Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью этой проблемы в психологической литературе;
- необходимостью выявления психологической сущности имиджа руководителя, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных психологов;
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендацияхпо изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.
Введение………………………………………………………………….…………
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования имиджа руководителя…………………………………………….………………………...
1.1. Проблема имиджа в психологической науке……….……...……...................
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности …………………………………….…………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология исследования имиджа руководителя и психологических условий его совершенствования..……………….………………………………...
2.2.Типология имиджей руководителей …...……………………………………..
Заключение………………………………………………….……………...….........
Литература…………………………………
ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ШКОЛА ПОЛИТИКИ И БИЗНЕСА
при содействии
Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Дипломная работа
Тема: «Психологические условия формирования
имиджа руководителя».
Работу выполнила: Маргорина Анна Вадимовна
Специальность: «Менеджер по PR-технологиям и рекламе»
г. Химки, 2007г.
Глава
1. Теоретические основы
психологического исследования имиджа
руководителя…………………………………………….
1.1. Проблема
имиджа в психологической науке
1.2. Психологические
особенности имиджа
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология
исследования имиджа
2.2.Типология
имиджей руководителей …...…………
Заключение………………………………………………….
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Развитие психологического ресурса руководителя становиться требованием и неотъемлемым условием, позволяющим эффективно управлять трудовым коллективом. Одной из составляющих этого ресурса является имидж, который может стать опорой для осуществления планируемых им решений. Работая над совершенствованием своего имиджа, руководитель повышает культуру делового общения, оптимизирует взаимодействие со своими подчиненными. Имидж руководителя свидетельствует об умениях, знаниях, компетентности, а так же ценностях, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности. Кроме этого, имидж руководителя тесно связан с культурой организации.
В процессе деятельности у руководителя существует необходимость формировать о себе позитивное мнение в окружающем его социуме. Причины для этого могут быть разные. Это стремление к карьерному росту, принятие новой должности, желание занять более высокий социальный статус в коллективе, а иногда, изменить сложившееся негативное представление.
Вместе с этим, руководитель, желает он того или нет, является примером, образцом поведения, отношения к деятельности для своих подчиненных. Во многом, благодаря ему, работники усваивают существующие в организации и обществе нормы, ценности и традиции, а иногда подражают поведению руководителя.
Проблеме создания имиджа посвящены
исследования многочисленных авторов
занимающихся ею в различных отраслях
психологии. Политическая психология,
психология рекламы, маркетинга, искусства
– это далеко не полный перечень направлений
психологической науки, активно занимающихся
проблемой формирования эффективного
имиджа. Начало этих исследований относится
к работам зарубежных авторов (Дж. Бергер,
П. Берд, С. Блэк, Дж. Браун, Б. Брюс, А. Либина,
Р. Хофф, Э. Фромм,
Б. Швабе и др.), которые посвятили их рассмотрению
имиджа политика, бизнесмена. Другие авторы
(Б. Джи, А. Дейян, Б. Карлоф, Ф. Котлер,
М. Мескон, Х. Маккей, Ли Якокка) исследовали
имидж банка, фирмы, компании, организации.
В отечественной литературе до середины 80-х годов проблеме формирования имиджа уделялось недостаточное внимание. Связано это было, прежде всего, с отсутствием рынка в экономике страны и политическими мотивами, по которым, имидж рассматривался как разновидность буржуазной пропаганды западного образа жизни. Поэтому, объективно сложилось некоторое отставание в отечественной психологии в исследовании этого психологического феномена.
Вместе с тем, отечественные
исследования последнего времени значительно
расширили научное представление,
о принципах, механизмах формирования
имиджа политика (И.Н. Гомеров, Е.В. Егорова-Гантман,
В.Г. Зазыкин, Г.Г. Почепцов, О.Н. Феофанов,
Р.Ф. Фурс и др.), бизнесмена (Е.А. Блажнов,
В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевсий, Ф.А. Кузин,
В.М. Шепель и др.), госслужащего (В.В. Дашевский,
Е.И. Орлова и др.), учителя
(А.А. Деркач, И. В. Кузьмина, Т.Н. Пискунова
и др.).
Проблема определяется необходимостью преодоления руководителем трудностей адекватного восприятия подчинёнными управленческой деятельности, расширения его психологического ресурса, повышающего эффективность руководства. Вместе с тем, работ имеющих своим предметом исследования имиджа руководителя очень мало. Отсутствуют конкретные рекомендации по управлению процессом совершенствования имиджа в условиях организационной культуры.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью
этой проблемы в
- необходимостью выявления
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
Объектом исследования выступает имидж руководителя.
Предметом исследования являются психологические условия формирования имиджа руководителя.
Цель исследования: на основе анализа теоретических источников и результатов практических исследований экспериментально выявить и проанализировать психологические факторы, позволяющие совершенствовать имидж руководителя.
Гипотезы исследования. Имидж руководителя представляет собой эмоционально окрашенный, социально-значимый образ руководителя, имеющий характер стереотипа, сложившийся в сознании его социального окружения, оказывающий психологическое влияние на поведение подчиненных и самого руководителя.
