Анализ формирования и использования прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – на основе анализа формирования прибыли коммерческой организации выявить пути ее увеличения.

В соответствие с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы сущности прибыли, ее формирования и распределения;

2. Проанализировать финансовые результаты ЗАО «АЛСЭН» в динамике за 2007-2009 гг.;

3. Определить пути увеличения прибыли ЗАО «АЛСЭН».

Содержание

Стр.
Введение 3
1 Теоретический аспект формирования, распределения и использование прибыли коммерческой организации 5
1.1 Сущность прибыли коммерческой организации, как конечного финансового результата 5
1.2 Формирование прибыли коммерческой организации и факторы, влияющие на ее величину 15
1.3 Распределение и использование прибыли коммерческой организации 26
2 Анализ формирования и использования прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики») 34
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Алтайские средства энергетики», его роль на рынке продаж дизель-электрических установок 34
2.2 Анализ формирования конечного финансового результата деятельности предприятия 38
2.3 Факторный анализ изменения прибыли ЗАО «Алтайские средства энергетики» 43
3 Пути увеличения прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики») 52
Заключение 62
Библиографический список 64

Работа содержит 1 файл

дипломчики.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

      2.2 Анализ формирования конечного финансового результата деятельности предприятия 

     Обобщающим  показателем анализа и оценки эффективности деятельности предприятия  является финансовый результат, который  характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

     Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав, структуру и динамику прибыли предприятия.

     Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

     Цель  анализа показателей прибыли  – дать количественную оценку причин изменения прибыли, выявив при этом влияние расходов на производство продукции.

     Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия, представленные в «Отчете о прибылях и убытках».     

Таблица 2.1 - Результаты финансовой деятельности ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009 изменения
2008-2007 2009-2008
абсолютные, тыс.руб. темп роста, % абсолютные, тыс.руб. темп роста, %
Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг 108755 107502 101285 - 1253 98,85 - 6217 94,22
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 93755 93293 89497 - 462 99,51 - 3796 95,93
Валовая прибыль 15000 14209 11788 - 791 94,73 - 2421 82,96
Коммерческие  расходы 282 84 185 - 198 29,79 101 220,24
Управленческие  расходы 5417 6856 7890 1439 126,56 1034 115,08
Прибыль от продаж 9301 7269 3713 - 2032 78,15 - 3556 51,08
Проценты к уплате 1522 1509 1088 - 13 99,15 - 421 72,10
Доходы  от участия в других организациях 1820 434 3967 - 1386 23,85 3533 914,06
Прочие  доходы 64 1181 2499 1117 1845,31 1318 211,60
Прочие  расходы 452 1827 2565 1375 404,20 738 140,39
Прибыль до налогообложения 9211 5548 6526 - 3663 60,23 978 117,63
Текущий налог на прибыль 1862 1643 838 - 219 88,24 - 805 51,00
Чистая  прибыль отчетного периода 7349 3905 5688 -3444 53,14 1783 145,66
 

     Из результатов таблицы можно сделать следующие выводы о результатах финансовой деятельности ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 гг.: в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается снижение выручки от продаж на 1253 тыс. руб. и себестоимости проданных товаров, продукции на 462 тыс. руб., при этом темп роста составил 98,85 % и 99,51 % соответственно, что повлияло на уменьшение валовой прибыли на 791 тыс. руб., темп роста которой составил 94,73 %. Также в 2008 году наблюдается сокращение коммерческих расходов на 198 тыс. руб., но при этом возросли управленческие расходы на 1439 тыс. руб., темп роста которых составил 29,79 % и 126,56 % соответственно. Резко выросли в 2008 году прочие доходы и их темп прироста составил 1745,31 %, также значительно увеличились прочие расходы, темп прироста которых составил 304,20 %. В 2008 году доходы от участия а других организациях сократились на 76,15 %, по сравнению с 2007 годом, при этом в 2009 году они резко возросли до 3967 тыс. руб. и их темп роста составил 914,06 %. В 2009 году наблюдается значительное увеличение коммерческих расходов на 101 тыс. руб. и их темп роста составил 220,24 %. Уменьшение темпа роста выручки от продаж в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 4,63 % отрицательно сказалось на размере валовой прибыли, темп роста которой снизился с 94,73 % в 2008 году до 82,96 % в 2009 году. В 2008 году по сравнению с аналогичным предыдущим периодом размер чистой прибыли снизился на 3444 тыс. руб. и ее темп роста составил 53,14 %, при этом в 2009 году по сравнению с предшествующим годом чистая прибыль выросла до 5688 тыс. руб. и ее прирост составил 45,66 %.   

