Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью этой проблемы в психологической литературе;
- необходимостью выявления психологической сущности имиджа руководителя, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных психологов;
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендацияхпо изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.
Введение………………………………………………………………….…………
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования имиджа руководителя…………………………………………….………………………...
1.1. Проблема имиджа в психологической науке……….……...……...................
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности …………………………………….…………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология исследования имиджа руководителя и психологических условий его совершенствования..……………….………………………………...
2.2.Типология имиджей руководителей …...……………………………………..
Заключение………………………………………………….……………...….........
Литература…………………………………
Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого в сознании подчиненных происходит формирование имиджа руководителя, складывающегося в результате усвоения внешней, реально представленной его деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Происходит превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).
В.Н. Мясищев исследовал личность с позиции теории отношений, в которой рассматривал отношения как «систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с отдельными её сторонами»34.
Между тем, до того как образуются отношения в результате взаимодействия руководителя и подчиненного, в сознании последнего сформируется имидж, который заложит основу будущих отношений. Имидж насыщает необходимой информацией сознание, давая возможность определиться, каким образом выстроить дальнейшие взаимоотношения с партнером по общению. Схематично динамика этого процесса показана на рисунке 2.
Рис. 2. Роль имиджа в формировании отношений.
В отечественной школе психологии сложилось представление о том, что формирование межличностных отношений происходит на эмоциональной основе. Это означает, что они возникают и складываются в результате определенных чувств, рождающихся по отношению друг к другу. В частности различаются две большие группы чувств: конъюнктивные, объединяющие и сближающие людей, и дизъюнктивные, разъединяющие, когда партнер по общению воспринимается как фрустрирующий объект, по отношению, к которому не возникает желания сотрудничать. Эмоции и чувства влияют на процесс общения и способны повлиять на оценку партнера в широком (позитивно - негативном) диапазоне. В свою очередь, имидж выступает в качестве конечного оценочного продукта коммуникации с одной стороны, и с другой, является основой для выстраивания определенных отношений с партнером по общению или совместной деятельности. При этом имидж руководителя воздействует на межличностные и на опосредованные совместной деятельностью отношения.
Таким образом, можно предположить, что формирование имиджа происходит на основе сопоставления нового, с уже имеющимся во внутреннем плане сознания образом, на фоне оценки результатов совместной деятельности.
Психологический анализ деятельности,
проведенный отечественными психологами,
позволил выявить систему
По мнению А.А. Романова и Н.А Ходырева, в систему управления поведением людей психический образ попадает благодаря языку и речи. Вовлеченный в коммуникативный процесс образ связывается со словом и понятием. В частности они отмечают, что в «соответствии с психическими закономерностями условно рефлекторной деятельности такая связь слова и образа может быть настолько сильной, что правильно подобранное слово и связанное с ним понятие и образ могут включать и выключать определенную программу поведения человека. Таким образом, они вполне могут управлять деятельностью человека и направлять ее»351
В настоящее время в науке сложились два подхода к организации управления: рационалистический и поведенческий. В первом акцент делается на создании организации, дающей максимальный эффект в деятельности участников, во втором - на управлении их поведением, организация которого могла бы давать эффект от инициативного отношения к делу. Основываясь на втором подходе, мы предполагаем, что имидж руководителя потенциально влияет на складывающиеся взаимоотношения и поведение подчиненных.
Функционирование организации, где деятельность людей осуществляется в условиях, когда действия каждого участника жестко заданы, предписаны, накладывает особый отпечаток на отношения между сотрудниками. Формируются эти отношения, с одной стороны, руководителем в сфере его воздействия (власть) и в «поле» его влияния (авторитет), посредством принятия общих целей, задач совместной деятельности. С другой стороны, сам попадает в объективно возникающие отношения ответственной зависимости, которые образуются между различными подразделениями и службами иерархичных уровней организации. Имидж руководителя содержит информацию об удачных действиях руководителя, которые являются примером, образцом поведения для подчиненных. В виду этого, необходимо выделить следующие критерии выбора моделей поведения:
- модель поведения должна отвечать поставленным целям организации и самого руководителя;
- соответствовать законам и нормам, принятым в обществе;
- олицетворять собой
- находиться в единстве со
складывающейся обстановкой,
Кроме этого, должен иметь самокритичную оценку собственной модели поведения.
