Психологические условия формирования имиджа руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью этой проблемы в психологической литературе;
- необходимостью выявления психологической сущности имиджа руководителя, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных психологов;
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендацияхпо изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования имиджа руководителя…………………………………………….………………………...
1.1. Проблема имиджа в психологической науке……….……...……...................
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности …………………………………….…………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология исследования имиджа руководителя и психологических условий его совершенствования..……………….………………………………...
2.2.Типология имиджей руководителей …...……………………………………..
Заключение………………………………………………….……………...….........
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

diplom_margorina.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

2.2. Типология имиджей руководителей трудовых коллективов.

В целях экспериментальной  проверки выдвинутых положений проведен констатирующий эксперимент. Основную выборку составили сотрудники ряда организаций г. Москвы, г. Химки и 40 (Сорок) руководителей, из которых 30 (Тридцать) человек – руководители подразделений и 10 (Десять) экспертов – руководители организаций и их заместители. Изучение содержания и структуры имиджа руководителя заключалось в следующем: а) анализе профессиональной деятельности руководителей; б) исследовании образа руководителя, имеющегося у подчиненных; в) исследовании выраженности качеств личности руководителя. В обследовании от каждого подразделения принимали участие 10-15 сотрудников.

Исследование содержания и структуры имиджа руководителя трудового подразделения проводилось на основе выбранных критериев и показателей. Методика Т. Лири позволила исследовать  представление, имеющееся у подчиненных о своих непосредственных руководителях. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что совокупность соотношений показателей (1/5; 2/6; 3/7; 4/8 октанты) указывают на имеющуюся у руководителей тенденцию к доминированию в процессе управленческой деятельности и межличностных отношениях. А наибольшие показатели (5 – 7 баллов)  по 1 и 2 октанту свидетельствуют о независимости мнения руководителя, упорстве в отстаивании собственной точки зрения, способности навязать свое решение, а незначительное преобладание 2-го октанта над 1-м, - о преобладании критичности к мнению и поступкам подчиненных. Необходимо отметить, что все показатели этих октант, позволяют утверждать, что имеющаяся тенденция к доминированию основана на требовательности, энергичности и уверенности руководителей в себе, без диктаторских проявлений и выраженных признаков эгоцентризма и негативизма.

Вместе с тем, заметна и другая тенденция – дефицит доброжелательности. Низкие значения (2 – 4 балла) по 4 – 6 октантам дают возможность предположить о  том, что все разнообразие возникающих  управленческих ситуаций разрешается, преимущественно директивным методом. А сопоставление очень низких показателей (1 –3 балла) по 7 и 8 октантам (дружелюбие, альтруистичность), определяющих способность руководителей к проявлению эмпатии, компромиссу и отзывчивости,  с результатами по этим же октантам, но при описании «идеального руководителя», свидетельствуют об имеющемся большом потенциале ожиданий у подчиненных проявления руководителями этих качеств. Сравнение показателей представлено в таблице 5.

Таблица 5

Представление подчиненных об «идеальном» и «реальном» руководителе

(средние  значения)

Методика Т. Лири

I

II

III

IY

Y

YI

YII

YIII

«Идеальный »

6,6

3,2

3,3

1

1

1

2,6

3,7

«Мой »

3,1

3,1

2,1

2

1,4

1,3

1,2

1,1


 

Кроме этого, полученные результаты позволяют  отметить имеющиеся проявления формальности, сухости и необоснованной требовательности в отношениях с подчиненными у руководителей. Исследования, проведенные Л.Н. Собчик, В.Ю. Большаковым показали, что низкие показатели по этим октантам у партнера по общению не позволяют воспринимать его как человека, с которым возможны доверительные отношения, и тогда они переходит в формально–деловую плоскость. В нашем случае это приводит к трудностям, связанным с передачей опыта, навыков, умений, восприятием ценностей и традиций. Поэтому развитие этих качеств у руководителей становится принципиально важным и необходимым.

