Система контроля качества в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Задачи обеспечения и улучшения качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время в Российской Федерации, во многом созвучны с аналогичными задачами других стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). При разработке политики управления качеством медицинской помощи в Российской Федерации необходимо учитывать социально-экономические условия развития здравоохранения, существующую практику оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества медицинской помощи.

Содержание

Введение
Контроль качества в здравоохранении.
Концепция контроля качества.
Основные методические подходы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Система контроля качества в здравоохранении.docx

— 29.31 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тюменская государственная  медицинская академия» Росздрава

 

 

Кафедра «Организации здравоохранения и общественного здоровья» ФПК и ППС

 

 

 

Система контроля качества в здравоохранении

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый  заместитель директора департамента,

заведующая  кафедрой «ОЗ и ОЗ» ГБОУ ВПО

«ТюмГМА» Минздрава России,

дмн; доцент Н.С. Брынза

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Содержание

 

Введение

  1. Контроль качества в здравоохранении.
  2. Концепция контроля качества.
  3. Основные методические подходы

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Повышение качества и доступности  медицинской помощи - это одна из важнейших целей государственной  политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что потверждено Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. 

Задачи обеспечения и улучшения  качества медицинской помощи, решающиеся в настоящее время в Российской Федерации, во многом созвучны с аналогичными задачами других стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). При разработке политики управления качеством медицинской помощи в Российской Федерации необходимо учитывать социально-экономические условия развития здравоохранения, существующую практику оказания медицинской помощи населению, опыт других стран и мнение международных экспертов по проблеме качества медицинской помощи.

Основная задача системы здравоохранения - обеспечение доступной для всех слоев населения качественной медицинской  помощи, соответствующей современному состоянию медицинской науки.

Наряду  с доступностью медицинской помощи, ее качество является стратегической целью развития здравоохранения  и краеугольным камнем системы охраны здоровья.

 

 

  1. Контроль качества в здравоохранении.

 

На сегодняшний  день в территориальных фондах обязательного  медицинского страхования (ОМС), страховых медицинских организациях завершено формирование подразделений для вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Все более насущными становятся вопросы взаимодействия вневедомственной и ведомственной экспертизы качества медицинской помощи. В рамках программы по созданию вневедомственной экспертизы практически во всех территориальных фондах ОМС сформированы отделы по организации экспертизы качества медицинской помощи, составлен реестр штатных и нештатных врачей-экспертов РФ.

В 1996 году создан Межрегиональный Экспертный Совет по экспертизе качества медицинской помощи, в обязанность которого входят разработка нормативных документов, обобщение опыта территорий по проведению экспертизы качества медицинской помощи.

         Приказ Минздрава РФ от 24.10.96 года «О совершенствовании качества медицинской помощи населению РФ» (внесены изменения в Приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 21.01.1997 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации") установил положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ и о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи, а также определил цели и задачи контроля за качеством оказания медицинской помощи.

Целью осуществления  ведомственного контроля качества медицинской  помощи является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических резервов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.

Система ведомственного контроля включает в  себя оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно- профилактических учреждений, экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам, изучение мнений пациентов, регистрацию и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи, выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества эффективности медицинской помощи, подготовку рекомендаций для руководства лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранения, которые направлены на предупреждение врачебных ошибок в работе, повышение качества и эффективности медицинской помощи, организации контроля за реализацией управленческих решений.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений, клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертиз могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и т. д.

В Положении  о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в РФ под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Субъектами системы контроля являются:

Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют: контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения; контроль за выполнениями учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий; выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; участие в формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории субъектов РФ.

Исполнительные  органы фондов обязательного медицинского страхования в пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан.

 

  1. Концепция контроля качества.

Реализация  Концепции будет происходить  поэтапно: 
На первом этапе (2009-2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам. 
            В рамках первого этапа реализации Концепции также будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.

    
           Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта "Здоровье" по следующим направлениям: 
    - формирование здорового образа жизни; 
     - развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики; 
     - совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечно-сосудистые, онкологические, кобинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях; 
    - развитие службы крови; 
     - совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

 
        На втором этапе реализации Концепции (2016-2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках 
обязательного медицинского страхования.

 

 
      В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

 

 

 

  1. Основные методические подходы

 

Основой методологии управления качеством  медицинской помощи являются четыре принципа:

Удовлетворение потребностей и  ожиданий внешнего потребителя (пациента) и внутреннего (медицинского работника) – необходимо выяснить, что нужно потребителю, чего он хочет и чего ожидает от медицинской помощи. Именно ожидания и удовлетворенность потребителя заставляют изменить всю систему оказания медицинской помощи и построить ее в соответствии с этими ожиданиями, что позволяет правильно оценить направление в поиске улучшения качества медицинской помощи.

Системный подход. Работу системы здравоохранения можно представить как совокупность подсистем и происходящих в них процессов. Поэтому для получения лучших результатов медицинской помощи необходимо провести анализ системы, определить приоритетные проблемы и найти возможные решения по ее изменению.

Работа в рабочих группах (командах) позволяет объединить представителей различных сторон медицинской помощи: пациентов и представителей всех процессов ее оказания, фармацевтических фирм и должностных лиц здравоохранения. Включение их в команду позволяет использовать глубокие детальные знания каждого о соответствующем элементе системы, что является принципиально важным для нахождения оптимального решения изменения системы в целом и ее процессов.

Научная методология – позволяет на основе данных выбрать приоритетную проблему, оценить ее размеры и значимость, разработать план действий, включающий преобразование процессов системы и самой системы; поставить эксперимент для проверки правильности намеченных изменений, оценить результаты эксперимента, внедрить в практику здравоохранения изменения, приведшие к улучшению качества.

Фундаментальное понятие, лежащее  в основе современного понимания  улучшения – это изменение существующей системы. Результаты деятельности любой системы определяются ее построением и функционированием. Согласно этому понятию, если мы будем продолжать работать, как и работаем, то мы можем рассчитывать на получение только таких результатов, которые мы имеем сейчас. Для того, чтобы добиться других - лучших - результатов, мы должны изменить нашу систему.

Методология улучшения качества является многоэтапной и включает в себя: определение проблемы, анализ системы, разработку плана действий, апробирование внесенных изменений в пилотных учреждениях, и внедрение в практику здравоохранения.

На практике для осуществления  изменений системы оказания медицинской помощи, разработки и внедрения клинико-организационных руководств (как документов, закрепивших организационные и клинические изменения в медицинской помощи) согласно методологии необходимо:

  1. изучить существующую систему оказания медицинской помощи;
  2. на каждом этапе процесса оказания медицинской помощи четко определить клиническое и организационное содержание проблемы (если проблема существует);
  3. собрать литературные данные доказательной медицины по клинической проблеме;
  4. обновить клиническое содержание руководства в соответствии с новыми знаниями доказательной медицины;
  5. внести изменения в систему оказания медицинской помощи для обеспечения возможности выполнения новой клинической технологии;
  6. разработать индикаторы для проверки изменений в клинической практике и в системе оказания медицинской помощи;

 

 

 

 

Заключение

 

Качество медицинской помощи является основной целевой функцией и, в тоже время, критерием деятельности системы  здравоохранения от низшего его звена – лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), до верхнего – Министерства здравоохранения.

Информация о работе Система контроля качества в здравоохранении