Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:49, курсовая работа
Планирование представляет собой проектирование желаемого будущего состояния предприятия и эффективных путей его достижения. Проектирование желаемого будущего означает, что должна быть определена цель деятельности и развития хозяйствующего субъекта. Проектирование эффективных путей достижения поставленных целей предусматривает определение перечня требуемых средств, их количества и календарных дат их получения.
Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1 Объем продаж, план сбыта продукции….......................................4
Объем продаж: сущность, цели…………………….…………….…..….4
Порядок обоснования плановых решений по объему продаж……..…11
Методы определения объема продаж…………………………..………19
Раздел 2 Планирование объема продаж и разработка плана сбыта на примере ОАО«Химлаборприбор»……………………………….…............21
2.1 Характеристика предприятия и сферы его деятельности……………21
2.2 Анализ темпов роста производства и продажи товаров..…...... ……..26
2.3 Анализ роста и прироста производства и продаж товаров..................27
2.4 Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах ……………………................28
2.5 Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах…………………..................30
2.6 Оценка доходности продаж всей продукции ………..........................32
Глава 3. Планирование продаж и составление плана по сбыту продукции
3.1.Исследование конъюнктуры рынка………………………………..….34
3.2.Планирование ассортимента продукции………………………….…..34
3.3. Оценка конкурентоспособности товара………………………………35
3.4 Обоснование отпускной цены……………………………..…….…….37
3.5 Составление плана продаж товаров……………………………………38
Заключение…………………...…………………………………….. ………40
Список используемых источников и литературы……............……………42
*организация
и проведение выставок, ярмарок,
аукционов, торгов как в
*организация
и эксплуатация объектов
*ведение благотворительной деятельности.[5]
2.2 Анализ темпов роста производства и продажи товаров
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение [4].
Таблица 2.2 - Анализ темпов роста производства и продажи товаров
Годы |
Объем производства, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % |
2010 |
184822 |
100,00 |
146562 |
100,00 |
2011 |
172909 |
93,6 |
131517 |
89,8 |
Темп роста определяется по формуле:
(1)
где:
y - уровень сравниваемого периода;
y i-1 - уровень предшествующего периода.
Анализ темпов роста производства и продажи товаров показал, что за анализируемый период объем производства уменьшился относительно предыдущего года на 6,4%, а объем продаж на 10,2%.
Наглядно эти процессы представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1 Анализ темпов роста производства и продажи товаров
2.3 Анализ роста и прироста производства и продаж товаров %
Анализ роста и прироста производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов темпов роста и прироста. Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка [4].
Таблица 2.2 - Анализ роста и прироста производства и продаж товаров %
Годы |
Темпы роста объема производства |
Темпы роста объема продаж |
2010 |
100 |
100 |
2011 |
93 |
89 |
Сумма |
193 |
189 |
Среднеарифметическое (Тср) |
96 |
94 |
Среднее значение |
96.5 |
94.5 |
Прирост (Тпр) |
-3. 5 |
-5. 5 |
Анализ роста и прироста производства и продаж товаров показал, что за анализируемый период темп роста объема производства и объема продаж уменьшился. Объем производства снизился на 3,5% в анализируемом периоде, и объема продаж на 5,5%. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров в 2011 году уменьшился 7%, а продаж – 11%. Это говорит, что спрос на товары падает и это привело к снижению объема производства и объема продаж. Для увеличения объем производства, путем улучшения продаж можно двумя способами: осуществить активный поиск новых клиентов и сделать так, чтобы уже существующие клиенты стали приобретать больше произведенной продукции, чем обычно, например путем предоставления скидок постоянным покупателям
2.4 Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах
Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации. Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
Рост производства продукции (работ
и услуг) в стоимостном выражении
– один из обобщающих показателей
экономической эффективности
Таблица 2.3- Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах
