Южный
федеральный округ Преимуществами
Южного федерального
округа являются исключительно
благоприятные климатические
условия, выгодное географическое
положение, высокий
агроклиматический
потенциал, уникальные
рекреационные ресурсы
и высокая степень обеспеченности
трудовыми ресурсами.
Мощный импульс развитию
округа придаст проведение
в 2014 году Олимпийских
игр в Сочи. Ограничениями
для развития субъектов
Российской Федерации,
входящих в состав Южного
федерального округа,
являются неоднородность
уровня их развития,
слабая инфраструктурная
обеспеченность, низкий
уровень квалификации
трудовых ресурсов,
значительная доля трудных
для освоения горных
территорий, угрозы
проявления экстремизма
и терроризма. Перспективы
развития северо-западной
части округа (Ростовская
область) связаны с Ростовской
агломерацией (города
Ростов-на-Дону, Новочеркасск,
Азов и города восточного
крыла Донбасса), экономика
которой специализирована
на транспортном, энергетическом
и сельскохозяйственном
машиностроении, металлургии,
угледобывающей промышленности,
транспортной логистике (с
опорой на порт Тамань),
а также секторах новой
экономики (информационные
технологии, научно-образовательный
комплекс, инновационные
транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморской
части округа становятся
группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик
(рекреационно-курортный
комплекс и туризм, промышленность
стройматериалов, нефтедобыча,
специализированное
сельское хозяйство),
Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный
комплекс и туризм).
Потенциал развития
Ставропольского края
и Северного Кавказа
в значительной мере
определяется развитием
их традиционных экономических
специализаций - курортно-рекреационного
и агропромышленного
комплексов. Для республик
Карачаево-Черкесия,
Кабардино-Балкария,
Северная Осетия-Алания
перспективы связаны
с развитием горного
туризма и рекреации,
производства пищевой
продукции и возрождением
животноводства. Развитие
Республики Дагестан
связано с освоением
ресурсов каспийского
побережья (курортно-рекреационный
комплекс, нефтедобыча,
портовый транспортно-логистический
комплекс). Республики
Чечня и Ингушетия будут
играть роль территорий
восстановления экономики
с перспективной специализацией
в нефтедобыче и нефтепереработке,
промышленности строительных
материалов. Для экономики
Ставрополья наряду
с использованием потенциала
природных ресурсов
Кавказских минеральных
вод и сельского хозяйства
локомотивное может
приобрести развитие
машиностроения, газонефтехимического
и химического производств.
Для экономик субъектов
Российской Федерации,
расположенных в низовьях
р.Волги, локомотивами
опережающего экономического
роста выступают, в основном,
обрабатывающие отрасли
и сельское хозяйство.
Для Волгоградской области
перспективы связаны
с развитием металлургии,
химии, ориентированного
на производство дорожно-строительной
техники машиностроения,
научно-образовательного
комплекса, транспортной
логистики и агропромышленного
комплекса. В Астраханской
области опережающими
темпами будут развиваться
судостроение, нефтегазодобыча,
нефтегазопереработка,
агропромышленный комплекс.
Экономические перспективы
Республики Калмыкия
связаны с переходом
на современные технологии
выращивания и переработки
продукции в ее традиционной
экономической специализации -
агропромышленном комплексе.
Ключевыми условиями
реализации экономического
потенциала субъектов
Российской Федерации,
расположенных в Южном
федеральном округе,
выступают переход к
конкурентоспособной
экономике с диверсификацией
ее традиционных специализаций
и снятие инфраструктурных (прежде
всего, в области транспорта)
ограничений их развития.
На территориях
субъектов Российской Федерации, обладающих
богатым природно-рекреационным
потенциалом, необходимо создать условия
для опережающего развития
туристической отрасли, что, в свою очередь,
даст импульс развитию пищевой промышленности,
сельского хозяйства, легкой промышленности,
строительства коммерческой и жилой недвижимости.