Дальнейший анализ результатов позволил распределить всех руководителей на лидирующую, уверенно-доминирующую и пассивно- доверчивую группы. На приведенном ниже рисунке 4, графически представлено соотношение руководителей в выделенных группах.

Рис. 4. Группы руководителей, выделенные после анализа результатов тестирования методикой Т. Лири.

  В первую группу были определены  руководители, оценка которых по  всем первым четырем октантам  преобладала над оценкой по  следующим четырем и была больше  единицы. Руководители этой группы воспринимаются как лидирующие и отличаются выраженной способностью вести за собой и подчинять своей воле других. Легкость и быстрота принятия решений, основанная на  собственном мнении и минимальной зависимости от внешних средовых факторов, определяют их как руководителей, успешно приспосабливающихся к изменяющейся обстановке и быстро достигающих результата.

Во вторую группу были включены руководители, оценка которых подчиненными по 2 - 3 из первых четырех октантов преобладала  над оценкой по следующим четырем и была больше или равна единице. Подчиненные воспринимают таких руководителей как уверенно-доминирующих, стремящихся занять обособленную позицию и отличающихся категоричностью отстаивания собственной позиции, что иногда мешает сформировать групповое мнение и объединить коллектив для достижения целей. Кроме этого, проявляющееся неприятие мнения подчиненных приводит к возникновению некоторой отстранённости в межличностных отношениях с подчиненными, что мешает оптимально использовать их возможности и интересы.

В третью группу были отнесены руководители, оценка которых подчиненными по первым четырем октантам не превышала оценку по следующим четырем и была меньше или равна единице. Руководители этой группы (7) воспринимаются как пассивно-доверчивые, избегающие активного социального контакта и принимающие иногда решения, ориентированные на поддержание значимых отношений, имеющихся с некоторыми членами коллектива. Делегируемые подчиненными возможности по решению широкого спектра управленческих проблем приводит к тому, что руководство этой категории рассматривается иногда подчиненными как половинчатое и недостаточное.

Таким образом, проделанный анализ позволил выделить три группы руководителей, каждая из которых имеет свой имидж. Наглядное отображение сложившегося о них представления у подчиненных показано на

рисунке 5.

Рис. 5. Имиджи руководителей трудовых подразделений в представлении  подчиненных сотрудников.

Дальнейшее исследование переменных проходило с использованием математического  обеспечения программы Statistika –5. Все переменные были проверены на нормальность распределения признака, определены средние арифметическое `C и квадратическое отклонение (s), рассчитаны показатели асимметрии (А) и эксцесса (Е). Расчеты подтвердили нормальность распределения признаков.

Для сопоставления эмпирических распределений  признаков был проведен корреляционный анализ (корреляция Пирсона), позволивший  уточнить имеющиеся между переменными корреляционные связи. Результаты анализа приведены в таблице 6.

Таблица 6

Таблица характеристик, сформировавших имидж руководителей  в представлении подчиненных  (методика Т. Лири).

*Отмечены корреляции  значимые на уровне p < 0,05.

Объем выборки N = 30

Октанты

Авторит.

Эгоист.

Агрессив.

Подозр.

Подчинен.

Зависим.

Дружел.

Альтруист.

Авторитарность

1

0,37

0,43*

-0,32*

-0,25

-0,34*

0,23

0,32*

Эгоистичность

0,37*

1

0,63*

0,35*

-0,08

-0,08

-0,25

-0,06

Агрессивность

0,43*

0,63*

1

0,31

0,04

-0,02

0,04

0,14

Подозрительность

-0,32

0,35*

0,31

1

0,55*

0,51*

-0,25

-0,16

Подчиненность

-0,25

-0,08

0,04

0,55*

1

0,77*

0,05

-0,11

Зависимость

-0,34*

-0,08

-0,02

0,51*

0,77*

1

0,01

-0,08

Дружелюбие

0,23

-0,25

0,04

-0,25

0,05

0,01

1

0,57*

Альтруистичность

0,32*

-0,06

0,14

-0,16

-0,11

-0,08

0,57*

1


 

