Прогнозирование спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

Работа содержит 1 файл

моя_курсовая_ПиП.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

    Для реализации утвержденных приоритетных направлений, среди которых развитие инновационной деятельности, потребуется проведение комплекса мер, направленных на повышение уровня научных исследований и разработок и в целом роли науки в инновационном развитии экономики, т.е. определённой инновационной политики, которая представлена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы [1].

    В настоящее время проблемам инновационной  деятельности посвящено достаточно много научных работ. Авторы много внимания уделяют проведению научно-исследовательской работы, технологиям, вопросам финансирования. Большой вклад в решение проблем инновационной деятельности внесли российские и белорусские учёные П.Г. Бунич, С.Ю. Глазьев, Л.Н. Нехорошева, Н.И. Богдан, Р.С. Седегов, М.М. Коллонтай и другие [2, с. 24-30]. 

    Однако  много вопросов остаются недостаточно изученными, особенно в области прогнозирования показателей. Актуальность и недостаточная изученность проблемы и предопределили выбор темы научной работы.

    Целью работы является изучение теоретических основ инновационного развития и инновационной политики, рассмотрение методологических вопросов прогнозирования показателей, используемых при формировании инновационной политики, осуществление прогнозных расчётов показателей  и определение точности результатов прогноза.

    Для достижения поставленной цели предусматривается  решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы инноваций и инновационной политики;
  • рассмотреть методические вопросы прогнозирования показателей, используемых при формировании инновационной политики;
  • осуществить анализ динамики показателей;
  • произвести прогнозные расчёты одного из показателей с применение пакетов прикладных программ.

    В процессе подготовки научной работы были использованы нормативно-правовые документы, учебная литература, научные труды по исследуемой проблеме, статистические данные, программные документы.

    При выполнении работы использовался системный подход, применялись методы сравнительного анализа и экономико-математические методы.

    Прогнозные  расчеты осуществлялись на ПЭВМ при  помощи ППП “PER”, "MNK- 2", Microsoft Office Excel. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

    1.1    Инновации 

    Всего десять-пятнадцать лет назад термин “инновация” употребляли лишь экономисты, занимающиеся проблемами научно-технического прогресса. Инженеры и управленцы промышленных предприятий использовали понятия  “новая техника” или просто “новшество”. Сегодня понятие “инновация” используется более широко, оно стало просто модным. Однако, несмотря на общеупотребительность термина, существует много точек зрения определения этого понятия.

    Термин "инновация" впервые был введен Шумпетером в 1912г. в работе "Теория экономического развития". Под инновацией он понимал новшество, которое примене-но в области технологии производства или управления хозяйственной единицы [3].

    За  прошедшие 95 лет по мере развития экономики понятие "инновация" приобрело более широкий смысл: под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера [4, с. 318].

    Создание  инноваций предполагает доведение  результатов научно-технических достижений до создания и практической реализации новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п. [5].

    Существует  множество подходов в классификации  инноваций различных исследователей, но следует обратить внимание на предложенную Д.М. Степаненко классификацию, критерии которой предлагалось закрепить в рамках Государственного стандарта РБ «Классификация и кодирование инноваций». Она предполагает следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:

  1. Уровень новизны инновации:
    1. радикальные;
    2. улучшающие.
  2. Масштаб новизны:
    1. новые в мировом масштабе;
    2. новые в республике;
    3. новые для отрасли в республике;
    4. новые для предприятия.
  3. Характер инновации:

      3.1.продуктовые;

      3.2.процессные;

      3.3.организационные;

      3.4.экономические;

      3.5.социальные.

    4. Частота  применения инновации:

      4.1.разовые;

      4.2.повторяющиеся.

    5.Сфера  народного хозяйства, где внедряется  инновация:

      5.1.материальное  производство;

      5.2.наука;

      5.3.сфера  услуг;

      5.4.социальная  сфера.

    6. Область  применения инновации:

      6.1.для  внутреннего применения на предприятии;

      6.2.предназначенные для продажи.

    7. Форма инновации:

      7.1.открытия, изобретения, патенты;

      7.2.рационализаторские  предложения;

      7.3.ноу-хау;

      7.4.товарные  знаки, торговые марки, эмблемы;

      7.5.новые  документы, описывающие технологические,  производственные, управленческие  процессы, конструкции, структуры,  методы.

    8. Вид  эффекта, получаемого в результате  внедрения инновации:

      8.1.экономический;

      8.2.экологический;

      8.3.научно-технический;

      8.4.социальный;

      8.5.интегральный.

