Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
В условиях
высокой депрессивности расположенных
на северо-востоке округа субъектов
Российской Федерации – Магаданской области,
Чукотского автономного округа, Камчатского
края - наряду с их обеспечением транспортной
и энергетической инфраструктурой потребуется
применение особых мер тарифной, налоговой
и таможенной политики для стимулирования
притока инвестиций в развитие их естественно-природных
экономических специализаций (добычу
и переработку цветных и драгоценных металлов,
добычу угля, нефти, железных руд, биоресурсов).
Развитие портов различной специализации,
а также железнодорожных и автомобильных
транспортных коммуникаций, включая строительство
мостовых переходов через р.Амур и сообщения
о. Сахалин с материком, позволит нарастить
транзит грузов как между Азиатско-Тихоокеанским
регионом и Европой, так и внутри страны.
Для этих же целей потребуется реконструкция
автомобильной дороги г.Южно-Сахалинск-
г.Оха, развитие и модернизация железнодорожной
сети на о.Сахалин. Формирующаяся система
транспортных коридоров и трубопровод
«Восточная Сибирь-Тихий океан» существенно
ускорят процессы экономической интеграции
субъектов Российской Федерации, расположенных
в Прибайкалье, с дальневосточными субъектами
Российской Федерации. Необходимы достройка
в кратчайшие сроки автомобильной дороги
«Амур» Чита-Хабаровск с продлением ее
до Приморского края, что обеспечит связь
с западной частью страны, строительство
автомобильной дороги, связывающей Чукотку
с автомобильными дорогами Магаданской
области и Республики Якутии, а также завершение
строительства железнодорожной линии
Беркакит-Томмот-Якутск с последующим
ее ответвлением в направлении Мома-Магадан.
С учетом низкой внутренней транспортной
связности территории Дальнего Востока
необходимо формирование авиахаба и системы
аэропортов регионального значения, развитие
морского транспорта для отдалённых, изолированных
и островных территорий (Курильские и
Командорские острова, о.Сахалин, отдельные
части Камчатского и Чукотского полуостровов).
Стратегической задачей является повышение
транспортной доступности, в том числе
в экономическом отношении, Дальнего Востока,
что требует оптимизации транспортных
тарифов на перевозки авиационным и железнодорожным
транспортом. Для реализации сырьевых
проектов на о.Сахалин (а в более отдаленной
перспективе и в других районах шельфа
Охотского моря) и в Республике Якутии
необходимо строительство экспортных
нефте- и газопроводов. Вокруг этих проектов
должны формироваться кластеры предприятий,
обслуживающих нефтегазовую отрасль,
и новые высокооплачиваемые рабочие места.
Наряду с созданием благоприятных экономических
условий для развития субъектов Российской
Федерации в Дальневосточном федеральном
округе путем диверсификации региональных
экономик, инновационного развития традиционных
экономических специализаций на условиях
частных инвестиций и, как следствие, роста
занятости и качества жизни населения
необходимо проведение особой социальной
политики, предусматривающей меры по привлечению
и закреплению населения на Дальнем Востоке.
.
Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным способами. При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов — финансовых, кредитно-денежных рычагов опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах. Используются в основном два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-процентный налог. В России существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги, играющие фискальную и регулирующую роль. Такая система установлена Налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных федеральных налогов три: налог на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), помимо прочего стимулирующий экспорт (экспортируемые товары им не облагаются); налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и региональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого бизнеса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их реконструкцию; подоходный налог с физических лиц. Существенная статья доходов государства — акцизы - процентная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны таможенные пошлины, налог на пользование недрами и некоторые другие. К основным региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж (большая часть его зачисляется в местный бюджет). Из местных налогов наиболее значимы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение. При введении налога на недвижимость прекращается действие налогов на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов. В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов. Непосредственные налоговые льготы отдельным регионам могут касаться размеров налогообложения или преимуществ в каких-либо сферах экономики или же дополнительных государственных гарантий для частных инвесторов. Механизм налогообложения включает, помимо установления основных элементов налога, разработку гибкой системы различных ставок и льгот. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства. Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения. Законодательными актами определяется также перечень налоговых льгот. Манипулирование ставками налогов и налоговыми льготами - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Налоги не только обеспечивают государственные органы финансовыми ресурсами, но и являются важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате заметно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, развитию наукоемких отраслей. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций.
К основным принципам налогообложения относятся: 1) Принцип законности налогообложения; 2)Принцип всеобщности и равенства налогообложения; 3) Принцип справедливости налогообложения; 4) Принцип публичности налогообложения; 5) Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; 6) Принцип экономической обоснованности налогообложения; 7) Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; 8) Принцип определенности налоговой обязанности; 9) Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; 10) Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:
Во-первых,
принципы налоговых правоотношений должны
иметь социально-экономическое основание
(т.е. быть экономически обоснованными
для целей развития налоговой системы
страны). Во-вторых, указанный принцип
должен реализовываться в процессе функционирования
и развития налоговой системы Российской
Федерации (т.е. он должен быть закреплен
в российском налоговом законодательстве).
