Прогнозирование спроса на продукцию предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ………………………………………………………….6
1.1 Понятие спроса и предложения в рыночной экономи-ке……………………...6
1.2 Методы прогнозирования и эффективное прогнозирование спроса………..20
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин»……………….26
2.1 Характеристика производственно- хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли «Апельсин» …………………………………26
2.2 Критерии формирования товарного ассортимента в розничной торговле…43
2.3 Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия……………..47
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ………………………...50
3.1 Исследование структуры спроса на продукцию ОАО « Апель-син»………..50
3.2 Использование прогнозных оценок спроса в процессе принятия управленческих решений ………………………………………………………….61
3.3 Практическое прогнозирование объемов продаж ОАО «Апельсин» на 2011 год………………………………………………………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 курс.doc

— 1.12 Мб (Скачать)
 
 

     Наибольшее  количество респондентов (53%) оценили  магазин                            «Апельсин» на «4»: из них – 28% всей выборки принадлежат к средней категории доходов от 1501 до 3000 грн, а 18% – с доходом выше 3000 грн. Также, 25% всей выборки из респондентов, имеющих средний доход поставили                       исследуемому магазину оценку «3».

     Таблица 3.9

     Анализ  половой структуры покупателей.

Ответ Абсолютное  количество ответов Относительное количество ответов, %
женский 26 65
мужской 14 35
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.10

     Анализ  возрастной структуры покупателей.

Ответ Абсолютное  количество ответов Относительное количество ответов, %
18 – 25 10 25
26 – 35 8 20
36 – 45 12 30
46 и более 10 25
 

     Таким образом, среди покупателей продуктов  в исследуемых магазинах преобладают  женщины (65%). Наибольшее количество покупателей находятся возрастной категории от 36 до 45 лет, хотя все категории возрастов здесь               распределились в приблизительно одинаково соизмеримых пределах.

     По  данным исследования и анализа взаимосвязи  частоты покупок                       хлебобулочных изделий и места их осуществления, был сделан вывод о                    существовании двух групп потребителей: тех, кто покупают данные товары 2 – 3 раза в неделю в киосках, находящихся в непосредственной близости от их места жительства (20%), и категорию, покупающих эти товары чаще в                        супермаркетах самообслуживания (15%), что может быть объяснено возможностью владельцев таких сбытовых сетей выбирать наиболее оптимальное                    расположение супермаркета для большого числа потребителей, так что они               могут посещать его почти каждый день.

     Что касается овощей, то большинство людей (по 18%) их покупают либо 2–3 либо более 5 раз в неделю на рынках. Это говорит о том, что покупка                данной категории товаров на рынке обеспечивает покупателям больше                     преимуществ (выигрыш в цене, возможность снижения цены, преимущество перед магазином в возможности выбора товара, большое число конкурентов), чем другие места их продажи. Хотя и в этой категории товаров предпочитают супермаркеты довольно большое число людей – 23%.

     Относительно  алкогольных напитков и пива также можно сказать, что большинство опрошенных предпочитают покупать его в фирменных магазинах – 52%, а 30% – в супермаркетах.

     Таким образом, по исследовавшимся основными  категориям товаров              было выявлено, что ни одну из них потребители не предпочитают приобретать в магазинах.

     Основными конкурирующими организациями по всем категориям                     товаров кроме рынков и киосков (в случае хлеба) являются также супермаркеты самообслуживания. К этому факту можно добавить также и то, что на местах двух закрывшихся магазинов «Апельсин» теперь находятся действующие                 супермаркеты.

     Относительно  предпочтений между импортными и отечественными                  изделиями, - в целом отдается предпочтение отечественным изделиям,                      покупатели выделяют их, как более качественные и экологически чистые.

     Можно констатировать, что для среднего покупателя ОАО «Апельсин» первостепенными факторами являются внешний вид товара (упаковка) и                   качество это взаимосвязанные показатели, так как внешний вид,              дизайн упаковки, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с                    качеством самого товара. Качество продуктов питания стоит на первом месте по понятным причинам, так как оно непосредственно влияет на здоровье                     покупателей.

     Торговые  точки сети ОАО «Апельсин» в целом оцениваются                             положительно, но средняя оценка не очень высока – 3,9 баллов. Это говорит о необходимости внесения изменений в деятельность фирмы на розничном рынке во избежание полной утраты этого сегмента рынка.