     Наиболее  наглядно структура основных финансовых результатов деятельности ЗАО «АЛСЭН» за анализируемый период представлена на         рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Структура основных финансовых результатов деятельности ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 гг. 

     Данные  формы №2 «Отчета о прибылях и  убытках »позволяют раскрыть структуру  всех основных элементов, формируемых  конечные финансовые результаты –  чистую прибыль (убыток) (Табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечного финансового результата деятельности ЗАО «АЛСЭН»

Показатель Структура элементов формирования чистой прибыли  в выручке от продаж, % изменение структуры,% 2008-2007 изменение структуры,% 2009-2008
2007 2008 2009
Выручка от продаж 100 100 100 - -
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг 86,21 86,78 88,36 0,57 1,58
Валовая прибыль 13,79 13,22 11,64 -0,57 - 1,58
Коммерческие  расходы 0,26 0,08 0,18 - 0,18 0,10
Управленческие  расходы 4,98 6,38 7,79 1,4 1,41
Прибыль от продаж 8,55 6,76 3,67 -1,79 -3,09
Прочие  доходы 0,06 1,10 2,47 1,04 1,37
Прочие  расходы 0,42 1,70 2,53 1,28 0,83
Прибыль до налогообложения 8,47 5,16 6,44 -3,31 1,28
Налог на прибыль и иные аналогичные  обязательства 1,71 1,53 0,83 - 0,18 - 0,7
Чистая прибыль 6,76 3,63 5,62 -3,13 1,99
 

     Из  результатов таблицы можно сделать  следующие выводы о результатах  структуры элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 гг.: наибольшую долю выручки от продаж за весь анализируемый период составляет себестоимость проданных товаров, продукции, в 2007 году – 86,21 %, в 2008 году – 86,78 %, в 2009 году – 88,36 %. С 2007 года по 2008 год себестоимость проданных товаров возросла на 0,57 %, что повлияло на снижение валовой прибыли до 14209 тыс. руб. С 2008 года по 2009 год увеличение доли себестоимости проданных товаров в выручке от продаж привело к сокращению валовой прибыли на 1,58 %. Помимо роста доли себестоимости поданных товаров в выручке от продаж, в 2008 году возросла доля управленческих и прочих расходов на 1,4 % и 1,28 % соответственно, что повлияло на снижение чистой прибыли на 3,13 %. Положительным фактом можно отметить рост прочих доходов в течение всего рассматриваемого периода: в 2008 году – на 1,04 %, а в 2009 году – на 1,37 %. В 2009 году доля чистая прибыли в выручке от продаж  возросла на 1,99 % по сравнению с предыдущим периодом, на ее рост повлияло уменьшение налога на прибыль и иных аналогичных обязательств на 0,7 %, а также увеличение доли прочих доходов в выручке от продаж до 2,47 %.   

  Произведем анализ относительных характеристик финансовых результатов предприятия, а именно показателей рентабельности, как параметров, характеризующих интенсивность использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и прибыль. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом.

