Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:56, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – на основе анализа формирования прибыли коммерческой организации выявить пути ее увеличения.
В соответствие с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы сущности прибыли, ее формирования и распределения;
2. Проанализировать финансовые результаты ЗАО «АЛСЭН» в динамике за 2007-2009 гг.;
3. Определить пути увеличения прибыли ЗАО «АЛСЭН».
Стр.
Введение 3
1 Теоретический аспект формирования, распределения и использование прибыли коммерческой организации 5
1.1 Сущность прибыли коммерческой организации, как конечного финансового результата 5
1.2 Формирование прибыли коммерческой организации и факторы, влияющие на ее величину 15
1.3 Распределение и использование прибыли коммерческой организации 26
2 Анализ формирования и использования прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики») 34
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Алтайские средства энергетики», его роль на рынке продаж дизель-электрических установок 34
2.2 Анализ формирования конечного финансового результата деятельности предприятия 38
2.3 Факторный анализ изменения прибыли ЗАО «Алтайские средства энергетики» 43
3 Пути увеличения прибыли коммерческой организации (на примере ЗАО «Алтайские средства энергетики») 52
Заключение 62
Библиографический список 64
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. Для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии.
При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышение деловой репутации организации. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т.е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат – сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.
Дивидендная политика является важнейшим процессом управления структурой капитала и оказывает существенное влияние на развитие предприятия. Она предполагает решение вопросов, в числе которых максимизация совокупного состояния акционеров и достаточность финансирования деятельности предприятия. Поиск оптимальных пропорций распределения прибыли на дивиденды и развитие продиктован, с одной стороны, необходимостью направления доходов на развитие производства, а с другой, желанием акционеров максимизировать свой доход. Политика дивидендов должна быть привлекательной для акционеров и стимулировать новые инвестиции. Успешное осуществление данной политики должно постоянно увеличивать курсовую стоимость акций при одновременном увеличении объемов производства и продаж. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке и уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности фирмы со стороны других акционеров. Решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров предприятия. Законом установлены жесткие ограничения на выплату дивидендов. Решение об их выплате не может быть принято:
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства – уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях сокрытия прибыли от налогообложения взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
Важную
роль в обеспечении финансовой устойчивости
играет размер резервного капитала. В
рыночном хозяйстве отчисления в
резервный капитал носят
Помимо резервного фонда в уставе акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Средства этого фонда могут быть израсходованы только на приобретение акций общества для последующего размещения их среди его работников.
На фирмах, где резервирование прибыли законодательно не предусмотрено, вопрос о необходимости создания финансовых резервов должен решаться с учетом конкретной ситуации. Ответ на него быть может положительным, когда речь идет о реализации инновационных проектов, осуществление рискового варианта вложения средств, ведении операций на фондовом рынке и в других сферах с повышенной степенью коммерческих рисков. На предприятиях всех организационно-правовых форм предусмотрена возможность создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (акции других предприятий, облигации и другие долговые обязательства). Эти так называемые оценочные резервы используются на покрытие разницы между балансовой стоимостью ценных бумаг и их рыночной (котировочной) стоимостью на конец года, если последняя окажется ниже балансовой стоимости.
Создание резервов осуществляется за счет иммобилизации оборотных средств, что ведет к снижению эффективности их использования. Это обстоятельство может также иметь немаловажное значение при принятии решения о создании резервных фондов.
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.
2 АНАЛИЗ
ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИБЫЛИ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ ЗАО «АЛТАЙСКИЕ СРЕДСТВА ЭНЕРГЕТИКИ»)
2.1
Общая характеристика деятельности ЗАО
«Алтайские средства энергетики», его
роль на рынке продаж дизель-электрических
установок
Предприятие ЗАО «Алтайские средства энергетики» (ЗАО «АЛСЭН») было организовано в ноябре 1991 года специалистами оборонного предприятия, выпуск продукции был организован на площадях мотороремонтного завода.
Основной целью создания «АЛСЭН» была разработка широкого ряда дизель-электрических установок (ДЭУ) предназначенных в качестве основных или резервных источников электроэнергии для различных областей народного хозяйства и освоения их производства. Все установки были сертифицированы в системах ГОСТ, «ТЭК» и «Электросвязь». Актуальность производства ДЭУ была вызвана тем, что после распада СССР часть производителей дизельных электростанций оказались за пределами России. Это предприятия Прибалтики и Украины, которые выпускали мощностной ряд от 2 до 50 кВт.
При
разработке ДЭУ в основу был положен
принцип использования
Продукция предприятия ориентирована на самые современные и актуальные требования заказчиков, а именно, на энергосбережение, на повышение стабильности энергообеспечения промышленных предприятий, нефтяных компаний, на повышение качества жизни россиян. В продуктах используются последние достижения науки и техники, информационных технологий.
Все
выпускаемые дизель-
Основной
ассортимент продукции ЗАО «
Дизель-электрические установки, независимо от варианта исполнения, производятся 3-х различных степеней автоматизации и в диапазоне мощностей 10-200 кВт.
Основными потребителями ДЭУ являются предприятия северных областей Сибири. В том числе крупные компании занимающиеся разработкой и добычей полезных ископаемых, администрации, пищевые производители и другие.
С целью рекламирования выпускаемой продукции, завоевания новых регионов рынка, а также изучения спроса на рынке реализации продукции энергетики, ЗАО «АЛСЭН» ежегодно участвует в тематических выставках на тему «Энергетика», «Энергоснабжение». Участие в выставках позволило заключить ряд договоров на изготовление и поставку агрегатов на заводы г. Москвы, г. Саратов. Также было выиграно несколько крупных тендеров на ДЭУ.
Основные виды продукции, выпускаемые ЗАО «АЛСЭН»:
Разработка и изготовление зданий мобильных инвентарных контейнерного типа (блок-контейнеров «Алтай») – одно из основных направлений деятельности ЗАО «АЛСЭН».
Предприятие предлагает полный сервис на всех этапах – от проектирования и изготовления до поставки зданий с полной комплектацией и монтажом «под ключ» вне зависимости от местонахождения объекта.
Блок-контейнерами пользуются предприятия нефтегазового, горнодобывающего комплекса, строительные организации, предприятия энергетики и электрификации и многие другие.
Организационная
структура ЗАО «АЛСЭН»
На
предприятии действует
Основными потребителями ДЭУ являются предприятия северных областей Сибири. В том числе крупные компании, занимающиеся разработкой и добычей полезных ископаемых, предприятия связи, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и администрации, медицинские учреждения, предприятия электронных средств массовой информации, индивидуальные застройщики жилья котеджного типа и другие (Рис. 2.1).
Рисунок 2.1 – Структура потребителей продукции ЗАО «АЛСЭН», %
На сегодняшний день рейтинг действующих производителей дизель-электрических установок настолько велик, что создать им конкуренцию будет достаточно сложно.
На
рынке ДЭУ можно выделить четыре
основных конкурента ЗАО «АЛСЭН»:
Ярославский моторный завод, Курский
завод электроагрегатов, ООО «ЭнергоТехСервис»,
ЗАО «Президент-НЕВА».
Рисунок 2.2 – Распределение долей рынка в РФ, %
Рыночная
доля ЗАО «АЛСЭН» составляет около
5% - четвертое место, среди производителей
ДЭУ в России (Рис. 2.2). В настоящее
время достаточно большое количество
предприятий занято производством дизель-электрических
установок, это обострило конкуренцию
на имеющемся рынке продаж. Наличие этого
обстоятельства заставляет производителей
принимать меры по повышению конкурентоспособности
выпускаемой ими продукции, используя
мероприятия технического, организационного
и коммерческого характера.