     Как видно из приведенных данных основная масса покупателей – это женщины всех возрастов. По этому при продвижении продовольственных                         товаров имеет смысл учитывать женскую психологию, делать основной упор на внешний вид товара, обращать внимание на уют  который он создает в семье и на характеристики, которые способствуют улучшению здоровья, в частности, например, – снижению веса. Для мужчин необходимо сформировать широкий ассортимент полуфабрикатов быстрого приготовления.

     Необходимо  также отметить, что в силу появления тенденции перехода многих покупателей на осуществление покупок в супермаркетах                           самообслуживания, имеет смысл скопировать все веские преимущества этого вида (как то самообслуживание, отсутствие затрат на большой штат продавцов отделов, возможность размещения большего ассортимента, возможность                  обслуживания большего количества потребителей, и т.п.) при открытии новых торговых точек фирмы, или при реанимации старых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Использование  прогнозных оценок спроса в процессе принятия                         управленческих решений руководством 

    Рассмотрим  сначала организационно-распорядительные методы (ОРМ).

    ОРМ делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие  и методы            распорядительного воздействия.

    Первые  в свою очередь делятся еще  на 3 вида:

    1. Методы организационного регламентирования.  К ним относятся                  различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, в нашем случае ООО "Апельсин", т. е. устанавливают основные регламенты                     функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.  Например, устав ООО. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе я бы отнес должностные инструкции, которые также закрепляют                           соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.

    2. Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой  производственных процессов и  процессов управления. Методы                                    организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.

    2.1. Номенклатурно-классификационные нормативы. К ним в ОАО "Апельсин" можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет.        Другой пример - положение об обязательном ассортименте продовольственных продуктов .Его задача установить обязательный перечень продуктов питания, которые должны постоянно быть в продаже.

    2.2. Организационно-технические нормативы. В качестве                           организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции                               требуемому уровню качества.

    2.3. Оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок                    выписки, получения и оплаты товаров и т. д.

    2.4. Организационно-структурные нормативы:  положение об                                     организационной структуре компании, ОСУП, штатное расписание.

    2.5. Административно-организационные.  К                                                               административно-организационным можно отнести правила внутреннего                       трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

    3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования  я могу отнести положение об  учетной политике и ведении  бухгалтерского учета на ОАО, которое определяет порядок и перечень                             используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема        реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические                        рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости              продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о         безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

    Методы  распорядительного воздействия  применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным лагом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в      оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого   состояния.

    К методам распорядительного воздействия  я бы отнес различные приказы, например, о приеме на работу и увольнении в связи с сокращением штатов в ОАО (вызывают определенные правовые и юридические последствия);                    распоряжение о переезде отдела сбыта в новое помещение или приказ о                 предоставлении отчета о проделанной работе в срок до 1.01.98 являются              примерами документов обязывающего воздействия; запретительным целям в ОАО служат, например, приказы о перечне документов составляющих                  коммерческую тайну, о запрете на курение в не отведенных для этого местах.

      Экономические методы. Рассмотрим сейчас экономические методы управления. Это вторая крупный вид методов управления в нашей                                классификации. Под экономическими методами управления понимают                            совокупность способов воздействия на экономические (материальные)                                интересы объекта управления (работника). Эти методы в ОАО «Апельсин» имеют следующие особенности:

    1. Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.
    2. Косвенный характер воздействия (действуют через систему                      ограничений и стимулов).
    3. Они вносят элемент саморегулирования в систему.
    4. Самая демократичная форма воздействия на объект.
    5. Дает возможность прогнозировать потенциальную реакцию объекта управления на управляющее воздействие субъекта управления.
    6. Возможно количественное соизмерение результатов воздействия данной группы методов.
    7. Стратегический характер.

    Механизмы осуществления экономических методов  могут быть                       различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения. Но хозрасчет в ОАО "Апельсин" не применяется. Из оставшихся методов  можно выделить систему                           премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования товароведов.

    Социально-психологические методы. Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в нашей                       классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на                  совокупность социальных интересов и психологических особенностей                       личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют  на                       социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

    В ОАО "Апельсин" эти методы представлены не так ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными                       гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста).   На ОАО социальные методы представлены в следующих формах:

  • социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности,                            распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия   минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);
  • социальные (организация питания работников в кафе "Лира" (конечно, по соответствующим ценам), регулирование труда женщин);
  • социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности к партии, политических пристрастий);
  • социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
  • социально-демографические (формирование структуры коллективов,       предоставление отпусков по уходу за ребенком);
  • социально-культурные (организация отдыха людей в домах отдыха,                  профилакториях, в спортивных комплексах).

Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию предприятия