Имидж руководителя структурно состоит из личностного, социального и профессиональных компонентов, характеризующих его носителя в условиях деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Методологической
основой исследования являются общенаучные
принципы познания, базовые принципы современной
психологии единства сознания и деятельности,
детерминизма, системности, развития
(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн), закономерности поведения
и деятельности человека
(Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов),
преобразующей роли сознания по отношению
к внешнему миру (В.П. Зинченко), субъективного
взаимодействия и продуктивного общения
(К.А. Абульханова-Славская,
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский,
А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
В.Н. Мясищев, А.В. Петровский),
Теоретическую основу исследования
составляют общенаучные и отдельные теории
и концепции, касающиеся проблем познания
человека человеком, межличностного и
межгруппового восприятия (В.С. Агеев,
Г.М. Андреева, А.А. Бодалев), отношений
(В.Н. Мясищев), развития личности (Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский),
ценностных ориентаций (С.А. Анисимов,
И.С. Кон), отражения
(С.Л. Рубинштейн).
Методика исследования включала изучение литературных источников по проблеме имиджа, предусматривала включенное и не включенное наблюдение и системно-ситуативный анализ руководства подчиненными в организации, беседы, анкетирование и экспертные опросы; тестирование, констатирующий эксперимент. Использовались следующие стандартизированные и валидизированные методики: изучения структуры ценностных ориентаций (М. Рокича), методика Т. Лири, изучения социально психологических установок, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, модульная методика А.Я. Анцупова, экспертной оценки личностных качеств руководителя А.Л. Журавлева, личностного дифференциала. В качестве экспериментальной базы выступали 30 руководителей различных трудовых коллективов, 150 сотрудников (подчиненных) и 10 руководителей-экспертов.
Материалы исследования обрабатывались
с помощью методов
Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического исследования имиджа руководителя.
1.1. Понятие имиджа в психологической науке.
Имидж (англ.- image- образ) понятие
появившееся в психологической науке
сравнительно недавно и поэтому у него
еще нет окончательно сложившегося, однозначного
определения. Появившийся в зарубежной,
в частности американской литературе
термин имидж обычно употребляется для
особого вида образов - представлений,
широко используемых различными общественными
институтами, формирующими установки
в массовом сознании потребителей. Примером
могут служить «имидж американского образа
жизни», «среднего американца»,
«патриота». Так,
Р. Дентон и Ж. Вудвард определяют имидж
как «набор определенных качеств, которые
люди ассоциируют с определенной индивидуальностью».
Другой американский автор Б. Джи, исследуя
имидж фирмы и её сотрудников, рассматривает
его как «символ стандартов… сервиса
и качества продукции», сложившийся
в представлении у потребителей. Автор
выделяет у «эффективного имиджа» компании
следующие подструктуры: «осязаемый имидж
- первое впечатление о компании; неосязаемый
имидж – ответная реакция покупателя
на ощущения; внутренний имидж – атмосфера
внутри компании; внешний имидж – воздействие
первых трех факторов плюс общественное
мнение о компании»1.
Кроме этого, автор вводит понятие «персональный
имидж»2
понимая его, как представление окружающих
о руководителе.
Большое внимание зарубежные авторы уделяют исследованию имиджа политического деятеля. Среди них можно выделить Б. Брюса, Д. Брустина и К. Мелдера, последний рассматривает имидж политика в качестве специально созданного носителя определенного рода информации. Автор отмечает, что «имидж предлагает материал, на основе которого наблюдатели делают свои толкования и извлекают выводы». Американский исследователь Д. Бурстин выделяет у имиджа политика следующие свойства: искусственность, выдуманность; убеждающую силу; яркость и реалистичность; простоту и гибкость.
Авторы видят в процессе формирования имиджа создание нового массового стереотипа, отличающегося эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью, способного удовлетворить ожидания широких социальных слоёв населения.
Проблеме создания позитивного имиджа руководителя посвящены работы другой группы исследователей. Авторы рассматривают его как неотъемлемую часть имиджа компании и предлагаемых ею товаров и услуг. Так английская исследовательница имиджа руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отмечает: «Ваш личный имидж является картинкой Вас. У Вас не может не быть имиджа! Хотите Вы этого или нет, другие видят то, что Вы сами избрали для показа». Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутренних факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж – это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж – это профессиональные характеристики, которые должны быть присущи специалисту. Свой подход к имиджу Э. Сэмпсон определяет с позиции самопрезентации: «Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что внутри. Но это так же и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует».
Другой английский автор П. Берд акцентирует внимание на процессе восприятия окружающими носителя имиджа, подчеркивая, что имидж: «Это полная картинка Вас, которую Вы представляете другим. Она включает то, как Вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; Ваши умения, осанку, позу и язык тела; Ваши аксессуары, Ваше окружение и компанию, которую Вы поддерживаете». Имидж, по мнению исследователя, прежде всего, выполняет информационную функцию, сообщая своими признаками сведения, необходимые для принятия различного рода решений.
Помимо этого, в американских газетных и телевизионных материалах, а иногда и научной литературе можно встретить употребляемое производное понятие имиджа “image-building”, означающее создание репутации, проведение рекламной кампании.
Анализируя результаты исследований зарубежных авторов можно заметить, что построение имиджа идет одновременно по нескольким коммуникационным каналам и направлено на презентацию своих позитивных характеристик. Авторы отмечают важность трансляции органичного сочетания различных характеристик личности, исключающих появление противоречивой информации о носителе имиджа.
Вместе с тем, практически все зарубежные исследователи рассматривают внешний аспект имиджа, видя в нём средство влияния на внешнюю среду (партнёров по бизнесу, вероятных клиентов, избирателей), не обращая должного внимания на воздействие имиджа руководителя на социальную структуру организации. Помимо этого, при формировании имиджа авторы ориентируют на создание у носителя имиджа внешних признаков, определяющих присутствие качества востребованного в профессиональной среде, что приводит иногда к противоречию с реально имеющимися качествами личности.
Информация о работе Психологические условия формирования имиджа руководителя