Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить сущность и теоретические основы прогнозирования.
2. Рассмотреть виды прогнозов.
3. Изучить технологию прогнозирования и методы прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ………………………………………………………….6
1.1 Понятие спроса и предложения в рыночной экономи-ке……………………...6
1.2 Методы прогнозирования и эффективное прогнозирование спроса………..20
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин»……………….26
2.1 Характеристика производственно- хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли «Апельсин» …………………………………26
2.2 Критерии формирования товарного ассортимента в розничной торговле…43
2.3 Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия……………..47
РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОАО «Апельсин» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ………………………...50
3.1 Исследование структуры спроса на продукцию ОАО « Апель-син»………..50
3.2 Использование прогнозных оценок спроса в процессе принятия управленческих решений ………………………………………………………….61
3.3 Практическое прогнозирование объемов продаж ОАО «Апельсин» на 2011 год………………………………………………………………………..……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…...72
Кварталы | Товарооборот,
грн. |
Удельный
вес,
% |
Изменение удельного веса товарооборота | |||
2009 г. | 2010 г. | 2009 г. | 2010г. | (+, -) | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I квартал | 2718840 | 3306195 | 25, 76 | 23, 83 | -1, 93 | -7, 48 |
II квартал | 2462375 | 2710010 | 23, 33 | 19, 53 | -3, 79 | -16, 26 |
III вартал | 2597911 | 2976169 | 24, 61 | 21, 45 | -3, 16 | -12, 84 |
IV вартал | 2776544 | 4881050 | 26, 30 | 35, 18 | -8, 88 | -33, 76 |
Всего | 10555670 | 13873423 | 100, 0 | 100, 0 | - | - |
Рис.
2.9 Структура товарооборота магазина ОАО
"Апельсин" по кварталам за 2009г., %
Рис.
2.10 Структура товарооборота ОАО "Апельсин"
по кварталам за 2011г.
Структура товарооборота по кварталам в 2009 г. значительно изменилась. Если в 2010 г. доля каждого квартала в годовом объеме товарооборота составляла примерно 25%, то в
2009 г. доли товарооборота в I – III кварталах значительно сократились (на 7, 48% в I квартале, 16, 26% во II квартале и 12, 84% в III квартале), а доля IV квартала выросла сразу на +33, 76% и составила 35, 18% годового товарооборота. Изменение равномерности товарооборота объясняется значительным спросом на товары в декабре месяце.
Для оценки равномерности и ритмичности выполнения плана товарооборота целесообразно также исчислить коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана.
В экономической литературе предлагается несколько коэффициентов для оценки ритмичности товарооборота. Наиболее простым из них является отношение количества периодов, в которых план выполнен, к общему их числу. Коэффициент ритмичности выполнения плана товарооборота по кварталам 2009 г. составил 1, 0 (4:4), или 100%, а по месяцам – 0, 833 (10:12), или 83, 3%, что говорит о достаточно высокой степени ритмичности хозяйствования.
Для
оценки равномерности выполнения плана
товарооборота прежде всего следует
исчислить среднее
, (38)
где, Х – процент выполнения план товарооборота за каждый месяц или квартал;
Х – процент выполнения плана товарооборота за год;
n - число месяцев или кварталов.
Далее
рассчитывается коэффициент вариации,
показывающий степень неравномерности
выполнения плана:
х 100 , (39)
Изучим равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам 2008 года, предварительно определив среднее квадратическое отклонение. Для ООО "Апельсин" = 40, 33. Отсюда неравномерность выполнения плана равна 33, 75%. Следовательно, равномерным выполнением плана по общему объему товарооборота было только на 66, 25%, что связано в основном с увеличением потребительского спроса в декабре месяце.
Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и эффективность использования товарных ресурсов. В процессе анализа следует установить, как рассматриваемое предприятие обеспечено товарными ресурсами, как они способствуют росту товарооборота, более полному удовлетворению покупательского спроса.