Для экономического подъема субъектов
Российской Федерации, в которых накоплен
мощный индустриальный потенциал, определяющее
значение будет иметь оказание государственной
поддержки модернизации их перспективных
базовых отраслей с целью повышения производительности
труда и производства продукции с высокой
добавленной стоимостью. Дополнительный
базис для развития экономики округа может
составить добыча и переработка ресурсов
Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения
и Северо-Кавказской золоторудной провинции,
охватывающей территории северокавказских
республик - Адыгеи, Северной Осетии-Алании,
Кабардино-Балкарии и частично Дагестана,
Тырныаузского месторождения вольфрама
в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых
месторождений Ставропольского края,
месторождений антрацита в Ростовской
области, месторождений поваренной соли
в Краснодарском крае. Развитие транспортной
системы округа связано, прежде всего,
с повышением ее связности и наращиванием
пропускной способности всех видов транспортных
коммуникаций. Необходимо завершить
создание единой опорной автодорожной
сети без разрывов и «узких мест», восстановить
международное и межрегиональное морское,
речное и воздушное сообщение, что имеет
принципиальное значение для развития
мощного туристско-рекреационного комплекса
округа. Реализация транзитного потенциала
транспортной системы округа и увеличение
внешнеторгового грузооборота связаны
с повышением пропускной способности
железнодорожного транспорта и переходом
к скоростному движению, организацией
взаимодействия морского и железнодорожного
видов транспорта с образованием крупных
транспортных узлов на базе логистических
центров и терминалов, развитием системы
морских портов на Азово-Черноморском
и Каспийском побережьях, Таманском полуострове,
водно-транспортного сообщения между
Каспийским и Черным морями и водных путей
на участках международных транспортных
коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга»,
а также создания авиахаба на базе аэропорта
г.Ростов-на-Дону.
Приволжский
федеральный округ Преимущества
Приволжского федерального округа определяются
сравнительно благоприятными климатическими
условиями, географическим положением,
развитой инфраструктурой, диверсифицированной
производственной базой и сетью поселений,
наличием квалифицированных кадров и
системы их воспроизводства. Ограничения
развития Приволжского федерального округа
связаны с недостатком ресурсной базы,
напряженной экологической ситуацией,
технологической отсталостью и высоким
износом индустриальной базы, традиционно
имеющей ключевое значение для экономики
входящих в состав округа субъектов Российской
Федерации, недостатком мостовых переходов
через р.Волгу. Дальнейший рост экономики
округа в значительной степени будет зависеть
также от сбалансированного развития
электроэнергетики.Развитие северной
части Приволжского федерального округа
(Пермский край, Республика Удмуртия и
Кировская область) определяется потенциалом
их традиционных отраслей (машиностроительный
комплекс, включая оборонные отрасли и
атомную промышленность, лесопромышленный
комплекс, химия и нефтехимия). Эти базовые
экономические специализации дополняются
отдельными центрами черной и цветной
металлургии (города Пермь, Соликамск),
производства продукции для атомной энергетики
(г.Глазов), горнодобывающей промышленности
(города Соликамск, Березники), биотехнологий
(г.Киров). Сложившиеся интеграционные
связи со Свердловской областью, основой
для которых выступают развитие горнорудной
индустрии, транспортного транзита, машиностроения,
а также перспективные связи с субъектами
Российской Федерации, расположенными
на северо-западе страны – Республикой
Коми и Архангельской областью, как природоресурсной
базой во многом определят дальнейшие
направления развития этой части территории
округа. Наилучшие предпосылки для формирования
новой экономики сосредоточены в городах
Пермь и Краснокамск, где активно развиваются
машиностроение, химия и нефтехимия, научно-образовательный
комплекс, транспортно-логистический
комплекс. В качестве отдельных зон
округа выделяются республики Татарстан
и Башкортостан. Центрами опережающего
экономического развития Республики Татарстан