В-третьих, представляется, что в силу
трансграничности налоговой науки дополнительным
подтверждением обоснованности включения
какого-либо принципа в выше приведенную
систему может выступать то, что этот принцип
не чужд налоговым правоотношениям в государствах,
которые, как и Российская Федерация, стремятся
к демократическому политическому режиму
и построению правового государства. Рассмотрим
выделяемые в настоящее время принципы
налогообложения. 1.
Принцип законности
налогообложения. Данный принцип
общеправовой и опирается на конституционный
запрет ограничения прав и свобод человека
и гражданина иначе чем федеральным законом.
Налогообложение — это ограничение права
собственности, , но ограничение законное,
т. е. основанное на законе, в широком смысле,
направлено на реализацию права (через
финансирование государственных нужд
по реализации государством и его органами
норм права). НК РФ также указывает на то,
что каждое лицо должно уплачивать лишь
законно установленные налоги и сборы.
2. Принцип всеобщности
и равенства налогообложения. Принцип
всеобщности налогообложения конституционный
и закреплен в Конституции Российской
Федерации, согласно этой статьи «каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы». Кроме того, Конституцией
РФ устанавливается, что каждый гражданин
несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией РФ. Указанные положения
Конституции развиваются в налоговом
законодательстве. В соответствии с этим
принципом каждый член общества обязан
участвовать в финансировании публичных
затрат государства и общества наравне
с другими. Всеобщность налогообложения
состоит в том, что определенные налоговые
обязанности устанавливаются, по общему
правилу, для всего круга лиц, соответствующего
конкретным родовым требованиям (например,
земельный налог, по общему правилу, уплачивают
все владельцы земельных участков), при
этом налогообложение строится на единых
принципах.Равенство налогообложения
вытекает из конституционного принципа
равенства всех граждан перед законом.
Налоги или сборы не могут не только устанавливаться,
но и фактически взиматься различно, исходя
из социальных (принадлежность или не
принадлежность к тому или иному классу,
социальной группе), расовых или национальных
(принадлежность либо не принадлежность
к определенной расе, нации, народности,
этнической группе), религиозных и иных
различий между налогоплательщиками.
В НК запрещено устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, а также налоговые
льготы в зависимости от формы собственности
(государственная — федеральная и субъектов
РФ, муниципальная, частная), гражданства
физических лиц (граждане РФ, граждане
иностранных государств, лица без гражданства,
лица с двойным гражданством) или места
происхождения капитала. 3.
Принцип справедливости
налогообложения. В НК РФ, закреплено,
что«...При установлении налогов учитывается
фактически способность налогоплательщика
к уплате налога исходя из принципа справедливости»,
т. е. налоги должны быть справедливыми.
При этом, как видим, справедливость налогов
и налогообложения понимается через призму
догмы «с каждого налогоплательщика по
его возможностям». 4.
Принцип публичности
налогообложения. Публичность цели
взимания налогов обосновывается доктриной
финансового, налогового и (или)
экономического права многих зарубежных
стран, прямо или косвенно закреплена
в конституциях многих стран мира. Принцип
публичной цели предполагает поиск баланса
интересов отдельных лиц — налогоплательщиков
и общества в целом. «Поэтому государство
вправе и обязано принимать меры по регулированию
налоговых правоотношений в целях защиты
прав и законных интересов не только налогоплательщиков,
но и других членов общества». 5.
Принцип установления
налогов и сборов в должной
правовой процедуре. Данный принцип
закреплен и реализуется, в частности,
через конституционный запрет на установление
налогов иначе как законо, а в ряде государств
— специальной (более жесткой) процедурой
внесения в парламент законопроектов
о налогах. В России такое правило содержится
в Конституции Российской Федерации.
6. Принцип экономической
обоснованности налогообложения.
Налоги и сборы не только не должны быть
чрезмерно обременительными для налогоплательщиков,
но и должны обязательно иметь экономическое
основание (другими словами, не должны
быть произвольными). В соответствии с
НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными».
7. Принцип презумпции
толкования в пользу
налогоплательщика (плательщика сборов)
всех неустранимых сомнений, противоречий
и неясностей актов законодательства
о налогах и сборах. Этот принцип закреплен
в НК РФ. В соответствии с указанной нормой
все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства о
налогах и сборах должны трактоваться
в пользу налогоплательщика. 8.
Принцип определенности
налоговой обязанности. Он закреплен
в НК РФ. В соответствии с указанным принципом
акты законодательства о налогах и сборах
должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги
(сборы), когда и в каком порядке он должен
платить. 9. Принцип
единства экономического
пространства Российской
Федерации и единства
налоговой политики. Данный принцип
конституционный, закреплен в Конституции
Российской Федерации, и в НК РФ. В соответствии
с рассматриваемым принципом не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство Российской
Федерации, в частности прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств. 10. Принцип
единства системы налогов
и сборов. Правовое значение необходимости
существования рассматриваемого принципа
налогового права продиктовано задачей
унифицировать налоговые изъятия собственности.
Такая унификация необходима для достижения
равновесия между правом субъектов Федерации
устанавливать налоги, с одной стороны,
и соблюдением основных прав человека
и гражданина, закрепленных в Конституции
Российской Федерации, обеспечением принципа
единства экономического пространства
— с другой. Поэтому закрепленный налоговым
законодательством Российской Федерации
перечень региональных и местных налогов
носит закрытый, а значит, исчерпывающий
характер.