Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ………………………………………………………….6
1.1 Понятие спроса и предложения в рыночной экономи-ке……………………...6
1.2 Методы прогнозирования и эффективное прогнозирование спроса………..20
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин»……………….26
2.1 Характеристика производственно- хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли «Апельсин» …………………………………26
2.2 Критерии формирования товарного ассортимента в розничной торговле…43
2.3 Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия……………..47
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ………………………...50
3.1 Исследование структуры спроса на продукцию ОАО « Апель-син»………..50
3.2 Использование прогнозных оценок спроса в процессе принятия управленческих решений ………………………………………………………….61
3.3 Практическое прогнозирование объемов продаж ОАО «Апельсин» на 2011 год………………………………………………………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…...72
Посетителям
выдавались составленные ранее анкеты,
а после
На следующем этапе, имеющим в качестве цели перепроверку каждой заполненной анкеты, предполагается исключение анкет, заполненных респондентами, не относящимися к целевой группе потребителей, явно неполных или небрежно и неразборчиво заполненных; проверку читаемости ответов и группировку близких ответов на открытые вопросы; проверку содержательной идентичности ответов и порядка их следования; решение проблемы отсутствующих или уклончивых ответов.
Таким образом, можно проводить кодирование полученных данных. Оно проводится на основе составляемой книги кодов (табл.3).
Таблица 3.3
Книга кодов.
№ | Наименование переменной | Код значения |
– | Номер анкеты (V1) | – |
1 | Количество покупок в магазине в неделю (V2) | 1- 5 и более
раз в неделю
2- 3 – 5 раз неделю 3- 2 – 3 раз неделю 4- 1 раз неделю реже |
2 | Место покупок хлебобулочных изделий (V3) | 1- На рынке
2- В магазине 3- В ближайшем киоске 4- В супермаркете самообслуживания |
3 | Место покупок овощной консервации (V4) | |
4 | Место покупок мяса и мясных продуктов (V5) | |
5 | Предпочтения отечественным или импортным товарам (V6) | 1- преимущественно
импортные товары
2- преимущественно отечественные товары |
6 | Важность факторов, влияющих на покупку (V7) | 5- очень
важно;
4- важно; 3- почти не важно; 2- не важно; 1- совсем не важно |
Внешний вид товара (V7.1) | ||
Цена товара (V7.2) | ||
Качество товара (V7.3) | ||
Место изготовления (V7.4) | ||
7 | Удовлетворённость торговой точкой (V8) | 5- наивысшая оценка; 4; 3; 2; 1- наименьшая оценка |
8 | Пол (V9) | 1- женский
2- мужской |
9 | Возраст (V10) | 1- 18 – 25; 2- 26 – 35 3- 36 – 45; 4- 46 и более |
После кодирования и записи информации на определенных носителях следует этап обработки информации, которая проводится при помощи элементарных методов статистического анализа, из которых основными являются группировка данных в таблицы (простое табулирование) и составление комбинированных таблиц, демонстрирующих взаимосвязи и зависимости одной переменной от другой (перекрёстное табулирование).
Анализ полученных данных будет проводиться в порядке следования анкетных вопросов.
Таблица 3.4
Анализ взаимосвязи частоты покупок хлебобулочных изделий и места их осуществления.
Частота покупок | Место покупки хлебобулочных изделий | Всего | ||||||||
На рынке | В магазине | В киоске | В супермаркете самообслуживания | |||||||
5 и более раз в неделю | 1 | 7 | 3 | 14 | 5 | 36 | 6 | 43 | 14 | 100 |
50 | 3 | 43 | 5 | 28 | 13 | 46 | 15 | 35 | ||
3 – 5 раз неделю | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 57 | 3 | 43 | 7 | 100 |
0 | 0 | 0 | 0 | 22 | 10 | 23 | 8 | 18 | ||
2 – 3 раз неделю | 0 | 0 | 4 | 25 | 8 | 50 | 4 | 25 | 16 | 100 |
0 | 0 | 57 | 10 | 44 | 20 | 31 | 10 | 40 | ||
1 раз неделю реже | 1 | 33 | 0 | 0 | 1 | 33 | 1 | 33 | 3 | 100 |
50 | 3 | 0 | 0 | 6 | 3 | 8 | 3 | 8 | ||
Всего | 2 | 7 | 18 | 13 | 40 | |||||
100 | 5 | 100 | 15 | 100 | 45 | 108 | 35 | 100 |
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
большинство
При этом, из числа опрошенных наибольшее количество людей (35%) делают покупки 5 раз в неделю и чаще, и 40% – приблизительно 2 – 3 раза в неделю.
