Анализ продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 5
1.1. Выпуск продукции (услуг)
предприятия как объект статистического исследования 5
1.2. Методы статистического анализа продукции (услуг) предприятия 10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ динамики и структуры товарной продукции предприятия 17
2.3. Индексный анализ производства продукции предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Анализ_продукции.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.

В связи с  перечисленными выше обстоятельствами выбранная тема курсовой работы «Экономико-статистический анализ продукции (услуг) предприятия» является актуальной и важной. Целью написания курсовой работы является изучение основных методов экономико-статистического анализа выпуска продукции на предприятии.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

    1. Изучены основные понятия и показатели, характеризующие выпуск продукции (услуг) на предприятии.
    2. Рассмотрены основные статистические методы и приемы, используемые для анализа выпуска продукции.
    3. Проведен анализ динамики и структуры товарной продукции на конкретном предприятии.
    4. Проведен индексный анализ изменения объема товарной продукции в 2011-2012 гг.

Предметом исследования в курсовой работе является методика статистического анализа выпуска  продукции. Объектом исследования был выбран хлебокомбинат ОАО «Москворечье».

Для анализа  деятельности предприятия были использованы такие статистические методы, как  группировка, расчет показателей динамики и структуры, индексный метод.

Методической  базой для написания курсовой работы послужили учебные пособия по экономической статистике, экономике предприятия и анализу хозяйственной деятельности предприятий.

 

ГЛАВА 1. 
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)

1.1. Выпуск продукции (услуг) предприятия 
как объект статистического исследования

Выпуск продукции  в секторе предприятий – это  основной источник формирования ресурсов рыночной экономики, основной результат  производства полезностей в экономической  системе. По экономическому содержанию показатели выпуска продукции представляют собой характеристики результата натурально-вещественного потока производства в течение отчетного периода, которые могут быть построены с использованием соизмерителей или без них1.

В натурально-вещественной форме, без использования соизмерителей, продукция может быть измерена только при условии однородности ассортимента выпуска и только по той ее части, которая является продуктом. В части производства услуг (транспорт, торговля, страхование и т.д.) продукцию трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях, поэтому чаще производство услуг измеряют в денежной форме.

Услуга – такой результат экономической деятельности, который связан с изменением натурально-вещественной формы предмета труда, но добавляет к его первоначальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта заинтересован в услуге и согласен ее оплатить. Примеры производства услуг – перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (полировка, хромирование и т.п.); рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки, финансовое посредничество, аудит и т.д.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) – это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.

Следует отметить, что общество как совокупный потребитель  заинтересовано в удовлетворении своих  нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, обритая борода, а не стоимость этой услуги). Именно в этом основная причина свободной конкуренции.

Продукты в  натурально-вещественной форме предприятия  учитывают в периоды их производства по однородным подразделениям в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). Для упрощения учета и технико-экономических расчетов могут использоваться условно-натуральные единицы измерения, если на предприятии производится несколько разновидностей продукта, обладающих общностью основных потребительских свойств. Например, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физическому весу отдельных видов удобрений (это необходимо, например, для определения потребности в средствах перевозки по договорам на поставку), но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-е содержание активного компонента.

В некоторых  случаях (например, если разновидности  сходной продукции производятся на одном и том же производственном оборудовании) применяют условные единицы учета продукции. При этом физический объем производства каждой разновидности пересчитывают в условные единицы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции, а коэффициенты пересчета в этом случае устанавливаются по весу, затратам рабочего времени или времени работы агрегата на производство единицы продукта, по потреблению электроэнергии и т.д.

Основой учета  продукции в денежном выражении, позволяющем получать сводные данные на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одной фирмой, до народного хозяйства в целом), являются стоимостные соизмерители (цена или себестоимость)2.

В рыночной экономике  себестоимость, или цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер и у разных производителей продукции может быть различной. Однако условия свободной рыночной конкуренции объективно приводят к выравниванию, стандартизации цен, что делает их гораздо более объективным инструментом оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая остается всегда индивидуальной из-за различий географического положения, технического уровня предприятия и других, не зависящих от производителя факторов.

