Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:13, реферат
В отличие от отраслей, предоставляющих традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организованного отдыха и т. д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х гг. находились практически полностью на бюджетном финансировании. На основную часть их услуг, за исключением узкого круга, включающего услуги курсов кройки и шитья, иностранных языков, некоторых стоматологических поликлиник, цены не исчислялись.
17.5.3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
В отличие от отраслей, предоставляющих традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организованного отдыха и т. д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х гг. находились практически полностью на бюджетном финансировании. На основную часть их услуг, за исключением узкого круга, включающего услуги курсов кройки и шитья, иностранных языков, некоторых стоматологических поликлиник, цены не исчислялись. Поэтому процесс формирования и регулирования цен на услуги этих отраслей представляет значительный интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. Вместе с тем наличие ряда особенностей, присущих только этим отраслям (высокая общественная значимость и наличие положительных внешних эффектов), требуют широкого использования государством различных рычагов воздействия на спрос, предложение и уровень цен. Неразработанность этой проблемы, существование различных методических подходов к формированию цен на указанные виды услуг, сложность исчисления затрат обусловливают отсутствие единой общепринятой методики определения цен, что вызывает сложности и в практике ценообразования.
Рассмотрим более подробно вопросы методики и практики установления цен на услуги учреждений здравоохранения и образования.
Особенностью данного
этапа развития здравоохранения
в РФ является переход от чисто
бюджетного финансирования, при котором
государство выступает как
За счет бюджетов всех уровней
(государственной и
За счет средств обязательного
медицинского страхования (ОМС) застрахованным
гражданам гарантируется
Одновременно учреждениям здравоохранения разрешена и коммерческая деятельность – оказание платных услуг, создание стационаров с повышенным уровнем комфорта и т. д.
В настоящее время медицинские учреждения любой формы собственности финансируются на основе договоров с территориальным фондом ОМС или его филиалами, выполняющими функции страховщиков, страховыми медицинскими организациями по ценам или финансовым нормативам, индивидуальным для каждого учреждения или группы однотипных учреждений.
В соответствии с приказом
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования № 16 от 14.04.94
г. «Рекомендации по расчетам тарифов
на медицинские и иные услуги в
системе обязательного
* См.: Кадыров Ф. И., Петриков И. П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. СПб.: Ривьера, 1995. С. 226.
Цены в системе ОМС
являются регулируемыми; поскольку
их уровень определяется по согласованию
страхователя, страховщика и лечебно-
Следует учитывать, что существует несколько способов оплаты медицинской помощи и, следовательно, вариантов расчета цены на услугу поликлиники или стационара.
Так, для амбулаторно-
• за отдельную простую услугу (осмотр, манипуляция, процедура);
• за отдельную услугу по единой системе тарифов, выраженных в баллах;
• за комплексную услугу – случай поликлинического обслуживания (обращение к врачу);
• по подушевому принципу (на одного обслуживаемого учреждением пациента с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на объем потребления медицинской помощи).
При определении цен в системе ОМС на случай амбулаторно-поликлинического обслуживания рекомендуется применять следующую формулу *:
Ц = З + М + И + Р + П + В,
где З – оплата труда медицинского персонала отделения на случай поликлинического обслуживания;
М – стоимость медикаментов
на случай поликлинического
И – расходы на
мягкий инвентарь на случай
поликлинического обслуживания;
Р – расходы на оплату труда
административно-
П – канцелярские, хозяйственные, командировочные и прочие расходы, приходящиеся на случай поликлинического обслуживания;
В – расходы вспомогательной
лечебно-диагностической
* См.: Приложение к Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12 октября 1995 г. № 72.
Определение всех составляющих
этой формулы происходит на основе
соответствующей статьи сметы з
Цены на услуги стационаров могут быть определены по такой же схеме на основе:
• на случай госпитализации (дифференцировано по профилю, отделению или заболеванию);
• по клинико-статистической группировке (КСГ), представляющей из себя группировку случаев госпитализации, однородных по клиническим, медико-демографическим и экономическим параметрам и характеризуемой двумя обобщающими показателями: средним сроком лечения и величиной затрат на него;
• на основе медико-экономических стандартов, в которых указывается перечень и число всех видов исследований и лечебных процедур, назначаемых при каждом заболевании.
