Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:07, статья
Критики американской системы здравоохранения часто предлагают реформировать ее, воспользовавшись иностранными образцами. Они указывают: во многих государствах расходы на здравоохранение гораздо меньше, чем в США, а эффективность медицинских услуг — выше. Соединенным Штатам следует взять на вооружение зарубежный опыт, настаивают эти скептики, и создать государственную систему здравоохранения.
В-третьих, ряд искажений
вносит и практика создания картелей
для переговоров о гонорарах
провайдеров. По сути эти картели
обладают покупательской монопсонией,
а значит, и гигантским влиянием
на исход переговоров. Неудивительно,
что практикующие врачи предпочитают
работать в кантонах, где им предлагают
наиболее высокий уровень компенсации,
что ведет к нехватке врачебных
кадров в других регионах. Сообщается,
что структура подобных расценок
создает стимулы для
К тому же подобные переговоры закрепляют ценовую систему, препятствующую развитию инновационных подходов, в рамках которых платежи не привязываются к конкретным компонентам страхового покрытия. Речь идет как о «регулируемом медобслуживании», так и об интеграции медицинских услуг[283].
Наконец, в Швейцарии действует одна из самых жестких в Европе систем регулирования деятельности представителей неврачебных медицинских профессий[284]. В результате пациенты зачастую вынуждены обращаться к дорогостоящим провайдерам, хотя можно было бы обойтись услугами не столь высокооплачиваемых специалистов.
Сочетание всех перечисленных
факторов подрывает решающую роль потребителя
в швейцарском здравоохранении.
Однако, несмотря на эти проблемы, швейцарский
опыт может быть полезен для США
— он содержит ценные уроки относительно
достоинств медицины, в которой первую
скрипку играет потребитель. Мы видим,
в частности, что, когда стоимость
страхования приобретает
Германия В рейтинге ВОЗ Германия занимает довольно низкое 25-е место[285]. Несмотря на это, система здравоохранения в этой стране заслуживает изучения, поскольку сторонники государственной медицины часто приводят ее в качестве образца.
Общенациональное медицинское страхование в Германии является одним из элементов системы социального страхования, созданной еще Бисмарком. Все граждане страны, чей доход не превышает 46 300 евро (около 60 000 долларов) в год должны застраховаться в одной из примерно 250 «больничных касс». Люди с более высокими доходами могут страховаться в этих кассах при желании, или не пользоваться услугами государственной системы, приобретая страховки у частных фирм[286]. Порядка трех четвертей работающих граждан, чей доход превышает установленный лимит, предпочитают страховаться в больничных кассах, которые обеспечивают страховое покрытие примерно 90% населения. В целом медицинское страхование носит почти всеобщий характер. В то же время число незастрахованных граждан увеличивается: за последние 10 лет оно утроилось и достигло 300 000 человек[287]. Примерно 9% немцев также имеет дополнительные страховки для покрытия услуг, не входящих в стандартный пакет[288].
Больничные кассы
Страхование охватывает широкий
спектр медицинских услуг, в том
числе услуги врачей, лечение хронических
заболеваний и лечение в
Функции по регулированию
системы здравоохранения
Хотя расходы на здравоохранение в Германии составляют меньший, чем в США, процент от совокупного объема ВВП и от ВВП на душу населения, затраты страны на эти нужды в последние годы увеличиваются тревожными темпами. По оценке Фридриха Брейера (Friedrich Breyer), экономиста из Университета Констанца, к 2020 году, если в этой сфере не произойдут значительные перемены, расходы на здравоохранение в Германии достигнут 30% ВВП[296].
Германское правительство, пытаясь решить эту проблему, приступило к сокращению списка услуг, подлежащих страхованию. В 2004 году больничные кассы перестали компенсировать расходы на приобретение очков, препаратов для поддержания физической формы и любых лекарств, отпускаемых без рецепта. Впервые в стране было введено долевое участие застрахованных в оплате медицинских услуг, и теперь каждый прием у терапевта, пребывание в больнице, выписка рецепта и некоторые специализированные услуги обходятся немцам в 10 евро[297]. Наиболее высокий уровень долевого участия связан с приобретением лекарств по рецепту: он составляет 10% от их стоимости. В целом, непосредственно «из кармана» немцы оплачивают 13% совокупных расходов на здравоохранения — этот показатель лишь немногим ниже, чем в США[298]. Имеющиеся на данный момент предварительные данные говорят о том, что введение долевого участия позволило немного снизить уровень использования медицинских услуг и расходы на здравоохранение[299].
