Методы формирования имиджа руководителя турфирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методы формирования собственного имиджа менеджера туризма. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть теоретические основы формирования имиджа. 2. Изучить методы формирования собственного имиджа менеджера.

Работа содержит 1 файл

Работа..doc

— 176.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

      Современная система высшего профессионального  образования ориентирована на подготовку конкурентоспособных специалистов, умеющих поддерживать высокий уровень  профессиональной компетенции. Профессиональная компетентность напрямую связана с  созданием имиджа специалиста. Проблема формирования имиджа является достаточно новой и малоизученной в России. Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал основным элементом теории и практики «Паблик рилейшнз» и прочно вошел в политическую и общественную жизнь. В 90-е годы появились работы, которые с позиции российской действительности внесли значительный вклад в имиджелогию (Шепель В.М.), положили начало преодолению стереотипных представлений об имидже в социальном знании, обратили внимание теоретиков и практиков управления на данную проблему. В психолого-педагогических исследованиях проблема создания имиджа рассматривается с различных точек зрения:

  • имидж как социально-психологический феномен (создание имиджа государственных деятелей) (Андреева Г. М., Перелыгина Е.Б. и др.);
  • имидж как механизм эффективного воздействия и взаимодействия в системе управления (М.Вебер, Ф. Зимбардо, К. Боулдинг и др.);
  • имидж как психологический феномен самовыражения личности (Гуревич П.С., Поченцов Г.Г., Н. Макиавелли, О.А.Феофанова, Шепель В.М. и др.);

        Цель курсовой  работы – изучить методы формирования собственного имиджа менеджера туризма. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть теоретические основы формирования имиджа. 2. Изучить методы формирования собственного имиджа менеджера.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
 
    1. Понятие об имидже личности
 

     Понятие «имидж» имеет много различных  определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»

     Специалисты по социологии права трактуют эту  категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса  представлений о законах и методах социально-правового воздействия1.

     Специалист  в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое  определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый  средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».

     Маркетолог  Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие  компании или её товаров обществом».

     Специалист  в области менеджмента О.С. Виханский  дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления».

     А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под  имиджем понимает «относительно  устойчивое представление о каком-либо объекте». Список предложенных определений можно продолжить. Общий их недостаток в том, что они поверхностны, чрезмерно абстрактны и не вполне адекватно отражают суть явления.

     Не  претендуя на абсолютную бесспорность, предлагаем следующее определение  имиджа: Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению. 

    1. Особенности формирования имиджа личности
 

     С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объективные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке и удаляясь от искусства. Поэтому, вероятно, не следует трактовать имидж как исключительно иррациональное средство воздействия, как это делает, например, Т. Гринберг2. В противном случае мы бы оказались лишёнными возможности управлять имиджем на серьёзных основаниях. Хотя рассматриваемое понятие вошло в науку и повседневный обиход недавно, это не означает, что «управлением впечатлением» (как нередко называют имидж, основываясь на теории управления впечатлением Э. Гофмана), люди не занимались ранее. Существует точка зрения, что первым «имиджмейкером» можно считать библейского Аарона – первосвященника еврейского народа, брата по посвящению пророка и законодателя Моисея. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить вместо него перед народом, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его3.

     Часто упоминаются имена философов  и моралистов прошлого – Честерфилда («Письма к сыну»), М. Монтеня («Опыты»), Ф. Бэкона, Н. Макиавелли, Г. Лебона и  др., которым была свойственна особенная  чувствительность к имиджевым механизмам общественных отношений, специфическое социальное мышление. Они обращали внимание не только на то, что представляет собой человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей, и какую роль играет это впечатление в общественной жизни.

     Одним из первых «теоретиков» имиджа считают  Н. Макиавелли, которому было свойственно  обострённое «чувство имиджа» или  развитое «имиджевое» мышление. Специфика  такого мышления – умение рассуждать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. В своих лучших формах оно базируется на глубокой социальности человека и включает умение устанавливать благожелательные отношения с людьми.

     Макиавелли  писал: «Государю нет необходимости  обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть  обладающими ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями  и неуклонно им следовать вредно, тогда, как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым».

     В российских традициях, к слову сказать, у правителей была привычка не замечать народ, взор начальников всегда был  ориентирован на начальника вышестоящего. Это заметил ещё В.О. Ключевский, великий русский историк: «Властный  человек в древней Руси так легко забывал, что он не единственный человек на свете, и не замечал рубежа, до которого простирается его воля, и за которым начинаются чужое право и общеобязательное приличие». В этом плане, т.е. когда «из-за государя не замечали государства и народа», не так уж много изменилось со времён древней Руси4.

