Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью этой проблемы в психологической литературе;
- необходимостью выявления психологической сущности имиджа руководителя, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных психологов;
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендацияхпо изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.
Введение………………………………………………………………….…………
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования имиджа руководителя…………………………………………….………………………...
1.1. Проблема имиджа в психологической науке……….……...……...................
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности …………………………………….…………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология исследования имиджа руководителя и психологических условий его совершенствования..……………….………………………………...
2.2.Типология имиджей руководителей …...……………………………………..
Заключение………………………………………………….……………...….........
Литература…………………………………
2.2. Типология имиджей руководителе
В целях экспериментальной проверки выдвинутых положений проведен констатирующий эксперимент. Основную выборку составили сотрудники ряда организаций г. Москвы, г. Химки и 40 (Сорок) руководителей, из которых 30 (Тридцать) человек – руководители подразделений и 10 (Десять) экспертов – руководители организаций и их заместители. Изучение содержания и структуры имиджа руководителя заключалось в следующем: а) анализе профессиональной деятельности руководителей; б) исследовании образа руководителя, имеющегося у подчиненных; в) исследовании выраженности качеств личности руководителя. В обследовании от каждого подразделения принимали участие 10-15 сотрудников.
Исследование содержания и структуры имиджа руководителя трудового подразделения проводилось на основе выбранных критериев и показателей. Методика Т. Лири позволила исследовать представление, имеющееся у подчиненных о своих непосредственных руководителях. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что совокупность соотношений показателей (1/5; 2/6; 3/7; 4/8 октанты) указывают на имеющуюся у руководителей тенденцию к доминированию в процессе управленческой деятельности и межличностных отношениях. А наибольшие показатели (5 – 7 баллов) по 1 и 2 октанту свидетельствуют о независимости мнения руководителя, упорстве в отстаивании собственной точки зрения, способности навязать свое решение, а незначительное преобладание 2-го октанта над 1-м, - о преобладании критичности к мнению и поступкам подчиненных. Необходимо отметить, что все показатели этих октант, позволяют утверждать, что имеющаяся тенденция к доминированию основана на требовательности, энергичности и уверенности руководителей в себе, без диктаторских проявлений и выраженных признаков эгоцентризма и негативизма.
Вместе с тем, заметна и другая
тенденция – дефицит
Таблица 5
Представление подчиненных об «идеальном» и «реальном» руководителе
(средние значения)
Методика Т. Лири |
I |
II |
III |
IY |
Y |
YI |
YII |
YIII |
«Идеальный » |
6,6 |
3,2 |
3,3 |
1 |
1 |
1 |
2,6 |
3,7 |
«Мой » |
3,1 |
3,1 |
2,1 |
2 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
Кроме этого, полученные результаты позволяют отметить имеющиеся проявления формальности, сухости и необоснованной требовательности в отношениях с подчиненными у руководителей. Исследования, проведенные Л.Н. Собчик, В.Ю. Большаковым показали, что низкие показатели по этим октантам у партнера по общению не позволяют воспринимать его как человека, с которым возможны доверительные отношения, и тогда они переходит в формально–деловую плоскость. В нашем случае это приводит к трудностям, связанным с передачей опыта, навыков, умений, восприятием ценностей и традиций. Поэтому развитие этих качеств у руководителей становится принципиально важным и необходимым.
Дальнейший анализ результатов позволил распределить всех руководителей на лидирующую, уверенно-доминирующую и пассивно- доверчивую группы. На приведенном ниже рисунке 4, графически представлено соотношение руководителей в выделенных группах.
Рис. 4. Группы руководителей, выделенные после анализа результатов тестирования методикой Т. Лири.
В первую группу были
Во вторую группу были включены руководители, оценка которых подчиненными по 2 - 3 из первых четырех октантов преобладала над оценкой по следующим четырем и была больше или равна единице. Подчиненные воспринимают таких руководителей как уверенно-доминирующих, стремящихся занять обособленную позицию и отличающихся категоричностью отстаивания собственной позиции, что иногда мешает сформировать групповое мнение и объединить коллектив для достижения целей. Кроме этого, проявляющееся неприятие мнения подчиненных приводит к возникновению некоторой отстранённости в межличностных отношениях с подчиненными, что мешает оптимально использовать их возможности и интересы.
В третью группу были отнесены руководители, оценка которых подчиненными по первым четырем октантам не превышала оценку по следующим четырем и была меньше или равна единице. Руководители этой группы (7) воспринимаются как пассивно-доверчивые, избегающие активного социального контакта и принимающие иногда решения, ориентированные на поддержание значимых отношений, имеющихся с некоторыми членами коллектива. Делегируемые подчиненными возможности по решению широкого спектра управленческих проблем приводит к тому, что руководство этой категории рассматривается иногда подчиненными как половинчатое и недостаточное.
Таким образом, проделанный анализ позволил выделить три группы руководителей, каждая из которых имеет свой имидж. Наглядное отображение сложившегося о них представления у подчиненных показано на
рисунке 5.
Рис. 5. Имиджи руководителей трудовых подразделений в представлении подчиненных сотрудников.
Дальнейшее исследование переменных проходило с использованием математического обеспечения программы Statistika –5. Все переменные были проверены на нормальность распределения признака, определены средние арифметическое `C и квадратическое отклонение (s), рассчитаны показатели асимметрии (А) и эксцесса (Е). Расчеты подтвердили нормальность распределения признаков.