Практическое значение имиджа для повышения эффективности управления заключается в регуляторной роли психического образа - представления в процессе совместной деятельности и общения. В виду этого, особую значимость приобретают компоненты облика и поведения образующие имидж. В частности, А.А. Бодалев отмечает, что отражение этих компонентов выполняет две функции: «непосредственного различения и опознания» их среди других компонентов облика и в общей картине поведения, и «интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах- сигналах»36. Решая задачи деятельности, у подчиненных вырабатывается установка на отражение и осмысление в поведении руководителя этих «компонентов – сигналов», что влияет в дальнейшем, на выбор целесообразной модели своего поведения.
В связи с этим, необходимо более подробно остановиться на месте и роли имиджа в процессе управления трудовым коллективом. Психология управления изучает отношения людей в организации, когда участники совместной деятельности связаны взаимной зависимостью и ответственностью, как перед законом, так и друг перед другом. Особое место в организации занимает способный, благодаря имеющимся у него управленческим ресурсам, активно влиять на формирующиеся в коллективе отношения, как один из главных элементов в системе управления активно вовлечен в процесс управления коллективом. Руководство, организация, планирование, контроль и мотивация – все это функции управления, осуществляя которые, выстраивает определенные управленческие отношения со своими подчиненными. Осуществление этих функций происходит посредством коммуникативной структуры организации. И место имиджа руководителя в этой структуре, на пересечении её коммуникативных связей, где происходит активный обмен информацией и оценка результатов совместной деятельности.
Имидж руководителя, обладая потенциалом влияния, воздействует (опосредованно через сознание) на действия подчиненных, побуждает к адекватным моделям поведения, и, следовательно, к выстраиванию определенного рода отношений. Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого, в результате усвоения внешних характеристик руководителя, происходит формирование его имиджа.
Кроме этого, работая над совершенствованием имиджа, учится скрытию переживаемых негативных состояний, мешающих ему в руководстве подразделением и отражающихся на его подчиненных.
Место имиджа в системе управления во многом определяет и ту роль, которую он играет в повышении эффективности управления коллективом. Функционирование коммуникативной сети организации во многом зависит от коммуникативных способностей руководителя от того, каким образом реагирует на поступающую информацию и как он её использует. Благодаря организующему началу в построении управленческих отношений, имидж руководителя влияет на процесс обмена информацией, способствует устранению дефицита информации, необходимой для принятия решения, повышая тем самым эффективность управления.
Помимо этого, положительный имидж влияет на формирование социальной установки готовности к выполнению управленческого решения, приказа или распоряжения. Успех в деятельности вызывает у подчиненных желание идентифицировать себя с руководителем, принимать и разделять его нормы и ценности, а в конечном итоге, подражать и следовать определенной модели поведения. Имидж подготавливает коммуникационный процесс, а затем участвует в нем, обеспечивая взаимосвязь убеждения и коммуникации, тем самым изменяя установки и регулируя поведение объекта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе управления коллективом имидж руководителя выполняет следующие функции:
Помимо этого, необходимо особо выделить символическую функцию обеспечения принятия решения руководителем в управлении подразделением. Единолично принимая решение, возлагает на себя всю полноту ответственности за свои действия и действия подчиненных. В виду этого, имидж руководителя условно можно рассматривать как символ единоначалия, который укрепляет доверие к принимаемым решениям.
Завершая рассмотрение места имиджа руководителя в процессе управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что имидж выполняет важную связующую, организующую роль между целью стоящей перед организацией, руководителем и способом ее достижения всеми участниками деятельности.
В соответствии с целью исследования, проведено теоретико-методологическое обоснование и выявление психологических условий, формирования позитивного имиджа руководителя.
На основании этого:
Уточнено понятие имиджа руководителя, который представляет собой эмоционально окрашенный, социально-значимый образ руководителя, имеющий характер стереотипа, сложившийся в сознании его социального окружения, оказывающий психологическое влияние на поведение подчиненных и самого руководителя.
Представляя собой сложный социально-
- личностного (
- социального (уровень
- профессионального (стиль руководства, уровень специальной подготовки, профессионализм, трудовой опыт, владение формами и методами обучения и воспитания, развитые аналитические способности).
Определено, что имидж руководителя
в процессе управления
- символическую, обеспечения принятия решения;
Выделены психологические и
социально–психологические
- готовность руководителя
к профессиональному самосоверш
- способность эффективной самопрезентации в процессе управления коллективом.
К группе внешних условий определены
психологические и социально–
- осознание подчиненными целей, задач коллектива;
- осознание подчиненными роли и места руководителя в управлении трудовым коллективом;
Информация о работе Психологические условия формирования имиджа руководителя