Формирование имиджа руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены и решены следующие задачи:
Дать определение понятию и сущности имиджа.
Составные части имиджа руководителя.
Рассмотреть имидж как профессиональную характеристику руководителя.
Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.
Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.

Работа содержит 1 файл

имидж руководителя.docx

— 61.85 Кб (Скачать)

 

3

 

Введение

Руководитель должен действовать  масштабно... удовлетворяя тайные желания  людских сердец,компенсируя их стесненные жизненные условия, он овладевает их воображением и даже при своем  случайном падении сохраняет  в их глазах престиж тех вершин, к которым он так старался их привести.

Маршал де Голль

 

Понятие «имидж» прочно вошло  в наше сознание, оно употребляется  в разговорной речи, мелькает в  прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а  имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.

Именно имидж позволяет  создавать первое впечатление о  человеке как о руководителе. Имидж  в данном случае – его фирменный  знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую  он представляет.

Имидж вообще во многом зависит  от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося  и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа учреждения любой  формы собственности будет служить  степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям  социума. Имидж является составной  частью управленческой деятельности, а обладание им – существенная профессиональная характеристика руководителя учреждения.

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс  не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для  руководителя важно знание основ  психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические  особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные  и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию и сущности имиджа.
  2. Составные части имиджа руководителя.
  3. Рассмотреть имидж как профессиональную характеристику руководителя.
  4. Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.
  5. Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.

 

 

1. Теоретические основы построения  имиджа руководителя

1.1. Понятие и сущность  имиджа

 

Имидж (от английского слова  image) целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванный оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определенную группу лиц.

Если десять лет назад  термин «имидж» практически отсутствовал в отечественных научных публикациях  и встречался лишь в узкоспециальных  изданиях, то в последние годы он стал все чаще не только предъявляться, но и исследоваться. В литературе, как показал библиографический  поиск, по-прежнему нет единого мнения по данному вопросу.

Иногда высказываются  крайние точки зрения – от признания  того, что имидж можно и нужно  формировать, учитывая специфику воспринимающего  объекта, до утверждений о неэтичности  целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием  и поведением людей. Некоторые ученые считают, что имидж не приспособляем  к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом  и социумом.

Многие исследователи полагают, что происхождение понятия «имидж»  очень точно характеризует его  значение: имидж – это не то, чем  человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в  отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих  впечатление о нем с помощью  средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.[1]

Таким образом, имидж не тождественен образу. Он – его фасадная часть, в которой манера поведения, экспрессия, внешняя привлекательность выступают в качестве видимых элементов. Образ же – это обобщенная характеристика личности, обусловленная историческим периодом времени, принадлежностью к определенной социальной группе, типичными условиями жизни. Имидж – собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики.

В ряде определений имиджа подчеркивается то обстоятельство, что  понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. Еще одна важная характеристика имиджа – это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание или коррекция его предполагает, что он нужен для чего-то. При помощи имиджа можно добиться определенных целей, сделать более успешной деятельность, которой человек занимается.

Анализ современной  отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать заключение о том, что понятие «имидж» по своему объёму и содержанию является весьма сложным, требующим «осторожного» обращения. Оно формировалось в поле зрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием. В его последовательном развитии условно можно выделить несколько этапов – от самого простого, этимологического, до научно структурированного понятия:

- имидж как простая  совокупность внешних характеристик,  которые часто вызывают ассоциации  с тем или иным стилем в  одежде («деловой имидж», «спортивный  имидж», «романтический имидж»);

- имидж как  совокупность внешних характеристик  и поведенческих навыков;

- имидж не только как  совокупность всех вышеназванных  компонентов, но и объект; все  компоненты при этом играют  роль имиджформирующей информации;

- наконец, имидж как  устойчивое мнение, которое складывается  у реципиента на основе воспринятой  имидж формирующей информации, как  репутация объекта или явления.

Исходя из вышеизложенного, понятие "имидж" как и большинство  научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле.

В широком смысле под имиджем  понимается распространенное представление  о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком под  имиджем понимается сознательно  сформированный образ объекта, который  наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать  те впечатления об объекте, отношения  к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю.

В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж, используют разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся штампы - желаемый имидж и благоприятный  имидж. Упомянутые категории не следует, на мой взгляд, причислять к разряду  отдельных видов имиджа, а следует  рассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта.

Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так  желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать  реальным, а традиционный имидж перейти  в новое качество или получить обновленное лицо.[2]

Обычно слово «имидж»  применяют именно к людям. Руководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивного имиджа, но известны случаи целенаправленного создания отрицательного, скандального образа. Такой шаг, как правило, свойственен политическим, общественным деятелям, а также представителям шоу-бизнеса, реже он свойственен руководителям коммерческих структур, так как в данном случае клиент задумается, стоит ли отдавать свои деньги за товар или услугу, производимые компанией, руководитель которой имеет негативный имидж.

Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной  культуры чаще всего возникает в  ситуации организационных изменений, сопряженных со сменой руководящего состава.

Отрицательный имидж руководителя организации чаще всего только усиливает  недоверие потребителей к продукту или услугам коммерческой организации. При прочих равных условиях положительный  имидж руководителя организации  будет являться её конкурентным преимуществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Составные части имиджа.

 

Внешний вид.

Волосы.

Волосы нужно стричь каждые шесть или семь недель. Прическа является очень важным элементом  имиджа. Прическа способна сделать  имидж как более жестким, так  и более мягким

Ногти.

Рукам нужно уделять столько  же внимания, сколько лицу. Ногти  должны быть чистыми и аккуратно  обрезанными.

Одежда.

Так как одежду люди выбирают сознательно, по ней можно сделать  определенный вывод о личности владельца. Реализовать возможность выразить себя в одежде помогают три основных элемента: покрой, материал и расцветка.

Уместность.

Выбор одежды зависит от стиля жизни и места работы. В одних отраслях, таких как  финансы, юриспруденция, бухгалтерский  учет, ношение строгой одежды обязательно. В других, например, в средствах  массовой информации и в сфере  рекламы, допустима гораздо большая  свобода.

Аксессуары: внимание к деталям.

Если человек демонстрирует  своей одеждой высокие стандарты  и внимание к деталям, можно предположить, что те же качества он проявляет  и в работе.

Впечатление должны производить  результаты работы, а не то, что находится  в руках. Слишком большое количество деталей, например, украшений, может  отвлекать внимание.

 

Голос и речь.

Голос иногда называют «вторым  лицом». Иногда голос может рассказать о человеке так же много, как и  лицо. Голос – это неотъемлемая часть имиджа.[3]

 

1.3 Имидж - профессиональная характеристика руководителя

 

Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж  её первого лица – «лидера организации». Именно от первого лица в основном зависит принятие важных решений, а  так же то, как будет воспринята компания общественностью. Таким образом, имидж руководителя является одним  из основных факторов формирования имиджа организации.

От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с  ним или его организацией. Высокую  репутацию, как известно, приобрести трудно, на это уходят годы, а потерять ее можно мгновенно и порой  из-за пустяка, например, не ответив  вовремя на телефонный звонок или  письмо, не послав факс, которого ждут.

По своему предназначению руководителю приходится много общаться с различными людьми, с подчиненными, создавать коллективы, мотивировать их, вести учет и контроль выполнения поручений, решать массу организационно-управленческих вопросов. Конечно, занимая столь  ответственную должность, очень  сложно учесть интересы всех своих  подопечных, коллег, начальства, окружения. Но крайне важно, чтобы мнение окружающих людей о руководителе было положительным. Ведь от репутации руководителя во многом зависят результаты деятельности организации: будут ли подчиненные, коллеги, начальство, клиенты, партнеры прислушиваться к его мнению, доверять, уважать и подчиняться ему.[1]

Имидж имеет двойственную природу, в нем реализуются внешний  облик человека (тембр голоса, внешние  данные и т. п.) и наработанные навыки определенного поведения (подобные тем, которые необходимы актеру для  выражения внутренних особенностей своего героя).

Руководителю надлежит быть центром формирования и поддержания 
гармоничных отношений в коллективе. Это возможно лишь в том случае, если он сам гармоничен, а именно:

• его внешнее поведение, управленческие решения и дела не противоречат друг другу;

• хорошая внешность и  красивое поведение не являются камуфляжем непрофессионализма и эгоистического отношения к подчиненным. Только в этом случае положительный имидж  руководителя является составляющей, от которой существенно зависит  социально-психологический климат в коллективе.

Изучение имиджа руководителя невозможно без исследования его  профессиональных особенностей.

Условно можно выделить следующие  важные, качества, характеризующие  профессиональную деятельность руководителя учреждения (организации). В решении  следующих профессиональных задач  руководитель учреждения (организации) должен быть успешным: целеполагание, планирование, разрешение конфликтов и др.; качества, характеризующие  определенные поведенческие паттерны (успешного поведения – умение слушать, умение излагать свои мысли, стрессоустойчивость, тактичность и т.д.); на уровне личности – мотивационные, ценностные ориентации, интеллектуальные умения и др.

По всем обозначенным качествам, возможно говорить о некоторой динамической модели руководителя, которая, в свою очередь, различается у разных групп реципиентов (партнеров, клиентов, подчиненных), наполняется конкретной системой качеств и отражает требования, предъявляемые к руководителю со стороны соответствующих групп.

Информация о работе Формирование имиджа руководителя