являются Казанская агломерация с развитым
авиастроением, нефтехимией, транспортно-логистическим
комплексом и научно-образовательной
сферой (Казанский университет и отраслевые
институты), а также восточный промышленный
узел (города Елабуга, Набережные Челны,
Менделеевск, Нижнекамск), основными секторами
экономики которого являются нефтехимическая
и химическая промышленность, имеющий
особые перспективы автомобилестроительный
кластер. Потенциал экономического развития
Республики Башкортостан определяется
традиционными экономическими специализациями
г.Уфы (нефтепереработка, нефтехимия, производство
авиационных двигателей, приборостроение),
инновационное развитие которых будет
опираться на научно-образовательный
комплекс, а также промышленный узел городов
Стерлитамак – Салават – Ишимбай с ориентацией
на химическую и нефтехимическую промышленность
и оборонное машиностроение. При этом
экономика восточной части Республики
Башкортостан тесно интегрирована с экономикой
Челябинской области, опирающейся на горнорудно-металлургический
комплекс и туризм. В каждой республике
традиционно развитое сельское хозяйство
образует основу современного агропромышленного
кластера. Потенциал юга Приволжского
федерального округа определяется развитием
Самарско-Тольяттинской агломерации с
развитым автомобилестроением, авиационно-космическим
машиностроением, станкостроением, нефтедобычей,
нефтепереработкой, нефтехимией, транспортно-логистическим
узлом, научно-образовательным комплексом,
опирающимся на систему отраслевых исследовательских
институтов, и туристско-рекреационным
сектором. В качестве крупного межрегионального
производственного центра агломерация
обладает устойчивыми интеграционными
связями с Республикой Башкортостан
(автокомпоненты), Республикой Татарстан
(нефтехимия) и Оренбургской областью
(нефтепереработка). Приволжские города
Саратовской области (Саратов, Балаково)
становятся зоной опережающего развития
юго-запада Приволжского федерального
округа с экономическими специализациями
на транспортном машиностроении, химии,
обеспечении транспортного транзита,
агропромышленном комплексе. Центрами
экономического роста также становятся
город Ульяновск, в котором будут развиваться
авиа- и автомобилестроение и высокотехнологичный
ядерно-промышленный комплекс, и Пензенская
область с экономическими специализациями
на машиностроении и агропромышленном
комплексе. Основу развития юго-восточной
части Приволжского федерального округа
(Оренбургская область) составляют металлургия,
добыча нефти и газа, газопереработка,
а также сельское хозяйство. Многофункциональным
центром развития северо-западной части
округа (Нижегородская область, Республики
Мордовия, Чувашия, Марий Эл) является
Нижегородская агломерация, экономика
которой сочетает как традиционные отрасли
(все виды транспортного машиностроения,
металлургия, металлообработка, химия
и нефтехимия, транспортно-логистический
узел, стекольная промышленность), так
и секторы новой экономики (информационные
и атомные технологии, фармацевтика, туризм,
научный и научно-образовательный комплекс,
инновационные транспортные технологии).
В наукограде и технопарке г.Саров получат
дальнейшее развитие инновационные технологии.
Центрами роста становятся также города
Саранск (развитие производства электро-
и светотехники), Чебоксары (со специализацией
на машиностроении), Йошкар-Ола (развитие
военно-промышленного комплекса). Дальнейший
рост экономики округа в значительной
степени будет зависеть также от сбалансированного
развития транспортной и электроэнергетической
инфраструктуры. В частности, особое значение
имеет увеличение пропускной способности
автомобильных магистралей на левом берегу
р.Волги, строительство новых мостовых
переходов через Волгу. Важнейшим направлением
развития транспортной инфраструктуры
является развитие международных транспортных
коридоров: развитие аэропортов Волгограда
и Астрахани, модернизация железной дороги
Астрахань-Махачкала. Требуется также
увеличение генерирующих мощностей в
северной части округа и модернизация
сетевого хозяйства в субъектах Российской
Федерации, расположенных на юге округа,
для обеспечения развивающихся перспективных
производств.
