Системы здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:07, статья

Описание работы

Критики американской системы здравоохранения часто предлагают реформировать ее, воспользовавшись иностранными образцами. Они указывают: во многих государствах расходы на здравоохранение гораздо меньше, чем в США, а эффективность медицинских услуг — выше. Соединенным Штатам следует взять на вооружение зарубежный опыт, настаивают эти скептики, и создать государственную систему здравоохранения.

Работа содержит 1 файл

системы здравоохранения разных стран.docx

— 296.67 Кб (Скачать)

Швейцария

Из всех стран, где существует всеобщее медицинское страхование, в Швейцарии система здравоохранения  носит наиболее рыночно ориентированный  характер. Более того, в Швейцарии  на долю государства приходится даже меньший процент совокупных расходов на здравоохранение, чем в Соединенных  Штатах: 24,9% против 44,7%[248] (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Доля государства  в совокупных расходах на здравоохранение, %

Примечание: показатель по Швейцарии  не включает обязательные страховые  взносы. Источник: OECD Health Data 2007: Statistics and Indicators for 30 Countries. Organization for Economic Cooperation and Development, July 2007 (данные за 2004 год).

Швейцарская система основывается на принципе «управляемой конкуренции» — той же концепции, в русле  которой лежит план преобразования системы здравоохранения, выработанный администрацией Клинтона в 1993 году, а  также реформа, которую осуществил Митт Ромни (Mitt Romney) в штате Массачусетс[249]. В рамках управляемой конкуренции предоставление медицинских услуг и медицинское страхование отдается в частные руки, однако отрасль здравоохранения действует в рамках жестко регулируемого «искусственного» рынка[250].

Швейцарское законодательство предписывает всем гражданам приобретать  в индивидуальном порядке базовый  «пакет» медицинских страховых  полисов. Медицинское страхование  в стране носит практически всеобщий характер, охватывая, по оценкам, 99,5% граждан[251]. Подобное законопослушание отчасти обусловлено национальным характером швейцарцев, и в США, где разного рода предписаниям подчиняются с куда меньшей охотой (даже если они направлены на благо людей), добиться аналогичных показателей охвата вряд ли было бы возможно[252]. К примеру, в Швейцарии почти все автовладельцы подчиняются предписанию об обязательном автостраховании, а в США так поступают лишь 83% автомобилистов[253].

Понятие «базовый страховой  пакет» не совсем соответствует действительности, поскольку он покрывает широкий  спектр медицинских услуг, включает стационарное и амбулаторное лечение, заботу о пожилых гражданах, инвалидах  и душевнобольных, диагностические  обследования, содержание в санаториях, отпуск лекарств по рецептам, и даже параллельные или альтернативные виды лечения[254].

Полисы как правило  приобретаются на индивидуальной основе. Лишь немногие работодатели обеспечивают своих работников медицинским страхованием или оплачивают часть взносов[255]. Предоставляют полисы частные страховщики. В настоящее время в Швейцарии действует 93 таких компании, хотя не все они имеют филиалы в каждом кантоне или регионе[256]. Первоначально существовало предписание, чтобы страховщики работали на некоммерческой основе, но в 2002 году это ограничение было снято.

Эти компании не вправе отказывать клиентам в страховании из-за состояния  их здоровья, и объем взносов одинаков для всех в рамках того или иного  географического региона: таким  образом, здоровые граждане фактически субсидируют лечение людей, имеющих  серьезные проблемы со здоровьем. Единственное исключение из этого принципа делается для некурящих, чьи взносы снижаются  на 20% по сравнению с выплатами  тех, кто курит. Кроме того, по специальной  формуле осуществляется корректировка  объема взносов в зависимости  от пола и возраста застрахованных[257]. Географическая вариабельность бывает порой значительной: в зависимости от кантона разница в объеме взносов может доходить до 50%[258].

Страховые компании, лишенные возможности вести конкурентную борьбу за счет управления рисками  и «надбавок за риски» и вынужденные  предлагать клиентам практически идентичное базовое страховое покрытие, соперничают  друг с другом в основном в ценовом  плане. Поскольку они не могут  сокращать издержки за счет управления рисками и объемом страховых  выплат, эти фирмы в своей ценовой  политике как правило делают упор на различия в уровне вычетов и  долевого участия клиентов. Так, клиент может приобрести или дорогой  полис с очень низким уровнем  вычетов и долевого участия, или  дешевый, где оба эти компонента будут гораздо выше. Таким образом, взносы варьируются в зависимости  от объемов долевого участия и  типов полисов: самый дешевый  стоит 1428 долларов в год при объеме вычетов в 2000 долларов, а самый  дорогой — 2388 долларов при вычетах  в 250 долларов[259].

Поскольку работодатели не оплачивают медицинские страховки работников, все соответствующие расходы  в Швейцарии несут сами граждане. В результате многие из них выбирают полисы с большим объемом вычетов  и долевого участия. Из-за этого швейцарцы  оплачивают напрямую «из кармана» до 31,5% совокупных расходов на здравоохранение; этот показатель вдвое выше, чем  в Соединенных Штатах[260](см. рисунок 4).

