Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:07, статья
Критики американской системы здравоохранения часто предлагают реформировать ее, воспользовавшись иностранными образцами. Они указывают: во многих государствах расходы на здравоохранение гораздо меньше, чем в США, а эффективность медицинских услуг — выше. Соединенным Штатам следует взять на вооружение зарубежный опыт, настаивают эти скептики, и создать государственную систему здравоохранения.
Компенсация услуг провайдерам определяется на региональном уровне; в некоторых провинциях объем совокупных доходов врачей ограничивается. Как правило, однако, компенсация производится по принципу гонорара за конкретные услуги. Больницам выплачиваются заранее установленные суммы: они обеспечивают покрытие всех расходов, кроме затрат на основные фонды. Расходы из последней категории требуют особого утверждения в каждом конкретном случае.
Все больше канадцев также имеют медицинские полисы, приобретенные у частных страховых компаний — зачастую их предоставляет работодатель. Первоначально подобное страхование предназначалось для охвата тех немногих видов медицинских услуг, что не покрываются общенациональной системой. В свое время власти провинций запрещали частным фирмам страховать любые услуги и процедуры, на которые распространяются государственные программы. Однако в 2005 году Верховный суд страны аннулировал действовавший в провинции Квебек запрет на контракты с частными страховщиками[312]. Сегодня еще в нескольких провинциях проходят судебные разбирательства по искам, связанным с разрешением таких контрактов.
Помимо государственных
больниц, финансируемых властями, в
стране сегодня действуют и
«Листы ожидания» —
одна из серьезнейших проблем, возникающих
в рамках канадской системы. Точные
официальные данные на этот счет отсутствуют,
однако судя по отчетам медицинских
органов провинций очереди на
лечение, как минимум умеренной
длины, существуют. Наиболее надежной
информацией, вероятно, можно считать
данные опроса канадских врачей, проведенного
Институтом Фрейзера: они позволяют
предположить, что в любой конкретный
момент времени своей очереди
на получение медицинских услуг
ожидают до 800 000 канадцев. Согласно
результатам этого
Сторонники государственной
медицины пытаются представить эти
«листы ожидания» как второстепенную
проблему, утверждая, что на деле указанные
сроки короче, чем их изображают,
или что большинство людей, оказавшихся
в очередях, составляют те, кто записался
на плановые операции. Однако анализ ситуации
в тех видах медицинской
Данные совместного канадско-
В Канаде наблюдается явный
дефицит современных
Врачебных кадров в стране тоже не хватает. В Канаде на 1000 жителей приходится 2,1 практикующих врачей: эта цифра гораздо ниже среднего показателя по странам ОЭСР. Хуже того, подобное количество врачей на 1000 человек остается неизменным с 1990 года. Кроме того, хотя число медсестер на 1000 человек в Канаде приближается к средней цифре по ОЭСР, по сравнению с 1990 годом оно сократилось[320].
Наконец, хотя часто приходится
слышать, что государственная медицина
лучше справляется с
Канадская система здравоохранения
довольно эффективно справляется с
задачей контроля над затратами.
Страна расходует на здравоохранение
около 9% ВВП, и за последнее десятилетие
этот показатель увеличился лишь незначительно.
По сравнению со средней цифрой по
странам ОЭСР расходы на здравоохранение
в Канаде с 1997 года снизились на 4%.
Эта экономия, однако, очевидно достигается
в ущерб доступности
Недовольство канадцев проблемами,
существующими в их здравоохранении,
нарастает уже не первый год. Как
показал один социологический опрос,
примерно 59% граждан страны считают,
что эта система требует «
Да, канадцы ревниво отстаивают
достоинства своей системы
Заключение
У американской системы здравоохранения, несомненно, есть свои проблемы. Расходы на нее растут, и распределяются они таким образом, что некоторые люди не могут себе позволить тех медицинских услуг, которые они хотели бы получить или в которых нуждаются. Более того, хотя количество американцев, не имеющих медицинских страховок, зачастую преувеличивается, таких людей в нашей стране действительно слишком много. И хотя в США предоставляются услуги здравоохранения наивысшего в мире качества, это качество не везде одинаково, и слишком часто американцы не могут получить медицинскую помощь, соответствующую должным стандартам. Однако опыт других стран, где здравоохранение построено на государственной основе, показывает, что выход из ситуации следует искать в рыночных реформах, а не в усилении государственного контроля.
Конечно, национальные системы
здравоохранения в различных
странах не соответствуют какому-то
единому образцу. Межстрановые различия
в этой сфере настолько велики,
что сами понятия «государственное
здравоохранение» и «всеобщее медицинское
страхование» порой лишь вводят в
заблуждение — как будто все
разнообразие способов, которыми в
разных странах организуется медицина
и медицинское страхование, можно
вписать в некую стандартную
коллективную модель. Система здравоохранения
в каждой стране — это продукт
ее уникальных условий, истории, политической
жизни и национального
В некоторых странах действует
система «единого плательщика» в
чистом виде: там запрещено частное
страхование и даже ограничиваются
возможности пациентов
На деле единственный тип медицинской системы, который вы не найдете в реальном мире, — это тот, что описывают Майкл Мур, «Врачи за государственную программу здравоохранения» и другие сторонники государственной медицины. В мире нет системы здравоохранения, которая предоставляла бы медицинские услуги в неограниченном объеме без страховых взносов, вычетов или долевого участия и к тому же при полной свободе выбора врача. К примеру, в «Здравозахоронении» Мур клеймит американских страховщиков за то, что они отказываются компенсировать расходы на крайне редкие или экспериментальные виды лечения[323]. Кроме того, в ходе «праймериз» в Нью-Гемпшире штаб Джона Эдвардса (John Edwards) размещал на телевидении предвыборные ролики, где обыгрывалась трагическая кончина девочки-подростка из-за того, что компания, где был застрахован ее отец, отказалась оплачивать ей пересадку печени[324]. Подобные приемы эффективно играют на чувствах людей и подстегивают стремление к переменам. Тем не менее ни в одной стране мира вы не найдете системы медицинского страхования, даже государственной, которая регулярно оплачивала бы экспериментальные или непроверенные медицинские процедуры.
Аналогичным образом, сторонники
государственной системы
Необходимо также понимать,
что никакую зарубежную систему
нельзя напрямую «пересадить» на американскую
почву. Американцы вряд ли согласятся
с нормированием или
Впрочем, как бы то ни было, из опыта других стран можно извлечь ряд важных уроков:
— Всеобщее медицинское страхование
не равносильно всеобщему доступу
к услугам здравоохранения. На практике,
во многих странах, где такой доступ
декларируется, существует нормирование
медицинских услуг или крайне
длинные очереди на лечение. Кроме
того, наличие государственной
— Рост расходов на здравоохранение не является чисто американским феноменом. Другие страны тратят на эти цели значительно меньше, как по отношению к совокупному ВВП, так и к ВВП на душу населения — зачастую это связано с тем, что их стартовый уровень расходов был ниже. Тем не менее эти затраты растут повсеместно, что приводит к бюджетному дефициту, увеличению налогового бремени и/или урезанию социальных расходов. В 2004 году (за более поздний период соответствующие данные отсутствуют) среднегодовое увеличение медицинских расходов на душу населения в странах, которым посвящено данное исследование, составило 5,55% — что лишь немного уступает соответствующему показателю для США (6,21%)[327]. Wall Street Journal отмечает в этой связи: «В будущем европейцев, из-за финансовых трудностей, с которыми сталкиваются их государства... ждет еще более резкий рост затрат на медицинские нужды»[328]. Одним словом, бесплатный сыр бывает только в мышеловках.