Уральский
федеральный округ Преимуществами
Уральского федерального
округа являются уникальный
природно-ресурсный
потенциал, развитый
промышленный комплекс
входящих в его состав
субъектов Российской
Федерации, характеризующийся
преобладанием базовых,
стратегических отраслей
с высокой долей экспортной
продукции и опирающиеся
на собственные уникальные
по своим объемам ресурсы
углеводородного сырья,
удачное экономико-географическое
положение, а также наличие
высокотехнологичной
нефтяной и газовой
промышленности Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных
округов и нескольких
крупных полифункциональных
агломераций – городов
Екатеринбурга, Челябинска,
Тюмени - с высокой концентрацией
квалифицированных
трудовых ресурсов,
крупнейшего металлургического
челябинско-магнитогорского
кластера. Экономическое
развитие округа сдерживают
относительная удаленность
от рынков сбыта, играющая
особую роль для транспортировки
сырья; ограниченность
пропускной способности
транспортных систем
по прокачке газа, газового
конденсата и нефти;
истощение минерально-сырьевой
базы субъектов Российской
Федерации на юге округа,
зависимость базовых
отраслей промышленности (топливно-энергетический
комплекс, металлургия)
от конъюнктуры мировых
цен, неразвитость транспортной
и энергетической инфраструктуры
в северной части федерального
округа; накопленный
экологический ущерб
природной среде многих
промышленно развитых
субъектов Российской
Федерации. Перспективы
развития Уральского
федерального округа
связаны с дальнейшим
развитием и повышением
конкурентоспособности
металлургии (на Среднем
и Южном Урале), тяжелого,
химического, сельскохозяйственного,
энергетического машиностроения (в
городах Екатеринбурге
и Челябинске), нефтехимии
в крупной Уральской
промышленной зоне опережающего
экономического развития
путем реконструкции
и модернизации действующих
производств и строительства
новых предприятий,
обеспечивающих глубокую
переработку минерально-сырьевых
ресурсов и внедрение
ресурсосберегающих
технологий, а также
освоение производства
высокотехнологичной
наукоемкой продукции,
в особенности, в таких
отраслях, как энергетика,
авиа- и ракетостроение,
материаловедение и
электротехника, космические
системы управления
и связи, приборостроение,
нефтедобывающее, транспортное
машиностроение (в городах
Екатеринбург, Челябинск,
Курган), строительная
индустрия, пищевая
и перерабатывающая
промышленность. Стратегическое
значение для развития
экономики округа имеет
реализация проекта
«Урал Промышленный
– Урал Полярный», который
позволит освоить минерально-сырьевые
ресурсы восточного
склона Урала (руды черных,
цветных и драгоценных
металлов, уголь, кварц,
лесные ресурсы) и обеспечить
дешевым сырьем и продуктами
его переработки металлургические
и машиностроительные
предприятия Среднего
и Южного Урала, что
позволит высвободить
ресурсы для их модернизации,
а также обеспечит инфраструктурную
поддержку полицентричного
и полифункционального
развития всего округа
за счет снижения транспортных
издержек, устойчивого
энергоснабжения, усиления
внутренней связности
территории и интеграции
округа в глобальную
экономику. Развитие
южного Урала связано
также с агропромышленной
специализацией этой
зоны (отдельные районы
Тюменской и Курганской
области) – производством
продукции овощеводства,
животноводства, зерна,
которое ориентировано
на внутреннее потребление
в округе. Значимый вклад
в экономику округа
обеспечит развитие
нефтегазодобычи и транспортировки
углеводородных ресурсов
Надым-Пур-Тазовского
междуречья, нефтедобычи
в восточной части Ханты-Мансийского
автономного округа (Сургутский,
Нефтеюганский, Нижневартовский
районы), глубокой переработки
углеводородного сырья
(путем создания нефтегазохимического
комплекса) в Западной
Сибири, а также освоение
Южно-Русского газового
и Варьеганского нефтегазового
месторождений, перспективных
газовых месторождений
полуострова Ямал (Бованенковского,
Харасавейского, Крузенштернского
и других), приямальского
шельфа Карского моря,
Обской губы с созданием
инфраструктуры на данной
территории (железная
дорога, порты, магистральные
газопроводы). Инновационный
вектор развитию этих
экономических специализаций
придаст создание высоких
технологий в этой сфере
на базе Тюменского
инновационного центра
нефти и газа. Создание
инновационных продуктов
и высоких технологий
в научно-инновационных
центрах «ОЭЗ Троицк»,
«Титановая долина»,
городах Снежинск-Озерск
даст импульс развитию
базовых специализаций
крупнейших уральских
центров – городов Екатеринбурга
и Челябинска – транспортного,
тяжелого, химического,
сельскохозяйственное,
энергетическое машиностроения
и приборостроения,
производство медицинской
техники, металлургии,
химии на инновационной
основе с формированием
перспективных территориально-производственных
кластеров. Для реализации
экономического потенциала
Уральского федерального
округа необходимо развитие
транспортной и энергетической
инфраструктуры, обеспечивающей
повышение внутренней
связности территории
и интеграции экономики
округа в глобальную
экономику, прежде всего,
полимагистральных
коридоров Урал-Поволжье-Центр
и Урал-портовые регионы,
межрегиональных транспортных
коммуникаций и центров
– железнодорожного
сообщения Екатеринбург
– Курган, автомагистрали
Екатеринбург – Челябинск
– граница Российской
Федерации с Казахстаном.