Для сопоставления эмпирических распределений признаков был проведен корреляционный анализ (корреляция Пирсона), позволивший уточнить имеющиеся между переменными корреляционные связи. Результаты анализа приведены в таблице 6.
Таблица 6
Таблица характеристик, сформировавших имидж руководителей в представлении подчиненных (методика Т. Лири).
*Отмечены корреляции значимые на уровне p < 0,05. Объем выборки N = 30 | ||||||||
Октанты |
Авторит. |
Эгоист. |
Агрессив. |
Подозр. |
Подчинен. |
Зависим. |
Дружел. |
Альтруист. |
Авторитарность |
1 |
0,37 |
0,43* |
-0,32* |
-0,25 |
-0,34* |
0,23 |
0,32* |
Эгоистичность |
0,37* |
1 |
0,63* |
0,35* |
-0,08 |
-0,08 |
-0,25 |
-0,06 |
Агрессивность |
0,43* |
0,63* |
1 |
0,31 |
0,04 |
-0,02 |
0,04 |
0,14 |
Подозрительность |
-0,32 |
0,35* |
0,31 |
1 |
0,55* |
0,51* |
-0,25 |
-0,16 |
Подчиненность |
-0,25 |
-0,08 |
0,04 |
0,55* |
1 |
0,77* |
0,05 |
-0,11 |
Зависимость |
-0,34* |
-0,08 |
-0,02 |
0,51* |
0,77* |
1 |
0,01 |
-0,08 |
Дружелюбие |
0,23 |
-0,25 |
0,04 |
-0,25 |
0,05 |
0,01 |
1 |
0,57* |
Альтруистичность |
0,32* |
-0,06 |
0,14 |
-0,16 |
-0,11 |
-0,08 |
0,57* |
1 |
Анализ корреляционных связей, позволяет выделить характеристики, определившие имидж руководителей в представлении подчиненных. Как видно из данных, представленных в таблице, сформировавшийся имидж руководителей определили такие качества, как уверенность, доминантность, энергичность, целеустремленность (1 - 4 октанты). Имеющиеся тесные связи между показателями этих октантов подтверждает ранее сделанный вывод о том, что имидж руководителей носит доминантный характер. Подчиненные видят своих руководителей уверенными, требовательными, резкими в оценках, настойчиво добивающихся целей, стоящих перед подразделениями, и нетерпимыми к негативным проявлениям в поведении подчиненных.
Однако данные описательной статистики и корреляционного анализа, не вскрывают глубинных характеристик, а лишь частично определяют содержание компонентов составляющих имидж руководителя. Кроме этого, не ясны причины, которые явились основанием для его формирования. Поэтому для их выяснения и конкретизации был проведен факторный анализ.
При выборе числа факторов выделяемых для анализа, я руководствовалась существующим критерием Кайзера, согласно которому рекомендуется рассматривать лишь те факторы, чьи собственные значения превышают 1. Эта процедура была осуществлена с использованием графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи). Это графический критерий, позволяющий приближенно оценить число факторов в модели. Полученные факторы представлены на рисунке 6.
Рис. 6. График собственных значений критерия Scree-test для выбора числа факторов.
На основании построенного
графика (где по оси ординат отложены
номера собственных значений, по оси
абсцисс – соответствующие
Необходимо отметить, что существование и влияние этих факторов во многом обусловлено условиями, которые совокупностью своего воздействия повлияли на сформировавшийся имидж руководителей, во многом предопределили его восприятие и оценку. На основании расчетов графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи) проведен факторный анализ, результаты которого представлены в таблице 7.
Таблица. 7.
Факторные нагрузки переменных (методика Т. Лири).
Факторные нагрузки (Вращение: нормализованный варимакс) Метод анализа: главных компонент *Отмеченные нагрузки p > 0,7 | |||
Переменные |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
I. Авторитарность |
-0,42 |
0,59 |
0,42 |
II. Эгоистичность |
-0,01 |
0,89* |
-0,22 |
III. Агрессивность |
0,11 |
0,88* |
0,13 |
IY. Подозрительность |
0,75* |
0,34 |
-0,29 |
Y. Подчиненность |
0,90* |
-0,05 |
0,05 |
YI. Зависимость |
0,89* |
-0,11 |
0,03 |
YII. Дружелюбие |
0,03 |
-0,11 |
0,89* |
YIII. Альтруистичность |
-0,07 |
0,11 |
0,83* |
Сумма переменных |
2,37 |
2,06 |
1,81 |
Среднее значение переменной |
0,30 |
0,26 |
0,23 |
Для полноты анализа факторной нагрузки, позволяющей уточнить, какая из переменных в наибольшей степени влияет в целом на оценку руководителей, была выполнена процедура исследования собственных значений и дисперсии выделенных факторов, что позволило уточнить на какую часть исследуемой совокупности признаков она распространяется. Результаты исследования представлены в таблице 8.
Наименование фактора |
Собственные значения фактора |
Процент общей дисперсии (%) |
Накопленные собственные значения |
Кумулятивный процент дисперсии |
1 отрицательных качеств |
2,55 |
31,88 |
2,55 |
31,88 |
2 позитивных качеств |
2,05 |
25,66 |
4,60 |
57,54 |
3 поддержки |
1,64 |
20,56 |
6,25 |
78,10 |
Информация о работе Психологические условия формирования имиджа руководителя