Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:57, реферат
Задачи обеспечения и улучшения качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время в Российской Федерации, во многом созвучны с аналогичными задачами других стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). При разработке политики управления качеством медицинской помощи в Российской Федерации необходимо учитывать социально-экономические условия развития здравоохранения, существующую практику оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества медицинской помощи.
Введение
Контроль качества в здравоохранении.
Концепция контроля качества.
Основные методические подходы
Заключение
Литература
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная медицинская академия» Росздрава
Кафедра «Организации здравоохранения и общественного здоровья» ФПК и ППС
Система контроля качества в здравоохранении
Первый
заместитель директора
заведующая кафедрой «ОЗ и ОЗ» ГБОУ ВПО
«ТюмГМА» Минздрава России,
дмн; доцент Н.С. Брынза
Тюмень 2013
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
Повышение качества и доступности
медицинской помощи - это одна из
важнейших целей
Задачи обеспечения и
Основная задача системы здравоохранения - обеспечение доступной для всех слоев населения качественной медицинской помощи, соответствующей современному состоянию медицинской науки.
Наряду с доступностью медицинской помощи, ее качество является стратегической целью развития здравоохранения и краеугольным камнем системы охраны здоровья.
На сегодняшний день в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ОМС), страховых медицинских организациях завершено формирование подразделений для вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Все более насущными становятся вопросы взаимодействия вневедомственной и ведомственной экспертизы качества медицинской помощи. В рамках программы по созданию вневедомственной экспертизы практически во всех территориальных фондах ОМС сформированы отделы по организации экспертизы качества медицинской помощи, составлен реестр штатных и нештатных врачей-экспертов РФ.
В 1996 году создан Межрегиональный Экспертный Совет по экспертизе качества медицинской помощи, в обязанность которого входят разработка нормативных документов, обобщение опыта территорий по проведению экспертизы качества медицинской помощи.
Приказ Минздрава РФ от 24.10.96 года «О совершенствовании качества медицинской помощи населению РФ» (внесены изменения в Приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 21.01.1997 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации") установил положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ и о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи, а также определил цели и задачи контроля за качеством оказания медицинской помощи.
Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических резервов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Система ведомственного контроля включает в себя оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно- профилактических учреждений, экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам, изучение мнений пациентов, регистрацию и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи, выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества эффективности медицинской помощи, подготовку рекомендаций для руководства лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранения, которые направлены на предупреждение врачебных ошибок в работе, повышение качества и эффективности медицинской помощи, организации контроля за реализацией управленческих решений.
Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений, клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертиз могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и т. д.
В Положении о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в РФ под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Субъектами системы контроля являются:
Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют: контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения; контроль за выполнениями учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий; выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; участие в формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории субъектов РФ.
Исполнительные органы фондов обязательного медицинского страхования в пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан.
Реализация
Концепции будет происходить
поэтапно:
На первом
этапе (2009-2015) будет осуществлена конкретизация
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи, произведен переход на преимущественно
одноканальную модель финансирования
медицинской помощи через систему обязательного
медицинского страхования, осуществлена
разработка стандартов и порядков оказания
медицинской помощи, начато внедрение
информационной системы персонифицированного
учета оказанной гражданам.
В рамках первого
этапа реализации Концепции также будут
осуществлены подготовительные мероприятия
для последующего перехода на новую систему
организации медицинской помощи, включая
создание системы контроля качества медицинской
помощи с ее последующей интеграцией в
систему управления качеством, проведена
модернизация материально-технической
базы учреждений здравоохранения, сформирована
и начнет реализовываться система непрерывной
подготовки кадров, основанная на единой
кадровой политике, а также будут определены
приоритеты для инновационного развития
здравоохранения, сформированы межведомственные
целевые научные программы по разработке
и внедрению новых высокоэффективных
технологий профилактики, диагностики
и лечения социально-значимых заболеваний
и патологических состояний.