Уральский федеральный
округ призван стать
крупным промежуточным
центром в трансевроазиатском
коридоре мировой торговли (Западная
Европа – Юго-Восточная
Азия - Америка), что
требует развития международных
транспортных узлов,
прежде всего, авиахаба
в г.Екатеринбурге. Необходимо
также обустройство
и развитие системы
современных пунктов
пропуска через государственную
границу в южноуральских
субъектах Российской
Федерации для стимулирования
торговли со странами
СНГ и снижения нелегальной
миграции. Решение задачи
обеспечения предприятий
Уральского федерального
округа необходимыми
трудовыми ресурсами
предполагает дальнейшее
развитие подготовки
высококвалифицированных
специалистов в научно-образовательных
центрах округа. Реализация
экономического потенциала
в значительной мере
зависит от проведения
государством политики
по инфраструктурной
поддержке развития
многочисленных монопрофильных
городов при крупных
предприятиях по добыче
сырья и «первому переделу» (металлургии
и др.) и создания во
взаимодействии с частными
компаниями условий
для повышения уровня
образования и мобильности
работников.
Сибирский
федеральный округ Преимуществами
Сибирского федерального
округа являются высокая
обеспеченность природными
и энергетическими ресурсами,
наличие развитой индустриальной
базы, высокая концентрация
человеческого потенциала
как в отдельных городах
и агломерациях (города
Омск, Красноярск, Иркутск),
так и в группе сибирских
городов (Новосибирск,
Томск, Кемерово-Новокузнецк,
Барнаул-Бийск). Реализацию
экономического потенциала
округа сдерживают суровые
климатические условия,
недостаточный уровень
развития инфраструктуры,
слабая заселенность,
крайняя уязвимость
природной среды северной
и восточной частей
Сибири к антропогенным
нагрузкам. Внутренняя
экономическая связность
округа низка, входящие
в его состав субъекты
Российской Федерации
существенно различаются
по условиям ведения
хозяйства, структуре
экономики (северные
ресурсодобывающие
и южные аграрно-промышленные
с преобладанием обрабатывающих
отраслей) и по уровню
социально-экономического
развития. Условия для
развития обрабатывающей
промышленности, транспортная
освоенность и заселенность
округа хуже по сравнению
с Европейской частью
России. В западной части
Сибири выделяется инновационно-промышленная
зона с центрами в городах
Новосибирске, Томске
и Омске с диверсифицированным
развитием всего спектра
обрабатывающих производств,
включая химию, нефтехимию
и машиностроение, на
основе научно-образовательного
потенциала, приоритеты
которого составляют
биогенетика и биотехнологии,
медицина и фармацевтика,
информационные, промышленные
и ядерные технологии. Перспективным
направлением развития
Западной Сибири является
формирование нового
крупного промышленного
района, нацеленного
на глубокую и комплексную
переработку имеющегося
на территории Томской
области минерально
– сырьевого (нефть,
свободный и попутный
газ, Бакчарское железорудное
месторождение) и лесного
сырья. Внутренняя связность
транспортной сети западной
Сибири и ее интеграция
в общую транспортную
систему будет повышена
за счет развития, главным
образом, железнодорожного
сообщения между городами
– столицами субъектов
Российской Федерации
и авиахаба в новосибирском
транспортном узле.