    На  основе этой классификации каждой инновации  можно присвоить код, цифры которого должны обозначать принадлежность инновации к определённому виду новшеств по тому или иному критерию. В свою очередь, последовательность цифр в коде должна соответствовать последовательности расположения критериев классификации инноваций в указанном стандарте.

    Так, инновация с кодом 11221115 будет  представлять собой радикальное  прогрессивное нововведение, новое в мировом масштабе, процессного характера, повторяющееся, внедрённое в сфере материального производства, предназначенного для внутреннего применения на предприятии, имеющее форму патента и дающее интегральный эффект.

    Значимость  предложенного кодирования инноваций состоит в том, что закрепление на уровне стандарта РБ позволит автоматизировать процесс нахождения и отбора прогрессивных нововведений. А это, в свою очередь, потенциально способно принести экономический эффект и существенно активизировать инновационную деятельность в республике [6]. 

      1.2     Инновационная экономика 

    Многие  отечественные и зарубежные экономисты представляют свою интерпретацию понятия  «инновационная экономика», однако общепризнанного определения данной категории, как и определения «инновации», пока не существует, что указывает на сложность и неоднозначность данного явления.

      В большинстве случаев под «инновационной экономикой» понимают экономику, основанную на знаниях, информационных технологиях. При этом рассматривают «определённый тип» экономики, в которой основным источником роста выступают производство знаний, прогресс информационных технологий, развитие сферы НИОКР, накопление человеческого капитала и т.д. В научной литературе используются следующие понятия, характеризующие инновационную экономику: «экономика знаний», «новая экономика», «IT-экономика», «информационное общество», «высокотехнологичный сектор» и т.д. Данные термины в определённой степени раскрывают ту или иную сторону инновационной экономики.

    Можно выделить следующие отличительные признаки инновационной экономики (табл. 1.1). 

    Таблица 1.1. Отличительные признаки инновационной экономики 

Признак Сущность, проявление признака
Ресурсы Информация, человеческий капитал (знание и квалификация носителя), образование, информационные технологии.
Закономерность Закон повышающейся отдачи.
Субъекты Малые и средние  предприятия – приоритет на стадии «поиска» и «разведки» перспективных  направлений технологического прорыва.

Крупные предприятия – освоение формирующихся рынков принципиально новых продуктов и технологий, создание новых отраслей и сфер потребления.

Инфраструктура Интернет, коммуникационные, финансовые, торговые, образовательные  сети, контрактация.
Источники

финансирования

Венчурные фонды, рынки ценных бумаг компаний высоких технологий (например, NASDAQ), пенсионные фонды, корпорации, индивидуальные инвесторы.
Базовые институты Интеллектуальная  собственность, конкуренция.
Перспективные направления развития Информационные  и коммуникационные технологии, биотехнологии, генетика, нанотехнологии, космическая деятельность, новые материалы, экологические ноу-хау.
 

    П р и м е ч а н и е. Источник [5, с.10, таблица 1]

    Рассмотрим некоторые из приведенных признаков инновационной экономики.

    Основной  закономерностью инновационной экономики выступает закон повышающейся отдачи, согласно которому увеличение количества участников рынка и используемых производственных ресурсов не снижает отдачу после перехода через «экстремум», как это было в традиционной экономике, а наоборот повышает её.

    Опыт  многих стран доказывает, что малые и средние предприятия более чутко реагируют на изменяющиеся требования внешней среды и склонны к инновациям. Вместе с тем, за рубежом ключевым звеном в создании инноваций остаётся крупный бизнес, т.к.  крупные фирмы в большей степени способны брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии.

    Важнейшим источником финансирования инновационных  разработок, как свидетельствует  мировой опыт, являются венчурные фонды, осуществляющие прямые инвестиции в высокорисковые проекты и участвующие в управлении их реализацией.

    В общем случае, уровень развития инновационной  экономики страны можно охарактеризовать по следующим направлениям:

    • доступность информации о новых или известных знаниях, инновациях на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций;
    • наличие производства и относительная распространённость в стране современных информационных технологий и компьютеризированных систем;
    • наличие развитой инновационной инфраструктуры;
    • автоматизация и компьютеризация большинства сфер и отраслей производства и управления;
    • подготовка и переподготовка профессиональных кадров в области инновационной деятельности [5, с.8-11].
 
    1.    Инновационная политика
  

 В 60-е годы премьер-министр Японии, представляя проект по удвоению внутреннего продукта страны, использовал метафору: «Чтобы корабль японской экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного управления» [7].

    Так и  инновационная политика призвана управлять инновационным развитием страны.

Информация о работе Прогнозирование спроса и предложения