнаружит, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве какого-то определенного товара и торговать им в обмен на другие товары.

      Приведем  пример: Допустим, что производство 25 м сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает 50 л португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в течение года. На производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек в течение года.

      Абсолютные  издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравнительные издержки в Португалии по сукну больше, чем в Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство единицы вина. В Португалии они составляют: 90/25:80/50=9/4, а в Англии: 100/25:120/50=5/3. В то время как сравнительные издержки по вину составляют 4/9 в Португалии и 3/5 в Англии.

      Следовательно, Англия найдет боле выгодным ввозить вино и покупать его посредством вывоза сукна. А Португалии выгодно ввозить сукно в обмен на вино.

      До  тех пор, пока между обеими странами существует различие в относительной эффективности при производстве разных товаров, всегда можно убедиться в том, что даже бедная страна обладает сравнительным преимуществом в отношении тех товаров, в производстве которых она обладает относительно наибольшей эффективностью. Точно так же богатая и высокопроизводительная страна обнаружит, что ей следует специализироваться в тех отраслях производства, где она располагает сравнительным преимуществом, и импортировать те товары, при производстве которых она поставлена в сравнительно неблагоприятное положение. Итак, если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран.

      Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли вытекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны. Так страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает преимуществом. В реальной действительности такой полной специализации быть не может, так как издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. Таким образом, максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.

    Теория  международной торговли Хекшера – Олина

      В течение нескольких десятилетий  после смерти Д. Риккардо его теория сравнительных преимуществ оставалась, по существу, единственной теорией международного разделения труда и мировой торговли.

      Новая модель была создана шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера — Олина господствовала в экономической литературе. Олин в 1977 г. получил Нобелевскую премию по экономике. Нобелевским лауреатом стал и П. Самуэльсон, внесший наибольший вклад в развитие и уточнение модели. В знак признания его заслуг модель часто называют моделью Хекшера — Олина — Самуэльсона.

Информация о работе Теоретические основы международной торговли