Анализ корреляционных связей, позволяет выделить характеристики, определившие имидж руководителей  в представлении подчиненных. Как видно из данных, представленных в таблице, сформировавшийся имидж руководителей определили такие качества, как уверенность, доминантность, энергичность, целеустремленность (1 - 4 октанты). Имеющиеся тесные связи между показателями этих октантов подтверждает ранее сделанный вывод о том, что имидж руководителей носит доминантный характер. Подчиненные видят своих руководителей уверенными, требовательными, резкими в оценках, настойчиво добивающихся целей, стоящих перед подразделениями, и нетерпимыми к негативным проявлениям в поведении подчиненных.

Однако данные описательной статистики и корреляционного анализа, не вскрывают глубинных характеристик, а лишь частично определяют содержание компонентов составляющих имидж руководителя. Кроме этого, не ясны  причины, которые явились основанием для его формирования. Поэтому для их выяснения и конкретизации был проведен факторный анализ.

При выборе числа факторов выделяемых для анализа, я руководствовалась существующим критерием Кайзера, согласно которому рекомендуется рассматривать лишь те факторы, чьи собственные значения превышают 1. Эта процедура была осуществлена с использованием  графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи). Это графический критерий, позволяющий приближенно оценить число факторов в модели. Полученные факторы представлены на рисунке 6.

 

Рис. 6. График собственных значений критерия Scree-test для выбора числа факторов.

На основании построенного графика (где по оси ординат отложены номера собственных значений, по оси  абсцисс – соответствующие численные  значения), можно определить оптимальное  для анализа и интерпретации число факторов. Так, координата точки, в которой убывание зависимости замедляется наиболее сильно, определяет число факторов. Согласно выбранному критерию для нашей выборки по исследуемым показателям, осыпание замедляется наиболее существенно в точке с координатами 3. Следовательно, при формировании имиджа руководителя, определяющими будут 3 фактора, наиболее существенно влияющие на складывающееся у подчиненных представление о своих руководителях.

Необходимо отметить, что существование и влияние этих факторов во многом обусловлено условиями, которые совокупностью своего воздействия повлияли на сформировавшийся имидж руководителей, во многом предопределили его восприятие и оценку. На основании расчетов графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи) проведен факторный анализ, результаты которого представлены в таблице 7.

Таблица. 7.

Факторные нагрузки переменных (методика Т. Лири).

Факторные нагрузки (Вращение: нормализованный  варимакс)

Метод анализа: главных компонент

*Отмеченные нагрузки p > 0,7

Переменные

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

I.  Авторитарность

-0,42

0,59

0,42

II. Эгоистичность

-0,01

0,89*

-0,22

III. Агрессивность

0,11

0,88*

0,13

IY. Подозрительность

0,75*

0,34

-0,29

Y.  Подчиненность

0,90*

-0,05

0,05

YI. Зависимость

0,89*

-0,11

0,03

YII. Дружелюбие

0,03

-0,11

0,89*

YIII. Альтруистичность

-0,07

0,11

0,83*

Сумма переменных

2,37

2,06

1,81

Среднее значение переменной

0,30

0,26

0,23


 

Для полноты анализа  факторной нагрузки, позволяющей  уточнить, какая из переменных в  наибольшей степени влияет в целом на оценку руководителей, была выполнена процедура исследования собственных значений и дисперсии выделенных факторов, что позволило уточнить на какую часть исследуемой совокупности признаков она распространяется.  Результаты исследования представлены в таблице 8.

Таблица 8

 Собственные  значения и дисперсии выделенных  факторов.

Метод выделения  факторов по главной компоненте.

Наименование

фактора

Собственные значения

фактора

Процент

общей

дисперсии (%)

Накопленные собственные значения

Кумулятивный процент дисперсии

1 отрицательных качеств

2,55

31,88

2,55

31,88

2 позитивных качеств

2,05

25,66

4,60

57,54

3 поддержки

1,64

20,56

6,25

78,10

Информация о работе Психологические условия формирования имиджа руководителя