Сопоставляя соотношения ответов на два перекрещиваемых вопроса получаем, что наибольшее число людей, а именно 20% покупают хлебобулочные изделия в ближайшем киоске около 2 – 3 раз в неделю, а 15% опрошенных делают такие покупки не реже 5 раз в неделю и осуществляют их в супермаркетах.
Таблица 3.5
Анализ взаимосвязи частоты покупок овощей и места их приобретения.
Частота покупок | Место покупки овощей | Всего | ||||||||
На рынке | В магазине | В ближайшем киоске | В супермаркете самообслуживания | |||||||
5 и более раз в неделю | 7 | 50 | 2 | 14 | 2 | 14 | 3 | 21 | 14 | 100 |
33 | 18 | 33 | 5 | 67 | 5 | 30 | 8 | 35 | ||
3 – 5 раз неделю | 5 | 71 | 1 | 14 | 0 | 0 | 1 | 14 | 7 | 100 |
24 | 13 | 17 | 3 | 0 | 0 | 10 | 3 | 18 | ||
2 – 3 раз неделю | 7 | 44 | 3 | 19 | 1 | 6 | 5 | 31 | 16 | 100 |
33 | 18 | 50 | 8 | 33 | 3 | 50 | 13 | 40 | ||
1 раз неделю реже | 2 | 67 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 33 | 3 | 100 |
10 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 3 | 8 | ||
Всего | 21 | 6 | 3 | 10 | 40 | |||||
100 | 48 | 100 | 15 | 100 | 8 | 100 | 23 | 100 |
Выявлено, что 48% целевой аудитории покупают овощи на рынках, хотя кроме рынков, ещё существует большой процент ответов, отданных за покупку овощей в супермаркетах самообслуживания – 23%. 40% опрошенных закупают овощи от 2 до 3 раз в неделю, 35% – покупают овощи 5 и более раз в неделю.
Итак,
по 18% респондентов чаще всего покупают
овощи на рынке 2–3 раза в неделю
и более 5 раз соответственно. По
13% покупают овощи либо 3–5 раз в
неделю на рынке, либо от 2 до 3 раз в
неделю в супермаркетах
самообслуживания.
Таблица 3.6
Анализ мест покупки алкогольных напитков.
Ответ | Абсолютное количество ответов | Относительное количество ответов, % |
В фирменных магазинах | 21 | 52,5 |
В магазине | 6 | 15 |
В ближайшем киоске | 1 | 2,5 |
В супермаркете самообслуживания | 12 | 30 |
Итак, более 52% посетителей магазина «Апельсин» предпочитают
покупать алкогольные напитки в фирменных магазинах, а 30% – в супермаркетах самообслуживания.
Лишь 15% респондентов предпочитают чаще всего брать алкогольные напитки в магазине.
Таблица 3.7
Анализ предпочтений относительно импортных и отечественных товаров.
Ответ | Абсолютное количество ответов | Относительное количество ответов, % |
преимущественно импортные товары | 7 | 17,5 |
преимущественно отечественные товары | 33 | 82,5 |
Видно, что большинство, составляющее 83% опрошенных предпочитают покупать преимущественно отечественные товары.
Результаты полученные в ходе анкетирования, показывают что наиболее важными факторами для потребителей являются качество товара (4,7 балла), его внешний вид, то есть упаковка, форма и т. п. (4, 35 балла), а также с небольшим отрывом – цена на товары (3,95 балла). Наименьший балл получил фактор места изготовления товара, хотя и его оценка (3 балла) – выше средней.
Таблица 3.8
Анализ оценок удовлетворённости магазином «Апельсин» по категориям дохода.
Возраст | Оценка удовлетворённости | Всего | ||||||||||
1 балл | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
до 15 000 грн.; | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 75 | 1 | 25 | 4 | 100 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 | 8 | 14 | 3 | 10 | ||
15001 – 30000 грн.; | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 48 | 11 | 52 | 0 | 0 | 21 | 100 |
0 | 0 | 0 | 0 | 83 | 25 | 52 | 28 | 0 | 0 | 53 | ||
свыше 30000 грн. | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 13 | 7 | 47 | 6 | 40 | 15 | 100 |
0 | 0 | 0 | 0 | 17 | 5 | 33 | 18 | 86 | 15 | 38 | ||
Всего | 0 | 0 | 12 | 21 | 7 | 40 | ||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 30 | 100 | 53 | 100 | 3 | 100 |
Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию предприятия