Прогнозирование спроса на продукцию предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ………………………………………………………….6
1.1 Понятие спроса и предложения в рыночной экономи-ке……………………...6
1.2 Методы прогнозирования и эффективное прогнозирование спроса………..20
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин»……………….26
2.1 Характеристика производственно- хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли «Апельсин» …………………………………26
2.2 Критерии формирования товарного ассортимента в розничной торговле…43
2.3 Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия……………..47
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ………………………...50
3.1 Исследование структуры спроса на продукцию ОАО « Апель-син»………..50
3.2 Использование прогнозных оценок спроса в процессе принятия управленческих решений ………………………………………………………….61
3.3 Практическое прогнозирование объемов продаж ОАО «Апельсин» на 2011 год………………………………………………………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 курс.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Менеджеру по планированию производства в действительности не нужно знать, какие наименования он будет производить в какой-то отдаленный период                     времени. Он должен знать, какие мощности ему потребуются. Этот прогноз             менее сложен и вместе с тем более точен, чем детальное прогнозирование       спроса.

     В таблице 1.1 представлена матрица прогнозирования спроса в                               зависимости от уровня детализации и горизонта планирования.

           Таблица 1.1

     Матрица прогнозов спроса

     

     Эта таблица позволяет сделать следующие выводы:

1. Квадранта I нужно избегать.

2. Квадрант II можно использовать для долгосрочных прогнозов.

3 .Квадрант III можно применять для среднесрочного и краткосрочного                прогнозирования спроса с вовлечением клиентов в формирование графика            заказов.

4. Систему управления производством и запасами нужно проектировать таким образом (например, за счет сокращения времени на выполнение заказов), чтобы прогнозирование спроса находилось только в квадранте IV.

     Эффективное прогнозирование начинается с повышения качества                  входящей информации. Сбор входных данных должен быть организован с              определенной регулярностью и в определенном формате. В частности, нужно выполнять следующие правила:

1. Необходимо собирать статистические данные с теми же параметрами,                   которые нужны для прогноза спроса. Если требуется составить прогноз спроса на продукцию, должны использоваться статистические данные, основанные на спросе, а не на отгрузках промежуточным звеньям цепи поставок. Интервал сбора данных должен быть таким же, как интервал для прогнозирования (для прогнозов спроса с разбивкой помесячно следует использовать статистику с разбивкой по месяцам). Группировка товаров в статистических данных должна соответствовать группировке в прогнозе спроса (для прогнозов спроса по                    категориям следует использовать статистику по категориям).

2. Необходимо  фиксировать все события, имеющие  отношения к данным. Спрос подвержен  влияниям некоторых событий, и эти события следует хранить вместе с прогнозом, составленным с их учетом. Например, колебания спроса могут быть вызваны акциями по его стимулированию, изменением цен или              погодными условиями. Фиксировать события необходимо, поскольку их анализ является основой для обсуждения новых прогнозов спроса.

3. Необходимо  собирать отдельно статистические  данные по разным группам клиентов. Многие компании распределяют  продукцию через разные каналы  дистрибуции, у каждого из которых свои отличительные характеристики               спроса. Например, сетевой магазин может приобретать товар равномерными небольшими партиями два раза в неделю, а крупный региональный оптовик производит крупную закупку дважды в месяц. Поэтапная схема процесса               прогнозирования спроса представлена на рис. 3. Циклы прогнозирования лучше всего организовывать раз в месяц: это оптимально с точки зрения временных изменений спроса и затрат на проведение этой работы. 

Рис. 1.4 Этапы прогнозирования

     Таким образом прогнозирование спроса на основании статистических и исторических методов дает общую картину, но никогда прогнозирование             спроса не дат четкого ответа сколько, чего,  когда. Это не цель                                     прогнозирования спроса. Прогнозирование спроса необходимо, чтобы товары, которые будут поставляться, были в рамках общего прогноза. К примеру, на зиму можно сделать прогнозирование спроса в теплой обуви, но не значит, что это будут именно валенки. Прогнозирование спроса, это как астрологический прогноз - очень близко, но не 100%. В любом случае прогнозирование спроса должно опираться на опыт предприятия в данной области.

     Один  из главных инструментов при использовании  статистических                   методов прогнозирования – соответствующее программное обеспечение. Оно не должно быть слишком сложным, а заложенные в основу его работы                        алгоритмы обязаны быть четкими и понятными. Кроме ПО к инструментам также относится методика составления прогнозов спроса. В частности, при                 определении методики прогнозирования спроса можно использовать принцип Парето. [15]

     Таблица 1.2

     Принцип Парето при определении методики прогнозирования 

Группа  товаров Факторы, определяющие качество прогноза
Категория А Люди
Категория В Релевантность входной информации
Категория С Программное обеспечение
 
 
 

     Таким образом, основные принципы прогнозирования  должны                          быть следующими.

     1. Применение процессного подхода  к действиям по разработке,                                 согласованию и утверждению прогнозов спроса.

     2. Измерение ошибки прогнозов спроса  на регулярной основе; контроль  отсутствия смещения.

     3. Использование основных характеристик  прогнозов при формировании методики прогнозирования спроса. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» 
 

2.1 Характеристика  производственно- хозяйственной  деятельности                          предприятия розничной торговли  «Апельсин» 
 

      Объектом  исследования в данной курсовой работе является розничное торговое предприятие ОАО "Апельсин" специализирующееся на торговле   продовольственными товарами, алкогольными напитками, табачными                   изделиями.