В 2006 году федеральный канцлер
Ангела Меркель выступила с
Вопрос о масштабах нормирования в германском здравоохранении вызывает немало споров. В отличие от властей многих других стран ОЭСР, германское правительство не составляет сводных данных о «листах ожидания»[301]. В одной часто цитируемой работе утверждается, что в Германии вероятность того, что пациенту придется ожидать приема у специалиста больше месяца, не выше, чем в США[302]. ВОЗ также утверждает: «Очереди и явные решения о нормировании в стране фактически отсутствуют»[303].
Однако авторы как минимум одного исследования приходят к выводу о том, что нормирование медицинских услуг существует в отношении пожилых граждан и смертельно больных, и отмечают: «Возникает вопрос — можно ли было бы спасти жизни некоторых престарелых в случае отказа от «возрастного нормирования» и применения максимального объема лечебных мероприятий в отношении всех граждан, независимо от возраста?»[304]. Кроме того, по итогам обследования немецких больниц выяснилось, что «время ожидания для помещения в стационар достаточно велико» как из-за недостатка койкомест, так и из-за структуры больничных бюджетов, делающей лечение пациентов с серьезными заболеваниями, застрахованных в больничных кассах, непривлекательным в финансовом плане[305].
Кроме того, по уровню оснащенности
современными технологиями германская
медицина уступает американской. Приборов
для магнитно-резонансной
По мнению некоторых аналитиков,
ценовые ограничения и
Немцы, похоже, осознают необходимость
реформирования своей системы здравоохранения.
В ходе опроса, проведенного в 2004 года,
76% респондентов сочли такую реформу
«насущно необходимой», а еще 14% —
«желательной». Тем не менее, по вопросу
о направленности преобразований германское
общество раскололось почти поровну.
Примерно 47% немцев выступает за увеличение
частного компонента расходов на здравоохранение,
а 49% придерживается противоположного
мнения. Аналогичным образом, 45% населения
считают, что расширение имеющегося
у пациентов права выбора позволит
повысить качество медицинских услуг,
а 50% с ними не согласны. Нежелание
поддержать полноценные рыночные реформы
несомненно связано с традиционно
свойственным немцам чувством социальной
солидарности. Большинством в 81% против
18% немецкие респонденты выразили мнение,
что равный доступ всех граждан к
медицинским услугам
Рост затрат и демографические факторы рано или поздно вынудят Германию внести изменения в свою систему здравоохранения. Однако, с учетом провала реформаторских инициатив канцлера Меркель, ждать этих изменений, скорее всего, придется довольно долго.
Канада: некоторые соображения
Канада также находится в числе стран, чьи системы здравоохранения не попали в первую двадцатку рейтинга ВОЗ (она заняла 30-е место), и мало кто из серьезных специалистов, выступающих за государственную медицину, считает ее эталоном. Как отмечает Джонатан Кон, «никто в США всерьез не предлагает воспроизвести британскую и канадскую систему у нас на родине — отчасти из-за того, что обвинения критиков относительно тамошних «листов ожидания»... соответствуют действительности»[310]. Однако, поскольку в прессе эту систему часто характеризуют как образцовую, считаю уместным кратко обрисовать ее основные черты.
Хотя канадскую систему
здравоохранения часто называют
«общенациональной», на самом деле
она носит децентрализованный характер:
обширные полномочия в этой сфере
делегированы регионам — 10 провинциям
и двум территориям. Финансируется
она, подобно американской программе
Medicaid, совместно региональными и
федеральными властями. Чтобы получить
доступ к средствам из федерального
бюджета, медицинские программы
провинций должны соответствовать
пяти критериям: их характер должен быть:
1) универсальным, т.е. распространяться
на всех жителей провинции на равных
условиях; 2) всеобъемлющим, т.е. охватывать
все необходимые по медицинским
показателям услуги врачей и больниц;
3) мобильным, т.е. сохранять за гражданами
страховое покрытие при переезде
в другую провинцию; 4) доступным, т.е.
исключать любые финансовые барьеры
для получения медицинской
Федеральное финансирование здравоохранения осуществляется за счет общих налоговых доходов бюджета. Федеральное правительство предоставляет каждой провинции единый грант, составляющий примерно 16% от ее расходов на здравоохранение. Основную же часть финансирования составляют поступления от региональных налогов, прежде всего на доходы физических и юридических лиц. Некоторые провинции также задействуют средства из других источников — например, от налога с продаж и проведения лотерей. Кроме того, некоторые регионы (Британская Колумбия, Альберта и Онтарио) взимают с граждан взносы, хотя неспособность заплатить не дает права отказать пациенту в медицинской помощи. Система здравоохранения составляет один из крупнейших элементов канадского «социального государства». На региональном уровне на ее долю приходится от трети до половины всех расходов на социальные нужды[311].
Провинции обязаны обеспечивать
гражданам определенные виды медицинской
помощи, в том числе услуги терапевтов,
специалистов, лечение в стационаре
и стоматологическое