Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:28, курсовая работа
Современная социальная ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных организаций, в частности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы построения имиджа руководителя
1.1. Понятие и сущность имиджа
Глава 2. Формирование имиджа руководителя
2.1. Психологические условия формирования имиджа руководителя
2.2. Методы формирования имиджа руководителя
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
«Имидж руководителя»
Нижний Новгород, 2012 г.
Введение
Глава 1. Теоретические основы построения имиджа руководителя
1.1. Понятие и сущность имиджа
Глава 2. Формирование имиджа руководителя
2.1. Психологические условия
формирования имиджа
2.2. Методы формирования имиджа руководителя
Заключение
Список литературы
Введение
Современная социальная ситуация
развития нашего государства зависит
от изменений в различных сферах
жизни общества в целом и функционировании
различных организаций, в частности.
Деятельность любой организации
определяется профессионализмом его
персонала и в первую очередь
– её руководителя. Не случайно изучение
психологических и социально-
Многочисленные публикации,
выполненные в рамках психологии
управления, социальной психологии, отражают
уровень разработанности данной
проблематики и убедительно свидетельствуют,
что именно от профессионализма руководителя
зависят не только внешняя конкурентоспособность
организации на рынке, но и уровень
корпоративной культуры, мера приверженности
сотрудников к своей
Понятие «имидж» прочно вошло в наше сознание, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе. Имидж в данном случае – его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет.
Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа учреждения любой формы собственности будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им – существенная профессиональная характеристика руководителя учреждения.
Новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.
Формирование имиджа не является
изменением личности человека. Этот процесс
не может сделать из одного человека
совершенно другого. Поэтому для
руководителя важно знание основ
психологии для того, чтобы быть
в состоянии оценить
Объект исследования: имидж руководителя государственного учреждения и негосударственных структур.
Предмет исследования: психологические условия формирования имиджа руководителя государственного учреждения и негосударственных структур.
Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности имиджа.
2. Рассмотреть имидж как
профессиональную
3. Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.
4. Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.
Глава 1. Теоретические основы построения имиджа руководителя
1.1. Понятие и сущность имиджа
Имидж (от английского слова image) целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванный оказать определенное эмоционально-психологическое воздействие на определенную группу лиц.
Если десять лет назад
термин «имидж» практически
Иногда высказываются крайние точки зрения – от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего объекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Некоторые ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.
Многие исследователи
полагают, что происхождение понятия
«имидж» очень точно
Таким образом, имидж не тождественен
образу. Он – его фасадная часть,
в которой манера поведения, экспрессия,
внешняя привлекательность
В ряде определений имиджа подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. Еще одна важная характеристика имиджа – это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание или коррекция его предполагает, что он нужен для чего-то. При помощи имиджа можно добиться определенных целей, сделать более успешной деятельность, которой человек занимается.
Анализ современной
- имидж как простая
совокупность внешних
- имидж как совокупность
внешних характеристик и
- имидж не только как
совокупность всех
- наконец, имидж как
устойчивое мнение, которое складывается
у реципиента на основе
Исходя из вышеизложенного, понятие "имидж" как и большинство научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле.
В широком смысле под имиджем
понимается распространенное представление
о совокупности естественных и специально
сконструированных свойств
Глава 2. Формирование имиджа руководителя
2.1. Психологические условия формирования имиджа руководителя.
Имидж руководителя в современной
психологии рассматривается в рамках
психологии управления и анализируется
в контексте следующих проблем:
формирование имиджа организации; влияние
имиджа на деловые отношения; взаимосвязь
профессиональных и личностных качеств
имиджа руководителя; восприятие управленческой
команды, руководителя; представление
об идеальном руководителе; коммуникативные
качества личности руководителя; психологические
особенности личности руководителя;
психологическая компетентность руководителя;
психологические особенности
Формирование и восприятие имиджа - единый тесно взаимосвязанный процесс, в котором интегрировано представлены субъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж формируется под влиянием "заказа" воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отклик в этой среде.
Соответственно и структурные характеристики имиджа в большинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересов субъекта и объекта.
В. М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющих формирование и восприятие имиджа. В первую группу он относит такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье.
К третьей группе относятся те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом индивида[2].
Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:
– при его создании и коррекции учитывается общая структура имиджа с доминированием профессионального компонента, что определяет его динамичность;
– процесс формирования имиджа руководителя учреждения носит поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств руководителя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в управленческой деятельности;
– в качестве психологических условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.
Имидж руководителя – это
совокупность определённых качеств, которые
ассоциируются с определённой индивидуальностью
личности, поэтому в определении
психологических условий
Руководитель любого учреждения
(организации) – человек, осуществляющий
управление коллективом в соответствии
с четкими и осознанными
Следовательно, необходимо наличие у руководителя таких профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. .