Вид товара |
Объем производства, тыс.руб. |
Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план |
факт |
отклонение (+, -) (план-факт) |
в % к плану (факт/ план)*100% |
план |
факт |
отклонение (+, -) (план-факт) |
в % к плану (факт/ план)*100% | |
Колба Кьельдаля 2-100-29 ТС |
1234 |
2354 |
+1120 |
190,8 |
5230 |
4263 |
-967 |
81,60 |
Банка 2000 мл для бюреток ТС |
2345 |
3125 |
+780 |
133,30 |
1235 |
1200 |
-35 |
97,20 |
Стекло часовое 200 мм ХС |
4568 |
1235 |
-3333 |
27,1 |
1245 |
2040 |
+795 |
163,9 |
Цилиндр 2а-2000-2 с пласт. пробкой ТС |
1287 |
2084 |
+797 |
162,00 |
854 |
112 |
-742 |
13,2 |
Итого: |
9434 |
8798 |
-636 |
93..3 |
8564 |
7615 |
-949 |
89,00 |
Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах показал, что за анализируемый период организация в целом неэффективно справляется с планами производства и продаж. И не выполнение плана производства на 6,7% подкрепляется соответствующим не выполнением плана по продажам, на 11%. Негативной представляется вся система факторных показателей, поскольку они значительно ниже планируемых. Руководству организации следует обратить внимание на повышение факторных показателей объема производства и объема продаж, путем усиления текущего контроля, который позволит контролировать ситуацию в ежедневном режиме, не допуская отклонений от первоначально заданного плана, уже в моменте фиксировать причины отклонений, устранять негативные факторы.
2.5 Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах
Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели.
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, и по каким ценам продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость [4].
Таблица 2.4 - Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах
Вид товара |
Объем производства товаров, тыс. руб. |
Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года (план отчетного года-план прошлого года) |
Изменение фактического объема производства в отчетном году | |||||||
прошлый год |
отчетный год |
относительно плана (факт отчетного года-план отчетного года) %=тыс. руб./план отчетного года*100 |
относительно прошлого года (факт отчетного года-факт прошлого года) %=тыс. руб./факт прошлого года*100 | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Колба Кьельдаля 2-100-29 ТС |
1234 |
1258 |
1234 |
2354 |
- |
- |
+1120 |
190,8 |
+1096 |
187.2 |
Банка 2000 мл для бюреток ТС |
2345 |
1235 |
2345 |
3125 |
- |
- |
+780 |
133,30 |
+1890 |
253.1 |
Стекло часовое 200 мм ХС |
4568 |
5631 |
4568 |
1235 |
- |
- |
-3333 |
27,1 |
-4396 |
21..93 |
Цилиндр 2а-2000-2 с пласт. пробкой ТС |
1287 |
1245 |
1287 |
2084 |
- |
- |
+797 |
162,00 |
+839 |
167.4 |
Итого: |
9434 |
9369 |
9434 |
8798 |
- |
- |
-636 |
93..3 |
-571 |
93..9 |
Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах показал, что за анализируемый период было выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового в отчетном году. Отклонение итогового показателя составляет 93,3%. Анализ показывает, что присутствуют ошибки при изготовлении и реализации продукции, так как план превышает фактический объем производства и продаж. В таблице отражены сведения, позволяющие делать выводы о качестве производства и стратегии организации.
От объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, нужно снизить норму расхода сырья и материалов с помощью внедрения новых технологий.
2.6 Оценка доходности продаж всей продукции
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. коэффициенты рентабельности показывают, на сколько прибыльна деятельность предприятия. Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия, долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности, предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости; расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат [4].
Таблица 2.6 - Оценка доходности продаж всей продукции
Показаетли |
Номер строки |
Базисный год |
Отчетный год |
Изменение (-,+) |
Выручка от продаж продукции, тыс.руб |
01 |
184822 |
172909 |
-11913 |
Полная себестоимость проданной продукции, тыс.руб |
02 |
146562 |
131517 |
-15045 |
Прибыль или (убыток ) от продаж, тыс.руб |
03 |
5002 |
1906 |
-3096 |
Доходность продаж,% |
04 |
2,7 |
1,1 |
-1,6 |
Величина активов, тыс.руб |
05 |
188254 |
179156 |
-9098 |
Коофициент оборачивоемости активов, обороты |
06 |
0,98 |
0,97 |
-0,01 |
Рентабиельность активов, % |
07 |
2,7 |
1,1 |
-1,6 |