Развитие Южной Сибири (юг
Новосибирской и Омской
областей, Алтайский
край и Республика Алтай)
обусловлено традиционной
агропромышленной специализацией,
а также наличием значительных
и уникальных туристско-рекреационных
ресурсов. Возможности
развития новой экономики
представлены формирующимся
био-фармацевтическим
кластером Алтайского
края. Южносибирская
зерновая зона входит
в число крупнейших
в стране, но высокие
транспортные тарифы
сдерживают реализацию
зерновой, мукомольной
и мясомолочной продукции
за пределами региона.
Мощный базис развития
всего Алтая может составить
добыча и переработка
широкого спектра ресурсов
рудных и нерудных месторождений (бурого
угля, висмута, меди,
кобальта, вольфрама,
железных руд, полиметаллов,
золота и серебра). Перспективы
развития Кузбасса и
Канско-Ачинского топливно-энергетического
комплекса определяются
добычей и глубокой
переработкой угля с
его газификацией и
ликвификацией, химией
и углехимией, промышленной
добычи метана из угольных
пластов металлургическими
и машиностроительными
производствами, тепло-гидро-электронергетикой.
Особое значение для
развития Сибирского
федерального округа
приобретает Красноярская
агломерация, в которой
наряду с развитием
традиционных для нее
экономических специализаций
– химии и нефтехимии,
тяжелого и сельскохозяйственного
машиностроения, цветной
металлургии, деревообработки,
транспортной логистики,
науки и образования
– будут концентрироваться
функции по управлению
развитием и освоением
территорий сопредельных
регионов. Экономический
потенциал развития
Республик Тыва и Хакасия
определяется наличием
богатой сырьевой базы
для развития металлургии
– Чаданского, Каа-Хемского
и Элегестского месторождений
каменного угля, Кызыл-Тыштыгского
свинцово-цинкового
месторождения, Ак-Сугского,
Улуг-кадыр-осского
и Кижихемского медно-молибденовых
месторождений, никель-кобальтового
месторождения Хову-Аксы,
однако реализация этого
преимущества сдерживается
низким уровнем обеспеченности
транспортной и энергетической
инфраструктуры территории
Тывы, где располагаются
эти природные запасы.
Отдельным центром экономического
роста становится Нижнее
Приангарье, на территории
которого формируется
промышленно-энергетический
комплекс по добыче
и глубокой переработке
цветных и редких металлов,
топливных, лесных и
иных природных ресурсов.
Развитие этого комплекса
в силу географических,
природных, экономических
факторов тесно связано
с развитием индустриальной
зоны на северо-западе
Иркутской области,
где сосредоточены лесная
и лесоперерабатывающая
промышленность, добыча
и глубокая переработка
рудных полезных ископаемых,
в том числе драгоценных
металлов, металлургия.
В совокупности с зоной
добычи рудных полезных
ископаемых в западной
Якутии, и зоной прокладки
трубопровода «Восточная
Сибирь - Тихий океан»
эти территории образуют
единый пояс освоения
природных ресурсов
Сибири и Дальнего Востока.
Центром постиндустриального
развития округа стала
Иркутская агломерация,
в которой сосредоточены
нефтепереработка и
нефтехимия, алюминиевая
промышленность, обогащение
урана, авиастроение,
производство строительных
материалов, лесопереработка,
научно-образовательная
деятельность, создание
информационных технологий,
транспортно-логистические
функции. Развитие восточной
части Сибирского федерального
округа связано с освоением
природных богатств
Забайкалья (Республика
Бурятия и Забайкальский
край) – широкого спектра
минерально-сырьевых
ресурсов (плавикового
шпата, урана, меди, молибдена,
железных и полиметаллических
руд) с их транспортировкой
на внутрироссийский
рынок, в страны Юго-Восточной
Азии. Уникальный природный
объект мирового значения
– озеро Байкал, обуславливая
особый режим природопользования
прилегающей территории
Иркутской области и
Республики Бурятии,
одновременно формирует
значительный туристический
и рекреационный потенциал
этих субъектов Российской
Федерации, реализации
которого способствуют
создаваемые особые
экономические зоны
туристско-рекреационного
типа. Горные ландшафты
Саян создают дополнительные
возможности для развития
туризма в округе. Для
реализации экономического
потенциала Сибири необходимо
транспортное и энергетическое
обеспечение комплексного
развития всех крупных
городов и агломераций (Красноярск,
Иркутск, Новосибирск,
Омск, Томск, Кемерово,
Новокузнецк, Барнаул)
как опорного каркаса
расселения в «коридоре»
от Поволжья до Дальнего
Востока с учетом укрепления
международного железнодорожного
транспортного коридора
между Азиатско-Тихоокеанским
регионом и Европой,
обустройства пограничных
переходов на границе
с Китаем, Монголией