В отличие от цен в системе ОМС, цены на платные медицинские услуги являются свободными и самостоятельно разрабатываются лечебным учреждением и утверждаются его руководителем.
В этом случае расчет цены может осуществляться по следующей формуле*:
Ц = З + О + М + А + Н + Р +П,
где З – средняя заработная плата медицинского персонала, рассчитанная на норму времени (прием 1 больного, проведение 1 исследования и т. д.);
О – отчисления на социальные нужды;
М – затраты на материалы (по нормам расхода на прием одного больного,
проведение одного исследования);
А – затраты на амортизацию основных фондов (на прием одного больного,
проведение одного исследования, манипуляции);
Н – величина косвенных (накладных) расходов;
Р – прочие расходы;
П – прибыль.
* См.: Здравоохранение: журнал для руководителя и главного бухгалтера. 1997. № 2. С. 64.
Уровень цены на платную
медицинскую услугу зависит от ее
качества (квалификации врача, качественных
параметров оборудования, уровня комфортности
условий оказания услуги, качества
расходных материалов), что вызывает
значительный разброс цен даже на
одинаковые виды услуг. Особенно ярко
это проявляется в стоматологии
Дальнейшее внедрение рыночных отношений в здравоохранении требует более глубокой разработки методов соизмерения затрат и результатов, более полного учета спроса и предложения.
Одним из новых направлений развития сферы социальных услуг в последние годы стало предоставление платных услуг образования.
Результатом образовательных услуг является приобретение индивидом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере, а такжеповышение квалификации в ранее известной области знаний. Особенностью этой сферы является активная роль человека-потребителя и отсроченный характер проявления результатов обучения, что следует учитывать при установлении цен на эти услуги.
При разработке ценовой политики
в этой отрасли надо иметь в
виду, что для потребителя важна
не только цена услуги, но и соотношение
между величиной ожидаемого эффекта
от использования ее результатов
в будущем и необходимых
Ориентация только на затраты учреждения, оказывающего образовательные услуги, упрощает процесс формирования цены.
Так, исходя из затратного подхода нормативная цена подготовки специалиста по отдельной специальности может быть рассчитана на основе себестоимости с добавлением прибыли. Причем расчет себестоимости может вестись по: фактическим затратам, плановым затратам, затратам, определяемым нормами и нормативами. При проведении этих расчетов может быть использована одна или несколько баз распределения затрат, в число которых входят расчеты:
• с применением штатных нормативов;
• с применением стандартных баз распределения затрат;
• на основе группировки затрат с подразделением их на прямые и косвенные;
• с использованием показателей трудоемкости учебного плана по специальности.
Однако при таком подходе в цене не учитывается воздействие факторов, формирующих спрос. Поэтому большой интерес представляют предложения ряда авторов* для более полного учета в цене различных факторов формировать верхний (с позиции потребителя) и нижний (с позиции производителя) уровни цены. При этом в числе важнейших переменных предлагается учесть:
• период старения знаний (Т);
• длительность обучения (Т+);
• показатели выигрыша или потерь предприятий (организации-потребителей за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно отвлечения кадров на учебу (Y и Z).
*См., например: Иванов Ю. И., Русинов Ф. M. Рынок: предпринимательство, кадры. Учебное пособие/ Под ред. Горланова Г. В., Хорзова С. Е.M.: РАУ, 1992. С. 74-80.
В этих обозначениях верхний предел цены за обучение имеет вид:
ЦВ = Y х (Т – Т+) – ZT+,
а нижний предел определяется по формуле:
где К – минимально допустимый уровень рентабельности;
А, В – средние ставки
заработной платы в расчете на
типовую структуру
m, n – численность преподавательского и вспомогательного состава;
F – уровень условно-постоянных затрат.
Для того чтобы обучение для потребителей имело смысл, надо выполнить условие:
ЦВ = [Y x (T-T+) - ZT+] x (1-K) .
Формула нижнего предела цены может быть упрощена с учетом того, что условно-постоянные затраты рассчитываются на единицу времени до вида:
Информация о работе Ценообразования в системе здравоохранения