Между
наличием товарных ресурсов и их использованием
существует определенная зависимость,
которая может быть выражена формулой
товарного баланса:
Он
+ П = Т + В + Ок , (40)
где, Он – остатки товаров на начало периода;
П – поступление товаров;
Т – товарооборот;
В – выбытие (прочее) товаров;
Ок
– остатки товаров на конец периода.
Зависимость между товарооборотом и показателями товарного баланса может быть определена по следующей формуле:
Т = Он + П – В - Ок
Используя указанную формулу, можно количественно измерить влияние каждого показателя товарного баланса на выполнение плана и динамику товарооборота. При этом все показатели должны включаться в товарный баланс по розничной стоимости.
На динамику товарооборота положительное влияние оказали увеличение поступления товаров на 3269, 42 тыс. грн. и наличие сверхнормативных их остатков на начало года (899 тыс. грн.). Если бы не было роста прочего выбытия товаров, то объем товарооборота увеличился бы на 36 тыс. гривен.
Для
определения эффективности
Следовательно, эффективность их использования несколько улучшилась. Для подтверждения сказанного исчислим обратный показатель удельным товарным ресурсам. Объем товарооборота на каждую гривну товарных ресурсов за 2009 год составил 0, 963 грн. , а за отчетный 2010 год – 0, 969 .
Важным качественным показателем торгово-финансовой деятельности является товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения со дня их поступления до дня реализации, а также скорость их оборота. Первое характеризует пребывание товаров в виде товарных запасов, второе показывает. Сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение, так как это ведет к высвобождению оборотных средств. Вложенных в товарные запасы, быстрейшему доведению товаров до покупателей, сохранению их качества, относительному снижению издержек обращения и т.п.
Показатель товарооборачиваемости в днях (время обращения товаров) определяется на основе данных о средних товарных запасах и объеме товарооборота.
Исчислим товарооборачиваемость в днях. Она составит за 2010 год – 138,4 дня (5333:13873,42х360); за 2011 год – 150,2 (4405:10556х360).
Таким
образом, ускорение
Скорость обращения товаров по магазину за 2009 год составила 2,6 раза (оборота) (360/138,4), а за 2010 год – 2,39 раза (оборота) (360/150,2). Следовательно, товарные запасы в течение 2009 года обновлялись более часто.
Таким образом, ОАО "Апельсин" обладает высокими финансовыми возможностями для реализации своих целей.
В целом можно сделать следующие выводы по анализу товарооборота ОАО "Апельсин":
2.2
Критерии формирования
Анализ товарооборота ОАО "Апельсин" по ассортиментным группам (таблица 9) показал, что основной удельный вес в структуре товарооборота магазина (более 80%) приходится на две ассортиментные группы товаров – гастрономические и вино-водочные товары и хлебобулочные и кондитерские товары.
В то же время, как показывает практика, от состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазине в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса покупателей, издержки, связанные с закупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности магазина. Поэтому одним из направлений повышения объемов продажи товаров в магазине, исследуемом в данной выпускной квалификационной работе, является совершенствование ассортиментной политики.
Магазин
должен стремиться оптимизировать ассортимент
товаров путем торговли лишь самыми
популярными ходовыми товарными
группами, а в пределах групп –
самыми популярными и
Такая политика позволит уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить их оборачиваемость.
Коммерческая
деятельность в области планирования
ассортимента должна строиться на принципах
комплексного подхода и предполагает
разработку системы мер и принципиальных
подходов стратегического характера,
направленных на формирование конкурентоспособной
ассортиментной модели, обеспечивающей
устойчивые позиции предприятия на рынке.
Составляющие
ассортиментной политики магазина схематично
можно представить следующим образом.
Рис.
2.11 Составляющие ассортиментной политики
магазина
Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:
Вместе с тем ее разработка и осуществление требуют соблюдения определенных условий: четкого представления о коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке; хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей; ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.
Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино составляющие коммерческой стратегии и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.
Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию предприятия