Прогнозирование спроса на продукцию предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ………………………………………………………….6
1.1 Понятие спроса и предложения в рыночной экономи-ке……………………...6
1.2 Методы прогнозирования и эффективное прогнозирование спроса………..20
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин»……………….26
2.1 Характеристика производственно- хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли «Апельсин» …………………………………26
2.2 Критерии формирования товарного ассортимента в розничной торговле…43
2.3 Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия……………..47
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ………………………...50
3.1 Исследование структуры спроса на продукцию ОАО « Апель-син»………..50
3.2 Использование прогнозных оценок спроса в процессе принятия управленческих решений ………………………………………………………….61
3.3 Практическое прогнозирование объемов продаж ОАО «Апельсин» на 2011 год………………………………………………………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 4 курс.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Современная ассортиментная политика требует включения  в ассортиментную модель товаров, находящихся  на разных стадиях жизненного цикла  в определенном соотношении. Такой подход позволяет гарантировать предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке. Для определения такого оптимального набора отсутствуют единые рекомендации, но известно, что при этом важно соотношение данных групп и их доли на рынке.

     Практика  показала, что основная группа (А) товаров  составляет, как правило, 70-85% всех товаров  в ассортименте магазина, обеспечивает наибольшую долю оборота и находится  в стадии роста. Кроме того, в ассортиментную модель включают товары группы Б (сопутствующие, стабилизирующие выручку от продаж), В (стратегические товары), Г (тактические, стимулирующие продажу основной группы) и Д (товары, находящиеся на стадии спада продаж).

     В общем виде работа по построению и  поддержанию ассортиментной модели в конкурентоспособной форме представлена на рисунке 16.

     На  основании анализа товарооборота  магазина ЧП Плугина О.К. можно выделить следующие ассортиментные группы (таблица 12). 

 

     Рис. 2.12 Схема формирования конкурентоспособной ассортиментной модели торгового предприятия 
 
 

 

      2.3 Анализ эффективности товарного  ассортимента торгового  предприятия 

     Запишем  в виде таблицы  15 ассортиментную структуру  магазина ОАО «Апельсин». В группе А находятся гастрономические товары и                     вино – водочные изделия, в группе Б хлебобулочные и кондитерские изделия и бытовая химия, и в группе В прочие товары 

     Таблица 2.8

     Ассортиментная структура магазина ОАО "Апельсин"

Ассортиментные  группы Товарооборот,

тыс. грн.

Удельный вес, %
Группа  А    
1.Гастрономические  товары и вино –водочные изделия 8128, 4 58, 6
Итого по группе А 8128, 4 58, 6
Группа  Б    
2. Хлебобулочные  и кондитерские изделия 3448, 1 24, 9
3. Бытовая  химия 2193, 92 15, 8
Итого по группе Б 5642, 02 40, 7
Группа  В    
4. Прочие 103 0, 7
Итого по группе В 103 0, 7
Всего 13873, 42 100
 

     Наиболее  привлекательными для дальнейших инвестиций являются такие ассортиментные группы как гастрономические товары и вино-водочные изделия.

     Для определения экономического эффекта от совершенствования ассортиментной политики магазина составим таблицу 2.9. 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.9

     Рентабельность  продаж ОАО "Апельсин" по ассортиментным группам за 2010г.

Наименование  показателя Гастрономические  товары и вино-водочные изделия Хлебобулочные и кондитерские изделия Бытовая химия Прочие  Всего
1 2 3 4 5 6
Товарооборот, тыс. грн 8128, 4 3448, 1 2193, 92 103 13873, 42
Покупная  стоимость товаров,

тыс. грн

4980 1945, 6 1287, 34 94, 5 8307, 44
Валовой доход от продажи товаров,

тыс. грн

3148, 4 1502, 5 906, 58 8, 5 5565, 98
Рентабельность  продаж, % 38, 73 43, 57 41, 32 8, 25 40, 12
 

     Таким образом, максимальная рентабельность продаж наблюдается у хлебобулочных и кондитерских изделий, каждая вложенная гривна приносит более 43 копеек дохода.

     Следующим направлением повышения объемов продажи товаров в ОАО "Апельсин" является использование средств продвижения.

     Выше  отмечалось, что одной из задач магазина на 2010 г. является увеличение объема продаж на 15% по сравнению с 2009 г. Основным средством достижения этой цели является реклама.

     Основным  недостатком организации рекламной  кампании магазина является отсутствие в организационной структуре  отдела маркетинга и специалиста  по рекламе. Планированием рекламной  кампании занимается лично директор магазина.

     В настоящее время ОАО "Апельсин" находится на стадии роста. Поэтому реклама должна носить увещевательный характер. Отсюда вытекают следующие основные задачи рекламной кампании магазина:

  • формирование спроса на товары магазина;
  • изменение восприятия потребителем свойств товаров;
  • убеждение потребителя совершить покупку сразу не откладывая ее на некоторый срок.

     Конкретные  рекламные цели могут быть сформулированы следующим образом:

  1. в течение 2011-го года распространить информацию о существовании и возможности приобретения качественных товаров среди покупателей в возрасте от 15 до 70 лет со средним достатком;
  2. информировать 50% от этой "осведомленной" группы о том, что товары магазина имеют высокое качество, продаются по выгодным ценам;
  3. стимулировать у 50% от этой "убежденной" группы желание посетить ОАО "Апельсин" мотивировать 50% от этой группы "желающих" к фактическому совершению покупки в данном магазине.
 
