Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:
- недостаточной освещенностью этой проблемы в психологической литературе;
- необходимостью выявления психологической сущности имиджа руководителя, на основе анализа подходов отечественных и зарубежных психологов;
- необходимостью выявления психологических условий и факторов, способствующих созданию имиджа руководителя;
потребностью психологической службы в научно-обоснованных рекомендацияхпо изучению, оценке и целенаправленному совершенствованию имиджа руководителя.
Введение………………………………………………………………….…………
Глава 1. Теоретические основы психологического исследования имиджа руководителя…………………………………………….………………………...
1.1. Проблема имиджа в психологической науке……….……...……...................
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности …………………………………….…………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование имиджа руководителя………………
2.1. Методология исследования имиджа руководителя и психологических условий его совершенствования..……………….………………………………...
2.2.Типология имиджей руководителей …...……………………………………..
Заключение………………………………………………….……………...….........
Литература…………………………………
Помимо отмеченных функций, Г.М. Андреева выделяет у имиджа функцию внушения. В частности она утверждает, что «между «имэджом» (ред. Г.М. Андреевой) и реальным объектом существует так называемый «разрыв достоверности», поскольку имэдж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию внушения»28.
Особое место исследователи уделяют имиджу руководителя, рассматривая его как одну из составляющих ресурса психологического влияния, обеспечивающего успешное осуществление принятых политических, экономических и управленческих решений как внутри организации, так и за её пределами.
Основным содержанием, раскрывающим сущность понятия имиджа руководителя, является его структура. Различные авторы, исследующие имидж представляют его структуру состоящую, в виде трёх компонентов. Так, В.В. Бойко отмечает у имиджа аудио-визуальную культуру личности, стиль поведения и внутреннюю философию состоящую из системы ценностей человека29. Исходя из этой структуры, автор определяет основную функцию имиджа - вызывать доверие у партнера по общению. По моему мнению, подобная структура предполагает успех кратковременного общения партнеров и нацелена на внешнюю организационную среду.
Э.К. Дъячкова рассматривает три слагаемые имиджа руководителя, а именно: профессиональную компетентность (содержание деятельности); организационную компетентность (форма, в которой существует деятельность); коммуникационную компетентность (эмоциональный фон)30. Предложенная структура акцентирована на важную профессиональную составляющую психологического портрета, но вместе с тем ничего не сообщает о качествах личности самого руководителя.
Предлагая модель имиджа политического деятеля Р.Ф. Фурс, автор выделяет в его структуре следующие компоненты: личностный; поведенческий (лидерское поведение, поведение в экстремальных ситуациях, др.); «отношенческий» (отношение к стране, обществу, соратникам, близким)31. Предложенная модель отражает особенности формирования имиджа политического лидера и, в связи с этим, в ней не отражен в достаточной степени социальный портрет личности, ввиду отсутствия близких межличностных связей с представителями широкой аудитории.
Исследуя имидж руководителя школы, Т.Н. Пискунова определяет следующие структурные элементы:
- персональные
(физические и
- социальные (уровень
образования, значимые факты би
- профессиональные (знание стратегии развития образования, содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания, экономических и нормативно-правовых основ функционирования школы и т.д.)32. К сожалению, в своей работе автор подробно не останавливается на роли имиджа руководителя школы в структуре организации, но вместе с тем рассматривая его как неотъемлемую составляющую имиджа школы.
С позиции управленческой имиджелогии подходят к рассмотрению имиджа лидера А.А. Романов и Н.А. Ходырев, вводя новое понятие - управленческого имиджа. Авторы выделяют в его структуре следующие составляющие:
- персональные характеристики лидера (тип личности, психофизиологические особенности, стиль принятия решения и др.);
- социальные характеристики
- символическую значимость лидера, когда он становится символом (знаменем) определенной идеологии, определенного курса действий33.
Подобная структура несомненно подчеркивает обязательное наличие у личности лидерских качеств, но не оставляет представления о ее профессиональной составляющей.
Таким образом, анализ исследований психологической литературы, проведенный мной, позволил выделить в структуре имиджа руководителя три важных блока. Первый из них связан с личностью носителя имиджа и представляет собой комплекс характеризующих его качеств. Второй блок характеризует положение и поведение его в социальной среде. И третий из них показывает преломление этих качеств в профессиональной деятельности руководителя. При этом детерминантом его формирования является вид деятельности, который предъявляет требования к носителю имиджа. В зависимости от его специфики, наиболее существенным (несущим основную информационную нагрузку) становится какой либо из компонентов структуры имиджа. В связи с этим, важным является представление социальной среды о самой деятельности и критерии, которыми она пользуется для её оценки. Смещая акцент восприятия на наиболее важные из них, социальное окружение избирательно подходит к оценке руководителя.
Выделенная, структура имиджа довольно условна и представляет собой единство взаимосвязанных и взаимодополняющих характеристик, динамика которых довольно подвижна, что дает возможность эффективно использовать в процессе его совершенствования активные формы социально-психологической коррекции.
Вместе с тем, роль и место имиджа руководителя в структуре современной организации мало исследованы. Основанный на теории отношений В.Н. Мясищева, предлагаемый мной подход, выработан с позиции психологии управления, предполагающий поведенческую парадигму организации управления, которая подразумевает воздействие на поведение участников совместной деятельности на основе повышения организационной культуры. Данный подход более подробно будет рассмотрен в следующем параграфе настоящей главы.
1.2. Психологические особенности имиджа руководителя и его
проявления в деятельности.