В практике учета  и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующие виды цен:

  1. фактически действовавшие в данном периоде цены по типу регулирования могут быть:
    • договорными (свободными, на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений);
    • лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела – такую меру применяет государство по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение;
    • фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги).
  2. плановые;
  3. сопоставимые – цены, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде. Они применяются для оценки динамики объемов производства продукции без учета влияния ценового фактора.

В зависимости  от специфики вида экономической деятельности предприятия и особенностей организации учета, в статистике предприятий выпуск определяется на основе различных стоимостных показателей продукции. Например, в промышленных производствах – на основе валовой продукции, в строительстве, сельском и лесном хозяйстве – на основе валового оборота.

Рассмотрим  систему стоимостных показателей  продукции предприятия. Валовой оборот (ВО) предприятия – это сумма соответствующих данных по отдельным подразделениям, которая включает все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты, независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, переработки или другого использования на самом предприятии, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах организации полуфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным, или внутрихозяйственным, оборотом (BXO).

Если из стоимости  валового оборота организации исключить  стоимость внутрипроизводственного  оборота, то полученный результат будет характеризовать объем валовой продукции организации.

Валовая продукция организации (ВП) – стоимость общего результата ее производственной деятельности за определенный период времени, в который входят все произведенные готовые изделия, отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства и изменение запасов полуфабрикатов на соответствующих межцеховых складах в отчетном периоде. Кроме того, в стоимость валовой продукции включают все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов и обработка материалов, принадлежащих заказчику – давальческое сырье и др.)3.

Исключив из стоимости валовой продукции  стоимость этих элементов (нетоварных элементов продукции – НТП), получают товарную продукцию (ТП) – конечный результат деятельности организации за данный период, фактически отпущенный потребителям или полностью готовый для этой цели (прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции организации).

Объем отгруженной продукции включает стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) потребителям; выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, независимо от факта поступления денежных средств на расчетный счет производителя.

Если продукция не только отгружена, но и оплачена потребителем, то она считается реализованной. В настоящее время этот показатель представлен в финансовой и статистической отчетности как выручка от реализации.

Чистая  продукция (ЧП) представляет собой стоимость, вновь созданную трудом в той или иной сфере материального производства. В отечественной практике чистая продукция рассчитывается как разность между объемом валовой продукции и материальными затратами.

Данные об общем  объеме промышленной продукции (работ, услуг) по всему кругу предприятий формируются раз в год на основании годовой отчетности, а также ежемесячно расчетным путем.

Стоимостные показатели продукции исчисляются во всех отраслях материального производства, исходя из оценки ее составных частей по степени готовности к назначению: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и работы промышленного характера.

Готовой называется продукция, полностью изготовленная в отчетном периоде в рамках данного производственного объекта, в качестве которого могут рассматриваться промышленные и непромышленные предприятия и организации (независимо от формы собственности, подчинения, размеров), а также домашними хозяйствами.

Полуфабрикатом называют продукт, законченный обработкой в одном из цехов промышленного предприятия и подлежащий последующей обработке в других цехах этого же предприятия. При этом общая стоимость полуфабрикатов, отпущенных в данном периоде на сторону (за пределы основной деятельности промышленного предприятия), включается в объем продукции промышленного предприятия наравне с готовыми изделиями.

Незавершенное производство представляет собой продукцию промышленных предприятий, незаконченную производством в пределах какого-либо цеха. В отраслях с длительным производственным циклом изменение остатков незавершенного производства включается в стоимость произведенной продукции.

К работам (услугам) промышленного характера относятся работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия (реставрация и ремонт промышленных изделий, доработка и доведение до полной готовности изделий, произведенных другими промышленными предприятиями: окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного характера не включают стоимость продукта, с которым эти работы производятся.

1.2. Методы статистического анализа  продукции (услуг) предприятия

Наиболее распространенным методом статистического анализа  продукции (услуг) предприятия является метод группировок.

Статистическая  группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам4.

Метод группировок  применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:

  • выделение социально-экономических типов явлений;
  • изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
  • изучение связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения  этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологическую, структурную и аналитическую (факторную).

Типологическая  группировка решает задачу выявления  и характеристики социально-экономических  типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.

Признаки, по которым  производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называется группировочными признаками или основанием группировки.

Информация о работе Анализ продукции предприятия