Таблица 2.3 - Показатели рентабельности ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 гг., %

Показатель 2007 2008 2009
Рентабельность производства 9,92 7,79 4,15
Рентабельность  продаж 8,55 6,76 3,67
Рентабельность  активов 17,62 8,43 8,61
Рентабельность  внеоборотных активов 53,90 25,87 32,49
Рентабельность  оборотных активов 19,01 7,70 9,76
Рентабельность  собственного капитала 39,78 16,20 19,68
 

     Из  результатов таблицы можно сделать  следующие выводы о динамики показателей  рентабельности ЗАО «АЛСЭН» за 2007-2009 годы: на конец 2009 года рентабельность производства составляет – 4,15 %, это означает, что организация получает 0,042 рублей прибыли приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. За рассматриваемый период наблюдается тенденция значительного снижения данного показателя, что является отрицательным фактом. Аналогичная тенденция просматривается и при анализа показателя рентабельности продаж, который в 2008 году снизился на 1,79 % по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году снизился на 3,09 % по сравнению с предыдущим периодом, и составил 3,67 %, это означает, что организация получает 0,037 рублей прибыли с одного рубля выручки.  

      Наблюдается резкое снижение рентабельности активов  с 17,62 % в 2007 году до 8,43 % в 2008 году, однако в 2009 году этот показатель увеличился на 0,18 % и составил 8,61 %, это свидетельствует о том, что организация получает 0,086 рублей прибыли с одного рубля своего имущества.

      В 2008 году рентабельность внеоборотных активов существенно снизилась  на 28,03 % по сравнению с предыдущим периодом, но уже в 2009 году этот показатель вырос до 32,49 %, что является положительным фактом. Таким образом в 2009 году организация получает 0,325 рублей прибыли с одного рубля внеоборотных активов.

      При анализе рентабельности оборотных  активов наблюдается резкое снижение этого показателя в 2008 году на 11,31 % по сравнению с 2007 годом, но уже в 2009 году рентабельность оборотных активов выросла на 2,06 % и составила 9,76 %, это означает, что организация получает 0,098 рублей прибыли с каждого рубля, вложенного в оборотные активы организации.

      В 2008 году рентабельность собственного капитала значительно снизилась на 23,58 % по сравнению с аналогичным предшествующим периодом, однако в 2009 году этот показатель вырос до 19,68 %, что является положительным фактом. Таким образом, в 2009 году организация получает прибыль в размере 0,197 рублей с одного рубля собственных средств. 
 
 

      2.3 Факторный анализ изменения прибыли ЗАО «Алтайские средства энергетики» 

      В связи с процессом постоянного  развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения (∆) прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

  • объема выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг);
  • структуры реализации;
  • себестоимости проданных товаров, продукции;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов;
  • цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

      Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию (Табл. 2.1) и аналитической (Табл. 2.4), исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).

      Исходя  из данных (Табл. 2.4) рассчитаем влияние факторов на изменение (уменьшение) прибыли от продаж ЗАО «АЛСЭН» за 2008-2009 гг., которое составило – 3556 тыс. руб.

Таблица 2.4 - Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (уменьшение) прибыли от продаж по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и других учетных данных ЗАО «АЛСЭН» за 2008-2009 гг.

№ п/п Показатель и его условное обозначение 2008 Реализация  отчетного года по ценам и затратам предыдущего года (специальный расчет) 2009
1 Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб., N 107502 97050 101285
2 Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб., S 93293 84223 89497
3 Коммерческие  расходы, тыс. руб., КР 84 76 185
4 Управленческие  расходы, тыс. руб., УР 6856 6189 7890
5 Прибыль от продаж, P 7269 6562 3713
6 Темп роста  выручки от продаж, рассчитанный в  ценах предыдущего (базисного) года, % 107502 97050 90,28
 

      Методика  расчета влияния факторов на уменьшение прибыли от продаж за 2008-2009 гг.

  1. Расчет изменения прибыли от продаж (∆Р): 3713 – 7269 = -3556 тыс. руб.
  2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах: (97050/ 107502) ×100 = 90,28 %; тогда темп прироста объема продаж составил: - 9,72 %.
  3. Расчет прироста прибыли в связи с уменьшением объема продаж на 9,72 % (90,28 - 100):

Информация о работе Анализ формирования и использования прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики»)