Кроме того,
на первом этапе будет продолжена реализация
Приоритетного национального проекта
"Здоровье" по следующим направлениям:
- формирование здорового образа жизни;
- развитие первичной медико-санитарной
помощи и медицинской профилактики;
- совершенствование специализированной,
в том числе высокотехнологичной, медицинской
помощи при социально-значимых заболеваниях,
включая сердечно-сосудистые, онкологические,
кобинированные травмы при дорожно-транспортных
происшествиях;
- развитие службы крови;
- совершенствование медицинской помощи
матерям и детям.
На втором этапе реализации Концепции (2016-2020) предполагаются
поэтапный переход к саморегулируемой
системе организации медицинской помощи
на основе созданных инфраструктуры и
кадрового ресурса здравоохранения и
информатизации отрасли, дальнейшее внедрение
новых технологий, разработанных с учетом
приоритетов инновационного развития
здравоохранения, включение высокотехнологичной
и скорой медицинской помощи в систему
обязательного медицинского страхования,
интеграция бюджетных инвестиций в тарифы
на медицинскую помощь, создание системы
лекарственного обеспечения граждан в
амбулаторных условиях в рамках
обязательного медицинского страхования.
В целом, реализация всех направлений
Концепции обеспечит к 2020 году формирование
здорового образа жизни населения Российской
Федерации, а также создаст систему здравоохранения,
позволяющую оказывать доступную и качественную
медицинскую помощь на основе единых требований
и подходов с учетом передовых достижений
научно-технического прогресса, которая
будет являться залогом устойчивого социально-экономического
развития Российской Федерации в долгосрочной
перспективе.
Основой методологии управления качеством медицинской помощи являются четыре принципа:
Удовлетворение потребностей и ожиданий внешнего потребителя (пациента) и внутреннего (медицинского работника) – необходимо выяснить, что нужно потребителю, чего он хочет и чего ожидает от медицинской помощи. Именно ожидания и удовлетворенность потребителя заставляют изменить всю систему оказания медицинской помощи и построить ее в соответствии с этими ожиданиями, что позволяет правильно оценить направление в поиске улучшения качества медицинской помощи.
Системный подход. Работу системы здравоохранения можно представить как совокупность подсистем и происходящих в них процессов. Поэтому для получения лучших результатов медицинской помощи необходимо провести анализ системы, определить приоритетные проблемы и найти возможные решения по ее изменению.
Работа в рабочих группах (командах) позволяет объединить представителей различных сторон медицинской помощи: пациентов и представителей всех процессов ее оказания, фармацевтических фирм и должностных лиц здравоохранения. Включение их в команду позволяет использовать глубокие детальные знания каждого о соответствующем элементе системы, что является принципиально важным для нахождения оптимального решения изменения системы в целом и ее процессов.
Научная методология – позволяет на основе данных выбрать приоритетную проблему, оценить ее размеры и значимость, разработать план действий, включающий преобразование процессов системы и самой системы; поставить эксперимент для проверки правильности намеченных изменений, оценить результаты эксперимента, внедрить в практику здравоохранения изменения, приведшие к улучшению качества.
Фундаментальное понятие, лежащее в основе современного понимания улучшения – это изменение существующей системы. Результаты деятельности любой системы определяются ее построением и функционированием. Согласно этому понятию, если мы будем продолжать работать, как и работаем, то мы можем рассчитывать на получение только таких результатов, которые мы имеем сейчас. Для того, чтобы добиться других - лучших - результатов, мы должны изменить нашу систему.
Методология улучшения качества является многоэтапной и включает в себя: определение проблемы, анализ системы, разработку плана действий, апробирование внесенных изменений в пилотных учреждениях, и внедрение в практику здравоохранения.
На практике для осуществления изменений системы оказания медицинской помощи, разработки и внедрения клинико-организационных руководств (как документов, закрепивших организационные и клинические изменения в медицинской помощи) согласно методологии необходимо:
Заключение
Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и, в тоже время, критерием деятельности системы здравоохранения от низшего его звена – лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), до верхнего – Министерства здравоохранения.
Информация о работе Система контроля качества в здравоохранении