Анализ психологической
- личностного (психофизиологические особенности руководителя, тип личности, характер, личное обаяние, нравственные и коммуникативные качества);
- социального (уровень образования, статус руководителя, модели его ролевого поведения, нормы и ценности, стиль общения, связь с различными социальными группами);
- профессионального (стиль руководства, уровень специальной подготовки, профессионализм, трудовой опыт, владение формами и методами обучения и воспитания, развитые аналитические способности).
При определении свойств имиджа руководителя, позволяющих выделить это психическое образование от целого ряда других психических явлений отражающих его изменчивость, я придерживалась следующих теоретических выводов:
а) детерминированность формирующегося имиджа (образа), от особенностей и результатов профессиональной деятельности;
б) особая социальная значимость руководителя как объекта восприятия, осуществляющего руководство трудовым подразделением;
в) особенность психологического познания участников совместной деятельности в условиях непосредственного общения, в процессе восприятия, включающем в себя все уровни психического отражения.
Исходя из этого, выделены следующие свойства имиджа руководителя – адекватность, воздейственность, устойчивость, целостность, презентабельность, которые были использованы для выделения критериев оценки имиджа руководителя.
Среди них, наиболее важным свойством, находящимся в основе формирования и совершенствования имиджа, является его адекватность качествам личности руководителя. Успех создания имиджа во многом зависит от умения руководителя своевременно и уместно «показать себя», т.е. самопрезентировать имеющиеся качества в складывающейся ситуации. В результате, складывается мнение, основанное на реально существующих качествах личности, приоритетно выделенных самим руководителем, за счет смещения на них акцента восприятия партнеров по общению.
В акте управленческого воздействия у руководителя появляется необходимость убедительно довести до подчиненного информацию о принятом решении и добиться его выполнения, что отражается в стиле руководства, который проявляется в индивидуальной модели поведения, приемах и навыках управления подчиненными. В связи с этим, степень воздействия будет зависеть от того, насколько в структуре имиджа выделены наиболее значимые качества субъекта, с одной стороны, а с другой, подобраны аргументы, воздействующие на социальные ожидания личности или группы. Поэтому, неотъемлемым свойством имиджа выступает его воздейственность, которое понимается нами, как направленное влияние имиджа руководителя на сознание своих подчиненных, с целью реализации принятого решения. Основой этого влияния является целенаправленная деятельность – система четко продуманных действий, позволяющих воздействовать на сознание подчиненных всей совокупностью характеристик личности руководителя. В связи с этим, модель поведения руководителя обязательно должна быть насыщена выразительными движениями, мимикой, жестами, благодаря которым изменяется не только восприятие его речевых паттернов, но и всей совокупности его психологических характеристик.
Устойчивое позитивное представление подчиненных о своем руководителе, является основанием их уверенных действий при выполнении задач, решаемых коллективом. В виду этого, у руководителя коллектива реально существует необходимость подтверждения своей способности успешно руководить, что формирует его позитивный образ и повышает доверие к нему со стороны его подчиненных. На основании этого вывода, мы выделили ещё одно свойство имиджа – устойчивость, которое понимается как представленность в модели поведения руководителя неизменных личностных характеристик, которые позволят подчиненным формировать определенное впечатление о нем.
Имидж - это целостный образ. Целостность имиджа руководителя коллектива выступает характеристикой сбалансированности его личностных качеств и их внешних проявлений. В этом случае имидж руководителя коллектива будет не только гармоничным, но и максимально эффективным. Целостность обеспечивает понимание действий руководителя и близость их оценок со стороны его подчиненных.
Кроме этого, выделена важная характеристика имиджа - презентабельность, рассматриваемая нами как специально сформированная и наиболее информативно насыщенная составляющая его образа. Эта характеристика отличает и выделяет носителя имиджа среди подобных других, позволяет успешно позиционироваться в сознание социального окружения. Презентабельность подчеркивает наиболее значимые качества объекта и одновременно воздействует на социальные ожидания личности или группы.
Рассмотрим некоторые из них подробнее. Основа имиджа руководителя – профессионально важные качества личности руководителя. Среди них особое место занимают психологические качества, которые позволяют руководителю реализовать знания, умения и достигать намеченных целей и задач. В управленческой деятельности значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуникабельность, способность поддерживать обратную связь, соответствие должностному статусу.
Трудовой коллектив, рассматриваемый нами как целевая группа, которую охватывает своим воздействием имидж руководителя, имеет устоявшиеся традиции, нормы и ценности. Помимо этого, в коллективе имеется представление (иногда не совсем правильное) о месте и роли руководителя в процессе деятельности. Вместе они формируют соответствующие ожидания у работников относительно поступков и действий руководителя в различных ситуациях. От того, каким образом, и с каким успехом реализует эти ожидания, а трудовой коллектив решит задачу, настолько будет высока оценка его деятельности и имиджа.
Избираемая руководителем
Формирование, а в дальнейшем и совершенствование имиджа руководителя, во многом происходит в процессе общения, на основе межличностного восприятия, что проявляется в более выраженной оценочной окраске, в более прямой зависимости представления о руководителе, от чувства удовлетворения, появившегося у воспринимающего его субъекта в результате взаимодействия с ним.
Обращает на себя внимание тот факт, что имидж руководителя формируется во многом благодаря достижению положительного результата в совместной деятельности. Успех позитивно окрашивает в сознании подчиненных качества, ранее проявленные руководителем. Благодаря этому, его имидж насыщается положительными характеристиками и приобретает потенциал влияния, основанный на высокой степени вероятности достижения поставленной им цели. В связи с этим, уровень доверия к решениям руководителя возрастает, повышается уверенность в действиях подчиненных, что в целом повышает эффективность управления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж руководителя обладает важным свойством - психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя.
Информация о работе Психологические условия формирования имиджа руководителя