 
 
 

 

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ПРТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ 
 

3.1 Исследование  структуры спроса на продукцию 

     ОАО «Апельсин» является торговой фирмой, специализирующейся на оптовой и розничной торговле продовольственными товарами в городе             Запорожье.

     Итак, целью данного исследования структуры спроса на продукцию                  магазина «Апельсин». Определение состава собираемой информации является наиболее важным подготовительным этапом исследования, так как именно от правильности его выполнения зависит адекватность и эффективность                              результата всего исследования. При формулировке поисковых вопросов                 опираются на совокупность имеющейся информации в данной области,                    источником которой могут быть существующие теории, производственный и управленческий опыт, или результаты предварительного (промежуточного)              исследования. Результаты формулировки поисковых вопросов с                              предложенными к ним параметрами заносятся в таблицу 1.

     Таблица 3.1

     Анализ  поисковых вопросов.

Поисковый вопрос Параметры
1. Какова  частота покупок в продовольственных  магазинах? Количество  покупок в магазине в неделю
2. Места  покупок основных товаров. Рынки; магазины;  мелкие                      торговые точки; супермаркеты самообслуживания.
3. Степень  важности для потребителей факторов, влияющих на покупку. Выбор импортных  или                           отечественных товаров;                          Важность цены, внешнего вида, качества, производителя.
4. Степень  удовлетворённости торговой точкой Оценка удовлетворённости
5. Определение  целевой категории потребителей Пол; Возраст;  Доход.
 
 
 

     Исходя  из определённого в предыдущем разделе  состава собираемой              информации необходимо составить список переменных, которые и будут                     исследоваться далее. Также определяется тип каждой из этих переменных и шкалы их измерения. Полученные данные заносятся в таблицу 3.2

     Таблица 3.2

     Определение состава собираемой информации.

Наименование  переменной Тип переменной Шкала изменения   переменной 
Количество  покупок в                      магазине в неделю Внешне не проявляющаяся Интервальная  шкала,                             альтернативный вопрос
Место покупок                                хлебобулочных изделий Внешне не проявляющаяся Номинальная шкала,                                  альтернативный вопрос
Место покупок овощной               консервации Внешне не проявляющаяся Номинальная шкала,                              альтернативный вопрос
Место покупок мяса и мясных продуктов Внешне не проявляющаяся Номинальная шкала,                                  альтернативный вопрос
Предпочтения  отечественным или импортным  товарам Внешне не проявляющаяся Номинальная шкала,                                     альтернативный вопрос
Важность  факторов, влияющих на покупку Внешне не проявляющаяся Порядковая  шкала,                                         закрытый вопрос
Удовлетворённость торговой точкой Внешне не проявляющаяся Пунктирная  шкала,                                         закрытый вопрос
Пол Непосредственно наблюдаемая Номинальная шкала,                                альтернативный вопрос
Возраст Непосредственно наблюдаемая Пропорциональная  шкала,                        альтернативный вопрос
Доход Непосредственно наблюдаемая Пропорциональная  шкала,                             альтернативный вопрос
 

     Определение источников получения информации заключается  в                          выявлении целевой аудитории потребителей и определении выборки, то есть числа людей, которых необходимо опросить чтобы получить необходимые        результаты для проведения исследования.

     Целевая аудитория потребителей складывается из тех, кто постоянно осуществляет покупки продовольственных товаров  в магазинах и других                торговых точках города, то есть – практически всё население города. Опрос был ограничен посетителями магазина ОАО «Апельсин». Опрос проводился с 17:00 до 19:00 (самое посещаемое время для постоянных клиентов) ежедневно в течение недели. Критерием отбора посетителей магазина служила покупка           определенного вида продукции (молоко, рыба, алкогольные напитки,                       кондитерские изделия), то есть покупка должна быть значима и должна               говорить о том, что покупатель разбирается в ассортименте, и неслучайно       зашел в магазин.

     Объём выборки определяется исходя из ряда показателей. Во-первых, на него влияет уровень доверительности α, по которому при помощи специальной таблицы определяется нормированное отклонение z. Для данного случая α = 99%, а следовательно z = 2,58. Во-вторых, оказывает влияние уровень                         вариации, который в данном случае принимается равным 50%. В-третьих, на него влияет требуемая точность (допустимая ошибка). В данном случае она равна 6%.

     п = (2,582 * 50 * 50) / 62 = 463 чел.

     Для маркетингового исследования рынка  продовольственных товаров в  наилучшим образом подходит опрос. Опрос покупателей ОАО «Апельсин» осуществлялся путем анкетирования, анкеты были предварительно проверены на предмет лёгкости понимания вопросов, после анкетирования проводилось минутное собеседование (неструктурированное, один – два вопроса) для оценки общего впечатления покупателя от ОАО «Апельсин».

     Анкета, используемая для проведения исследования, построена с учётом всех правил, применяемых для этого в маркетинге.

     Вопросы должны «пересекаться» с теми поисковыми вопросами, которые требуют ответов в ходе исследования. В этой связи полезно использовать         таблицу визуального контроля соответствия анкетных вопросов проверяемым поисковым вопросам, где также указывается метод обработки полученной на данный вопрос информации.

Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию предприятия