     Бесспорно, все это играет немаловажную роль. Поэтому учитывать данный феномен  надо обязательно, но все сводить  к внешним данным было бы неверно, ведь о личности мы судим не только по ее внешности, но прежде всего по характеру ее общения, поведению и отношениям.

     С тех пор, как у человека зарождается  самосознание, чувство “Я” и  способность воспринимать другого  как подобного себе, возникают  и вопросы: как я выгляжу в  глазах другого человека? Что он обо мне думает? Как оценивает? Сравнительно рано в истории человечества появились и люди, специализирующиеся на деятельности, которая сегодня называется имиджмейкингом. По-видимому первым имиджмейкером был библейский «Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный) – первый первосвященник еврейского народа и старший брат пророка и законодателя Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его». От имени Бога, как известно, говорил и проповедовал Иисус Христос.

     Некоторым мыслителям прошлого свойственна особенная  чувствительность к имиджевым механизмам общественных отношений, специфическое  социальное мышление. Они обращали внимание не только на то, что представляет собой человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей и какую роль играет это впечатление в общественной жизни. Пример интереса к тому, что сегодня называется имиджмейкерством — «Письма к сыну» Честерфилда. Это, по существу, одно из первых пособий по имиджу личности! Превосходные идеи по теме личностного имиджа можно найти у Ф.Бэкона, М.Монтеня, Балтасара Грасиана, Н.Макиавелли и у немногих других философов и моралистов.

     Аврелию Августину принадлежат слова: «Кто доверяется своей совести и пренебрегает мнением о себе, тот — жесток. Будем проявлять свои добрые свойства по слову апостола, не только пред Богом, но и пред людьми. Для нас самих достаточно нашей собственной совести; ради же других слава наша не должна затемняться, но должна возрастать. Совесть и добрая слава — это различные вещи. Совесть для тебя, а слава для ближнего».

     Это – хороший образец имиджевого мышления, достаточно редко встречающегося в истории человеческой культуры. В словах Августина содержится серьезная проблема, которая с трудом решается и в наше время, – «быть или казаться».

     По  Н.Макиавелли, «государю нет необходимости  обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо».

     Если  Аарона можно назвать первым специалистом по связям с общественностью, то Макиавелли заслуживает того, чтобы считать его первым теоретиком имиджа. Макиавелли – один их тех не многих умов, которым свойственно обостренное «чувство имиджа», или развитое «имиджевое», «социально-психологическое» мышление. Специфическая черта данной ориентации мышления – умение рассуждать и действовать в межличностном пространстве «Я – другие», прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. В своих лучших формах оно базируется на глубокой социальности человека и включает умение устанавливать благожелательные отношения с людьми.

     Правители и начальники всех рангов в России привыкли принимать решения и  действовать, не обращая внимания на народ. Если при этом взор подчиненных  начальников был как-то ориентирован, то он направлялся преимущественно вверх на начальника вышестоящего. И здесь древняя традиция, о которой писал в свое время еще Ключевский: “Властный человек в древней Руси так легко забывал, что он не единственный человек на свете, и не замечал рубежа, до которого простирается его воля и за которым начинаются чужое право и общеобязательное приличие”. «Из-за государя не замечали государства и народа».

     Макиавелли  то и дело дает советы, «каким образом  избегать ненависти и презрения»; разъясняет, «за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают»; рассуждает на тему, «что лучше: внушать любовь или страх». Это и есть признаки имиджевого мышления.

     Очень близка позиция Д.И.Фонвизина: «Чтоб  казаться добрым государем, надобно  быть таким. Быть узнану есть необходимая судьбина государей, и достойный государь ее не устрашается. Первое его титло есть титло честного человека, а быть узнану есть наказание лицемера и истинная награда честного человека. Он, став узнан своею нациею, становится тотчас образцом ее».

     Знаменитый Н.И.Пирогов решал этот вопрос по-своему (не по Августину): «Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин. Служить правде – как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком».

     Психология  имиджа как практическая психология опирается на всю систему психологических наук. Наиболее близко к проблематике имиджа находятся:

    • когнитивная психология,
    • глубинная психология (Фрейд, Юнг, Адлер и современные неофрейдисты),
    • социальная психология,
    • психология личности.

     Для теоретического и практического  разрешения проблемы имиджа имеют значение концепции:

    • социальной установки,
    • общественного мнения,
    • имплицитной теории личности,
    • социальной перцепции,
    • атрибуции и др.

     Есть  и более специальные теории, которые  находят непосредственное применение в имиджмейкинге. Одной из них является теория управления впечатлением Э.Гоффмана, второй – теория социальной и межличностной атракции.

Информация о работе Методы формирования имиджа руководителя турфирмы