Рисунок 4. Доля совокупных расходов на здравоохранение, оплачиваемых гражданами «из кармана», %

Источник: OECD Health Data 2007: Statistics and Indicators for 30 Countries. Данные по Франции приводятся по: Sandier S., Paris V., Polton D. Health Care Systems in Transition: France. Copenhagen: European Observatory on Health Systems and Policies, 2004. Данные по Греции взяты из статистики ВОЗ.

В последнее время динамично  развивается также система «регулируемых» медицинских полисов: подобно своим  американским аналогам они предусматривают  снижение взносов в обмен на ограничение  доступа к услугам специалистов и другим видам медицинской помощи. В рамках таких полисов взносы составляют примерно 1900 долларов в  год[261].

Швейцарское государство  предоставляет малообеспеченным гражданам  субсидии на приобретение полисов медицинского страхования. Размер этих субсидий зависит  как от уровня доходов, так и от имеющихся у индивида активов: максимально  возможное пособие покрывает  средний объем годового взноса для  кантона, где проживает гражданин. Цель этих субсидий — гарантировать, чтобы расходы на медицинское  страхование не превышали 10% от совокупного  дохода гражданина. В то же время  государство не оплачивает расходы  на медицинское страхование полностью, чтобы не создавать у лиц, получающих субсидии, стимулов для выбора самых  дорогих полисов с наименьшим уровнем вычетов и долевого участия[262]. Субсидии в различных формах получает примерно треть швейцарских граждан, и примерно 19% совокупного объема страховых взносов выплачивается за счет государственных средств[263].

Для ведения переговоров  с провайдерами медицинских услуг  о компенсациях швейцарские страховщики  образуют картели кантонального  масштаба. Провайдеры обязаны ограничиваться оговоренными суммами: выставление  дополнительных счетов запрещено. Если страховщики и провайдеры не могут  договориться о расценках, кантональные власти обладают необходимыми полномочиями, чтобы вмешаться в ситуацию и  заставить стороны прийти к соглашению. Впрочем, каких-либо географических ограничений  на практику врачей не существует, поэтому  провайдеры могут «проголосовать ногами», перебираясь в кантон, предлагающие им более высокие гонорары — это  приводит к нехватке врачей в некоторых  районах страны[264].

Система медицинских учреждений в Швейцарии включает как государственные, так и частные больницы[265]. Частные больницы заключают с картелями страховщиков и врачами аналогичные соглашения о гонорарах. Государственные больницы подчиняются кантональным властям, которые, соответственно, договариваются со страховщиками и предоставляют больницам субсидии. В некоторых кантонах люди, купившие лишь базовый страховой пакет, могут обращаться только в государственные больницы; для доступа в частные медучреждения необходимо приобрести дополнительные полисы (см. ниже)[266].

В последнее время некоторые  провайдеры начли работать вне рамок  согласованных расценок. Для покрытия расходов на лечение у таких провайдеров, обеспечивающих, как считается, более  качественные услуги или самые современные  методы лечения, в стране начинает формироваться  рынок дополнительного страхования. Дополнительное страхование также  обеспечивает доступ в частные больницы в тех кантонах, где он невозможен в рамках базового пакета. Даже при  лечении в государственных больницах  с помощью дополнительной страховки  можно оплатить такие услуги, как  предоставление отдельной палаты —  базовый пакет их не покрывает. По некоторым оценкам, сегодня дополнительные страховые полисы уже имеют до 40% граждан Швейцарии[267].

В Швейцарии не существует единого государственного бюджета  на нужды здравоохранения, а потому ей удается избегать очередей на медицинскую  помощь, характерных для систем здравоохранения  других стран. Кроме того, швейцарская  медицина отличается высокой степенью оснащенности современными медицинскими технологиями, что, правда, обходится  недешево. В стране расходы на здравоохранение  составляют 11,5% ВВП, занимая в этом плане второе место после Соединенных  Штатов[268].

Поскольку в Швейцарии  потребители медицинских услуг  сами несут ценовые издержки принятых ими решений, есть основания предполагать, что подобный «обмен» качества на деньги соответствует желаниям пациентов. Они выбирают качественную медицинскую  помощь несмотря на то, что для них  лично это обернется дополнительными  расходами. Поскольку экономисты считают  медицинские услуги «нормальным  товаром» — т.е. их потребление растет вместе с доходами людей — а  Швейцария относится к числу  богатых стран, подобный выбор представляется абсолютно логичным[269].