и Казахстаном. Особое
значение для социально-экономического
развития Сибири приобретет
наращивание мощности
транспортно-логистических
узлов в Омске, Новосибирске,
Красноярске, Иркутске,
обеспечивающих меридиональное
транспортное сообщение (в
том числе с использований
водных транспортных
путей). Водные пути
Сибири должны создать
основу для развития
значительной части
территорий роста Красноярского
края, Иркутской и Томской
областей. Формирующаяся
система транспортных
коридоров усилит Формирующаяся
система транспортных
коридоров усилит процессы
интеграции субъектов
Российской Федерации
в Прибайкалье с дальневосточными
субъектами Российской
Федерации. Вследствие
постоянного удорожания
транспортного сообщения
и поддержания жизнедеятельности
на периферийных территориях
с очаговым расселением
и сокращающейся численностью
населения (в Республике
Тыва, Забайкалье, на
севере Красноярского
края, Иркутской области)
требуется проведение
целенаправленной государственной
политики, направленной
на создание рабочих
мест и экономически
благоприятных условий
для проживания населения.
Дальневосточный
федеральный округ Приоритетные
экономические специализации
субъектов Российской
Федерации, входящих
в состав Дальневосточного
федерального округа
определяются богатством
округа природными (рыбными,
лесными, нефтегазовыми,
минеральными) ресурсами,
а также выгодным географическим
положением в части
близости к странам
Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР). Дальневосточный
федеральный округ характеризуется
значительной внутрирегиональной
дифференциацией уровня
и качества социальной
среды и доходов населения.
Дефицит трудовых ресурсов
и более низкое по сравнению
с центральной частью
России качество жизни
вкупе с суровыми природно-климатическими
условиями, высокими
транспортными и энергетическими
издержками существенно
сдерживают развитие
хозяйственной деятельности
на территории округа.
Жизненно важным фактором
социально-экономического
развития субъектов
Российской Федерации,
расположенных на Дальнем
Востоке, является состояние
транспортной и энергетической
инфраструктуры, что
требует решения в долгосрочном
периоде проблем газификации,
формирования распределенной
энергосистемы, оптимизации
транспортных и энергетических
тарифов, создания единой
связной системы транспортных
коммуникаций с ее постепенной
интеграцией в общероссийскую
и мировые транспортные
системы. Опорным каркасом
развития Дальневосточного
федерального округа
являются основные транспортные
коридоры в южной части
округа, а также крупные
городские агломерации
городов Владивостока
и Хабаровска, вместе
с Сахалинской областью
образующие единую тихоокеанскую
экономическую зону.
Для развития территорий
Республики Саха (Якутия),
Амурской области и
Хабаровского края серьезную
роль играет судоходство
на реках Лена, Яна и
Амур. Импульс развитию
Владивостокской агломерации
даст проведение предстоящего
саммитом АТЭС-2012, что
в совокупности с ролью
Владивостока как восточных
океанских ворот России
в значительной мере
определяет приоритетные
специализации этой
агломерации. Приморье
призвано выступить
как стратегический
транспортно-логистический
комплекс, включающей
портовую сеть и международный
авиационный узел; получит
развитие рыбохозяйственный
кластер, включающий
добычу и переработку
водных биоресурсов,
судостроение и судоремонт;
будет востребовано
производство строительных
материалов. Основу
развития туризма составит
создание сервисно-туристического
и делового комплекса
на о.Русский. Для Хабаровской
агломерации и территориально-производственного
комплекса г.Комсомольск-на-Амуре
в качестве перспективных
экономических специализаций
выступают авиастроение,
судостроение и судоремонт,
добыча и переработка
лесных ресурсов и полезных
ископаемых. Будет развиваться
экономическая интеграция
Хабаровской агломерации
с Республикой Якутией,
субъектами Российской
Федерации в Прибайкалье,
Еврейской автономной
областью, Амурской
и Сахалинской областями,
основой чему послужит
укрепление нефтегазоперерабатывающего
и металлургического
кластеров в Хабаровской
агломерации на базе
глубокой переработки
полезных ископаемых,
добываемых на месторождениях
в этих субъектах Российской
Федерации, с последующей
транспортировкой продукции
с высокой добавленной
стоимостью на рынки
стран АТР. Возрастет
роль г.Хабаровска как
крупного транспортно-логистического
центра. В свою очередь,
это даст дополнительный
импульс развитию в
Амурской области и
Еврейском автономном
округе добычи и первичной
переработки запасов
золотоносных, железорудных
и марганцевых месторождений.
