Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:07, статья
Критики американской системы здравоохранения часто предлагают реформировать ее, воспользовавшись иностранными образцами. Они указывают: во многих государствах расходы на здравоохранение гораздо меньше, чем в США, а эффективность медицинских услуг — выше. Соединенным Штатам следует взять на вооружение зарубежный опыт, настаивают эти скептики, и создать государственную систему здравоохранения.
В сущности избежать широкого
применения нормирования французскому
здравоохранению удается
Эзра Кляйн, давая высокую
оценку французской системе
В то же время следует отметить,
что возможности
Результаты одного опроса, проведенного в 2004 году, показывают: французы больше, чем граждане всех других стран Европы, удовлетворены своей системой здравоохранения. Отчасти это обусловлено тем, что гибридный характер этой системы позволяет избежать ряда самых серьезных проблем, характерных для других моделей государственного здравоохранения. Отчасти, однако, причина состоит и в особенностях французского национального характера. Так, две трети опрошенных выразили мнение, что качество получаемой медицинской помощи не так важно, как всеобщий и равный доступ к этой помощи[84]. Это означает, что французский опыт скорее всего трудно было бы внедрить в Соединенных Штатах — ведь для американцев характерна куда менее эгалитарная этика.
Впрочем, хотя французы и удовлетворены нынешним состоянием своей системы здравоохранения, ее будущее вызывает у них озабоченность. В частности, они признают необходимость более жесткого контроля над затратами в этой сфере. В результате возникает обычное противоречие, связанное с услугами, оказываемыми государством: большинство людей не хочет платить за них больше (либо за счет повышения налогов, либо напрямую из своего кармана), и одновременно граждане обеспокоены тем, что мероприятия по сдерживанию затрат могут в будущем привести к ухудшению качества услуг. Относительно характера реформы французского здравоохранения в обществе нет единого мнения. Тем не менее, 65% взрослых граждан убеждены, что реформа «насущно необходима», а еще 20% считают ее «желательной»[85].
Более того, в стране нарастает
неудовлетворенность
Итак, подведем итоги: несомненно, французская модель здравоохранения работает лучше, чем большинство других государственных систем в этой сфере. Несмотря на наличие определенных проблем, Франции в целом удается избежать нормирования медицинских услуг, характерного для других таких систем. Однако серьезную угрозу для этой программы представляет рост затрат; в будущем он может вынудить государство ввести нормирование в сфере здравоохранения.
Эффективность французской
системы отчасти связана с
теми ее чертами, к которым Майкл
Мур и другие сторонники государственной
медицины относятся наиболее негативно
применительно к американскому
здравоохранению. Во Франции достаточно
велико долевое участие пациентов
в оплате медицинской помощи, что
позволяет избегать избыточного
пользования медицинскими услугами;
немалую роль в стране играет в
основном нерегулируемый рынок частного
медицинского страхования, заполняющий
пробелы в плане предложения.
Кроме того, потребителям разрешено
доплачивать из своего кармана за
более качественные или дополнительные
услуги, в результате чего система
приобретает двухуровневый
Очевидно, что эта картина
не соответствует наиболее распространенным
представлениям о том, каким должно
быть государственное
Италия
В рейтинге ВТО национальная система здравоохранения Италии занимает 2-е место[89]. Тем не менее, при более тщательном изучении выясняется, что эта система испытывает серьезнейшие затруднения, страдает от сильнейшего бюрократизма, бесхозяйственности и беспорядка, для нее характерен безудержные рост затрат и длинные очереди на медицинскую помощь.
По общей организации
итальянская медицина напоминает британскую
Национальную систему здравоохранения,
однако отличается меньшей централизацией.