В то же время следует отметить, что в Швейцарии доля расходов на здравоохранение по отношению  к объему ВВП по-прежнему ниже, чем  в Соединенных Штатах — при  сравнимом качестве предоставляемых  услуг. Имеющиеся данные однозначно говорят о том, что личная финансовая ответственность швейцарцев за собственные  решения в плане медицинских  услуг превращает их в «разумных  потребителей», что способствует сдерживанию  совокупных расходов на здравоохранение. Регина Херцлингер и Рамин Парса-Парси  из Гарварда приходят к следующему выводу: «Тот факт, что ситуация с  расходами на здравоохранение в  Швейцарии носит контролируемый характер, вероятно, связан со значительной ролью потребителей в их оплате, результатом чего становится транспарентность затрат»[270].

Транспарентность системы  также обусловливает чуткость ее реакции на предпочтения потребителей. В рейтинге ВОЗ Швейцария заняла 2-е место после США в плане  удовлетворения потребностей пациентов  в таких вопросах, как выбор  провайдера, уважение к человеческому  достоинству больного, своевременность  и конфиденциальность медицинской  помощи[271].

В целом швейцарцы, судя по всему, довольны своей системой здравоохранения. В этом году швейцарские избиратели на общенациональном референдуме подавляющим  большинством в 71% голосов отвергли предложение о ее замене схемой, построенной по принципу единого  плательщика[272].

Тем не менее, швейцарская  система не лишена недостатков, связанных  в первую очередь с вполне предсказуемым  разрастанием сферы обязательного  страхования и государственным  регулированием, по определению присутствующим в любой схеме, основанной на управляемой  конкуренции. На большинстве рынков потребители обеспечивают ценовую  дисциплину, попросту отказываясь приобретать  слишком дорогой товар. Обязательность медицинского страхования лишает их этого рычага влияния, поскольку  потребители обязаны приобретать  данный «товар», даже если считают его  цену завышенной. Более того, тот  факт, что характер базового страхового пакета определяет государство, открывает  широкие возможности для групповых  интересов, представляющих провайдеров  медицинских услуг и больных  определенными заболеваниями, которые  несомненно склонны лоббировать  включение в него дополнительных слуг или компонентов страхового покрытия[273].

В случае, когда решение  принимает государство, события  развиваются следующим образом: провайдеры (которые получат дополнительные заработки в случае повышения  спроса на их услуги) и ассоциации больных (естественно, кровно заинтересованных в том, чтобы именно их заболевание  покрывалось страховкой) получают сильнейшие стимулы для лоббирования в парламенте включения соответствующих услуг  в базовый страховой пакет. Общественность в целом как правило вообще не осведомлена о таком лоббировании или считает, что небольшое увеличение взносов из-за расширения страхового покрытия в какой-либо конкретной сфере  не стоит тех усилий, которые нужно  потратить на противодействие такому результату — т.е. речь идет о классическом примере «концентрации выгоды и  рассеивания издержек»[274].

Именно это и происходит в Швейцарии, и следствием такого развития событий становится неуклонное расширение базового страхового пакета. В частности, влиятельная лоббистская  коалиция врачей и руководства больниц  под названием «Синий фронт» добилась существенного расширения покрываемых  страховкой услуг в обмен на смягчение  законоположения о «свободе выбора провайдера», дающее возможность заключать  с провайдерами «управляемые контракты»[275].

Расширение покрытия ведет  к росту издержек страховщиков, лишь частично компенсируемому увеличением  вычетов. Хотя доля расходов на здравоохранение, которую потребители выплачивают  непосредственно «из кармана», остается высокой, за последнее десятилетие  она сократилась на 10%[276].

Более того, расширение покрытия оборачивается повышением затрат на систему в целом, поскольку швейцарцы  уже в меньшей степени лично  несут издержки, связанные с собственными решениями относительно медицинской  помощи. Если эта тенденция сохранится, она может подорвать транспарентность расходов, представляющую собой отличительную  особенность швейцарской системы  здравоохранения. Уве Рейнхардт  отмечает в этой связи: «Со временем расширение обязательного страхового покрытия поглощает все большую  долю платежей, ложащихся на плечи  потребителей, размывая тем самым  ту решающую роль, что они играют в швейцарской системе»[277].

Факты также говорят о  том, что положение о единообразном  характере взносов в рамках регионов создает искажения на швейцарском  рынке медицинских услуг, оборачиваясь их «перепроизводством» для здоровых и дефицитом — для больных[278]. Кроме того, запрет на управление рисками для страховщиков препятствует внедрению новых, инновационных продуктов. Петер Цвайфель из Цюрихского университета — он входит в состав швейцарского Комитета по вопросам конкуренции, определяющего нормы регулирования в страховой отрасли, — считает, что обеспечить эффективность системы здравоохранения в долгосрочной перспективе способен возврат в той или иной степени к практике «рейтингов рисков»[279]. По словам Цвайфеля, «надо позволить конкуренции сыграть свою магическую роль. Пусть те, кто ведет рискованный образ жизни, поймут, что им надо по возможности его изменить. Если же это невозможно, надо сохранить за ними субсидии, благодаря которым их расходы на медицинские услуги не будут намного превышать 8–10% от облагаемого дохода»[280].

Информация о работе Системы здравоохранения