Для Амурской области
стратегическое значение
приобретут также создание
космодрома «Восточный»
и формирование кластера
на базе космической
деятельности с участием
предприятий Хабаровского
края и Амурской области,
развитие лесоперерабатывающих
производств и агропромышленного
комплекса, который
вместе с сельским хозяйством
на юге Хабаровского
края и севере Приморского
края станет доминировать
в этом секторе экономики
округа, а также создание
новых промышленных
центров угольной, черной,
цветной металлургии
на базе освоения природно
– ресурсной зоны БАМ.
Владивостокская и Хабаровская
агломерации станут
крупнейшими научно-образовательными
центрами, задающими
вектор инновационного
развития приоритетных
экономических специализаций
Дальнего Востока с
ориентацией на освоение
океана и природных
богатств, поддержку
международных связей
и логистики, экспорт
образовательных услуг (прежде
всего, на базе Дальневосточного
федерального университета).
Основу для такого развития
составит накопленный
потенциал академической
и отраслевой науки,
в том числе в сфере
био- и нанотехнологий,
подводной робототехники.
Перспективы развития
островной зоны Дальневосточного
федерального округа
– о.Сахалина, п.о.Камчатки
и Курильских островов -
связаны с формированием
биоресурсного кластера (основу
которого составят добыча
и переработка водных
биоресурсов и мариакультура),
с добычей, переработкой
и экспортом, прежде
всего, на рынки стран
АТР продукции нефтегазового
сектора, а также разработкой
и транспортировкой
ресурсов угольных и
золотоносных месторождений
Камчатки, что, в свою
очередь, создает условия
для развития портового
комплекса на этих островах.
На основе уникальных
природных ландшафтов
Камчатки, Приморья,
Курил перспективы имеет
развитие морской рекреации,
экологического, этнографического
и экстремального туризма.
Направления экономического
развития Республики
Саха (Якутия) определяются
ее значением как природной
кладовой Дальнего Востока,
богатой всеми видами
полезных ископаемых.
На северо-востоке Якутии
будет развиваться добыча
рудных полезных ископаемых
на базе золоторудных,
медно-вольфрамовых
и полиметаллических
месторождений Томпонского
горнопромышленного
района, а также топливно-энергетических
ресурсов на базе Талаканского,
Чаядинского, Среднеботуобинского
нефтегазоконденсатных
и Отрадненского газоконденсатного
месторождений. На западе
Якутии будет сосредотачиваться
разработка алмазных
и нефтегазовых месторождений,
газоперерабатывающая
и гелиевая промышленность,
на юге – добыча угля,
железных руд, золота
и урана. Перспективы
экономического развития
Магаданской области
связаны с освоением
ресурсов Яно-Колымской
золоторудной провинции,
Россошинского и Шаманихо-Столбовского
рудно-россыпных месторождений,
железных руд и цветных
металлов Ороекского
полиметаллического
и Омолонского рудного
месторождений, а также
топливно-энергетических
ресурсов Ланковского
и Мелководненского
угольных месторождений
и нефтегазовых месторождений
шельфа Охотского моря.
Основой экономического
развития Чукотки станет
разработка золото-серебряных
месторождений, прежде
всего, Весеннего, а
также добыча меди и
молибдена на территории
Билибинского района
автономного округа.