     ОАО "Апельсин" было образовано 29 декабря 2005 года. Полное официальное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью "Апельсин".

    Местонахождение торгового предприятия: Запорожская  область,                         г. Запорожье, ул. Заднепровская 5 В. Общество имеет статус юридического              лица и создано для осуществления коммерческой деятельности и извлечения.

          Целью создания и деятельности ОАО "Апельсин" является удовлетворение потребностей населения в продовольственных продуктах, работах и услугах, производимых и оказываемых обществом, извлечение прибыли и ее последующее распределение в интересах Участников Общества.

Основным  видом деятельности является Общества является розничная торговля пищевыми продуктами, алкогольными напитками, табачными изделиями.

     Общество  также вправе осуществлять следующие  виды деятельности:

  • торгово-закупочная деятельность, оптовая торговля;
  • организация общественного питания и отдыха;
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • издательская и рекламная деятельность и т.д.

     Учредительным документом ОАО "Апельсин" является Устав Общества с ограниченной ответственность "Апельсин", утвержденный общим собранием участников Общества от 29.12.2005 г.

     Магазин работает со следующими товарными группами:

  1. "Гастрономия" (все виды колбас, битая мороженая птица, мясопродукты, мясные консервы, сыры, маргариновая продукция);
  2. "Молоко, молочные товары" (молоко, молочно-кислые товары, майонез, консервированные продукты молочные и плодово-овощные);
  3. "Бакалейные товары" (сахар, соль, крупы, специи, приправы, кондитерские товары);
  4. "Хлеб, хлебобулочные изделия" (хлеб и булочные изделия, бараночные и сухарные изделия);
  5. "Бытовая химия" - был открыт в феврале 2006г. (парфюмерия, бытовая химия);
  6. Рыбные товары" (рыба мороженая, солёная, копчёная, рыбные консервы, морепродукты, масло растительное, замороженные полуфабрикаты);
  7. "Кондитерские товары" (чай, кофе, шоколад, конфетные, карамельные изделия, мороженое штучное, газированные напитки, настильные изделия);
  8. "Винно-водочный" отдел (ликероводочная продукция, табачные изделия),
  9. Cоки, минеральные воды, сопутствующая продукция).

     Для оценки эффективности деятельности торгового предприятия была разработана  система показателей, составляющих суть комплексного экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

     Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной  деятельности предприятия или какой-то отдельной наиболее существенной стороны  его деятельности на основе системного анализа. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2009 – 2010 гг. 

     Проведем  анализ структуры бухгалтерского баланса ОАО "Апельсин" за 2009 – 2010 гг.

     Таблица 2.1

       Структура баланса ОАО "Апельсин" за 2009 – 2010 гг.

Наименование  статей баланса 2009 год (тыс.грн.) 2010 год (тыс.грн.) Изменения (тыс.грн.)
1 2 3 4
Необоротные активы 0 0 0
Оборотные активы      
Запасы 2018 1344 -674
Денежные  средства 0 627 627
Прочие  оборотные активы 0 2 2
Итого 2018 1973 -45
Баланс 2018 1973 -45
Капитал и резервы      
Уставный  капитал 252 252 0
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 1187 1649 462
Итого 1439 1901 462
Долгосрочные  обязательства 0 0 0
Краткосрочные обязательства      
Кредиторская задолженность 579 72 -507
Итого 579 72 -507
Баланс 2018 1973 -45
 
 

     

     Рис. 2.1 Структура пассива баланса ОАО "Апельсин" за 2009 – 2010 гг. 

     За  рассматриваемый период итог баланса  увеличился. Из таблицы 4 и рисунка 2 видно, что структура актива баланса состоит только из оборотных активов.

       Как правило, у торгового предприятия  большую долю занимают оборотные  активы. В структуре оборотных  активов большую долю занимают  запасы. За рассматриваемый период они снизились на 674 тыс.грн. и составили в 2010 году 1344 тыс.грн.

     В 2010 году также в активе баланса появились статьи:

  • денежные средства – 627 тыс.грн.;
  • прочие оборотные активы – 2 тыс.грн.

     За  рассматриваемый период нераспределенная прибыль предприятия ОАО "Апельсин" увеличилась на 462 тыс.грн. и составила 1649 тыс.грн. в 2010 году. А вот краткосрочные обязательства в виде кредиторской задолженности снизились на 507 тыс.грн. и составили всего 72 тыс.грн.

     Все это положительно характеризует  деятельность данного предприятия  и говорит о том, что данная "молодая" организация динамично развивается увеличивая свою прибыль и погашая задолженности.

     Далее необходимо проанализировать финансовую устойчивость предприятия ОАО "Апельсин". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.2

     Анализ финансовой устойчивости ОАО "Апельсин"

Показатели На 31.12.2009

года

На 31.12.2010

года

1. Источники собственных средств 1439 1901
2. Внереализацонные активы 0 0
3. Наличие собственных оборотных средств 1439 1901
4. Долгосрочные кредиты и займы 0 0
5. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 1439 1901
6. Краткосрочные кредиты и заемные средства 579 72
7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат 2018 1973
8. Общая величина запасов и затрат 2018 1973
9. Излишек или недостаток собственных оборотных средств. -579 -72
10. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат -579 -72
11. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат. 0 0

Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию предприятия