Центральное правительство
Теоретически в результате
этой «фискально-федералистской»
Таким образом, хотя финансовые потребности по-прежнему определяет Министерство здравоохранения в Риме — на основе средних платежей на одного человека и прежнего уровня расходов, — в результате недавних реформ все больше полномочий и ответственности делегируется региональным властям, устанавливающим размеры собственных бюджетов. В регионах создается одно или несколько местных управлений здравоохранения, отвечающих за предоставление медицинских услуг либо через государственные больницы и клиники, либо путем заключения контрактов с частными медицинскими учреждениями[91]. Следует отметить, что государственное управление в Италии зачастую не столько «наука», сколько «искусство», а потому регионы нередко не следуют нормам, установкам, схемам компенсации и бюджетным ориентировкам, разработанным центральными властями[92].
Финансирование
Лечение в стационаре и
первичная медико-санитарная помощь
осуществляются бесплатно по месту
предоставления. Однако оплата диагностических
процедур, услуг специалистов и лекарств,
отпускаемых по рецептам, производится
при долевом участии пациентов[
Свобода выбора врача в Италии ограничивается. Пациент должен зарегистрироваться у одного из терапевтов, работающих на его местное управление здравоохранения (МУЗ). Из этих терапевтов он может выбрать любого, но регистрироваться у врача из другого МУЗ не имеет права. Помимо случаев неотложной помощи, для диагностического обследования, госпитализации и обращения к специалисту необходимо направление от «своего» терапевта. Впрочем, несмотря на эти ограничения, итальянцы обладают большими правами в плане выбора врача, чем британцы или испанцы.
Большинству врачей компенсация выплачивается на «подушной» основе (т.е. в зависимости от количества пациентов, которых они обслужили за определенный период времени, а не от самих предоставленных услуг), хотя некоторые медики, работающие в больницах, получают ежемесячную зарплату. Компенсация больницам как правило осуществляется по клинико-статистическим группам; расценки устанавливает центральное правительство, хотя регионы временами игнорируют их и вводят собственные.
В Италии существует частное
медицинское страхование, но широкого
распространения оно не получило.
Такие страховки, как правило
предоставляются
Хотя в Италии расходы
на здравоохранение составляют относительно
небольшой процент от ВВП, в последние
годы они быстро растут, постоянно
превышая правительственные прогнозы[
Итальянские власти не публикуют официальную информацию о «листах ожидания», однако данные ряда исследований говорят о том, что они широко распространены, и продолжают расти — особенно на диагностические обследования. К примеру, очередь на маммографию составляет 70 дней, на эндоскопию — 74 дня, на ультразвуковое обследование — 23 дня[104]. Отчасти это несомненно связано с недостатком современного медицинского оборудования. Так, приборов для магнитно-резонансной томографии на миллион населения в США в два раза больше, а компьютерных томографов — на 25% больше, чем в Италии[105]. Как это ни парадоксально, самые длинные «листы ожидания» существуют в лучше всего оснащенных больницах на севере Италии, поскольку туда обращаются также и пациенты из бедных южных регионов[106].
Если ожидание слишком
затягивается, пациенты имеют право
обратиться к региональным властям
за разрешением пройти лечение у
частнопрактикующих врачей или в
частных больницах с оплатой
за счет своей государственной
В Италии довольно жестко ограничивается
количество лекарственных препаратов,
оплачиваемых за счет страхования, а
цены на них контролируются, поэтому
властям удалось решить проблему,
долгое время одолевавшую систему
здравоохранения: сократить расходы
на медикаменты. В 2006 году цены на лекарства
в Италии снизились (возможно, не без
давления со стороны государства) на
5%, тогда как в США и других
странах они, наоборот, повышаются.
Тем не менее, эта экономия не обошлась
без негативных последствий: было блокировано
внедрение ряда самых современных
и инновационных препаратов[
Условия в государственных
больницах, особенно на юге страны,
как считается, не соответствуют
мировым стандартам. Там наблюдается
дефицит не только современного оборудования,
но и элементарных материалов и услуг;
кроме того, зачастую эти больницы
переполнены. В частности, недавно
выяснилось, что в одной из крупнейших
государственных больниц в Риме
мусор сваливается в коридорах,
радиоактивные материалы