Определение показателей инновационной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсового проекта: проанализировать организационную структуру ОАО «Нижегородсахар» и сформулировать основные предложения по использованию тех или иных императивов управления, способствующих инновационному развитию организации.

Основными задачами курсового проекта являются:

Рассмотрение теоретических аспектов инновационной активности
Определение показателей инновационной активности ОАО «Нижегородсахар
2.1 Анализ инновационной активности предприятия ( нахождение инновационной силы)

3. Анализ организационной структуры предприятия (тип структуры, диапазон контроля)

3.1. Определение восприимчивости инноваций структурными единицами системы управления предприятия

Применение основных императивов управления, способствующих инновационному развитию ОАО «Нижегородсахар»
Преобразование действующей организационной структуры управления
организацией

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….……3

Теоретические аспекты инновационной активности …....…………………………5
Понятие инновационного потенциала……………………………...……..…………6
Структура инновационного потенциала……………………....……………..7
Оценка инновационного потенциала……………………………………………..8
Понятие и оценка инновационного климата…………….……............................12
Понятие и оценка инновационной активности ………………….…………….....16
Определение показателей инновационной активности на примере
ОАО «Нижегородсахар»…………………………………...………………………….19

Анализ и проектирование организационной структуры на примере
ОАО «Нижегородсахар»……………………………………………………………......25

Применение определенных императивов управления для
совершенствования организации……………………………………………………50

Предложения по совершенствованию организационной структуры
управления ……………………..……………………………………………………..53

Заключение ………………………………………………………………………………..56

Список используемой литературы……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Конечный курсовик по УИД.docx

— 196.75 Кб (Скачать)
 
 
 
Продолжение табл. 5
 
1 Оценка макроклимата 1 2 3 4 5
2 Оценка микроклимата 1 2 3 4 5
Итоговая  оценка состояния  инновационного климата 1 2 3 4 5
 
 
 
 

     Анализ  инновационного климата, как и инновационного потенциала, проводят экспертным путем (табл.5). Оценка компонентов внешней  среды дается экспертами по 5-балльной шкале:

  • 5 - состояние параметра отличное и позволяет предприятию полностью использовать имеющий инновационный потенциал;
  • 4 - состояние параметра хорошее и дает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
  • 3 - состояние параметра ненадежно, угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
  • 2 - состояние параметра вызывает тревогу (угроза для организации), оно отрицательно влияет на инновационный потенциал;
  • 1 - состояние параметра угрожающее (опасная угроза). 

   Итоговые  оценки инновационного потенциала и  инновационного климата находятся  как среднее арифметическое оценок по всем компонентам блоков.

   Инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении инновационного потенциала и инновационного климата (внешней и внутренней среды организации).  

Количественно-инновационная  позиция (Пи) может рассчитываться либо произведением, либо суммой:

    

где  ИП – инновационный потенциал; ИК – инновационный климат. 

    1. Понятие и оценка инновационной  активности
 
 

    Под инновационной активностью подразумевают  интенсивность проведения инновационных  преобразований на предприятии. Инновационная  активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается  и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента  на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления  инновационной деятельности.  

    Главным фактором, отражающим инновационную  активность фирмы и влияющим на интенсивность  инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства  к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.  
 
 Также восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления. Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей.  

      Параметры инновационной активности  определяются как среднее арифметическое  значений параметров, приведенных  в табл. 6. Каждый параметр оценивается  экспертом по 5-балльной шкале.

    Инновационную силу (Си) определяют путем перемножения значений инновационной позиции  и инновационной активности (Аи): Си = Пи × Аи. 
 
 
 

Табл.6- Оценка инновационной активности организации 

Параметры инновационной активности Оценка   
параметров
1 Качество инновационной  цели и стратегии (соответствие внешней  среде, миссии, стратегии, потенциалу и  целям) 1 2 3 4 5
2 Уровень мобилизации  инновационного потенциала (способность  привлекать требуемый потенциал, его  очевидную и скрытую (латентную) части) 1 2 3 4 5
3 Уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций (способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам) 1 2 3 4 5
4 Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ 1 2 3 4 5
5 Соответствие  реакции фирмы характеру конкурентной ситуации (состоянию объекта инновации  и среды. Известны три типа поведения: реактивное, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к проведению изменений; активное, когда ситуация распознается профессионально компетентными руководителями, после чего разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное, при котором реализуется метод управления по слабым сигналам) 1 2 3 4 5
6 Скорость разработки и реализации инновационной стратегии (интенсивность действий по созданию и продвижению инновационных  изменений, характеризуемых показателями инновационности, обновляемости продукции, технологии оборудования, знаний и организационных структур) 1 2 3 4 5

 

 
 
Продолжение табл. 6
 
7 Обоснованность  реализуемого уровня инновационной  активности (соответствие состоянию  внешней среды и самой организации) 1 2 3 4 5
  Итоговая  оценка инновационной  активности (Аи) 1 2 3 4 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Анализ  инновационной активности на примере  предприятия ОАО «Нижегородсахар»
 

Количественная  оценка инновационной силы включает: 

  • Анализ  инновационного потенциала (табл.1)
  • Анализ инновационного климата (табл.2)
  • Определение инновационной позиции посредством  умножения инновационного потенциала на инновационный климат
  • Анализ инновационной активности (табл.3)
  • Определение инновационной силы посредством умножения инновационной позиции на инновационную активность
 

Табл.1- Анализ инновационного потенциала  

 

п/п

Компоненты  блоков Уровень состояния 
компонентов
  Слабые  
стороны
  Сильные  
стороны
1 2 3 4 5 6 7
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК

(оценка  качества, рентабельности и объема  продаж,

состояние ресурсного обеспечения и исполнения функций)

1.1 Состояние продуктового проекта № 1       4  
1.2 Состояние продуктового проекта № 2       4  
1.3 Состояние продуктового проекта № 3       4  
Итоговая  оценка состояния продуктового блока (портфеля)       4  
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

(компоненты  функционального блока - стадии жизненного цикла продукта)

2.1 НИОКР     3    
2.2 Производство (основное и вспомогательное)     3    
2.3 Маркетинг и  сбыт (продажи)       4  
2.4 Сервисные работы       4  
Итоговая  оценка состояния функционального  блока     3,5    
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК
3.1 Материально-технические  ресурсы

 

 
 
Продолжение табл. 1
 
1 Сырье, материалы, топливо, энергия,  
комплектующие
    3    
2 Площади, рабочие места, связь и транспорт       4  
3 Оборудование  и инструменты         5
Итоговая  оценка состояния материально-технических  ресурсов       4  
3.2 Трудовые  ресурсы 
1 Состав  и компетентность руководителей         5
2 Состав  и квалификация специалистов       4  
3 Состав  и квалификация рабочих       4  
Итоговая  оценка состояния трудовых  
ресурсов
      4,3  
3.3 Информационные  ресурсы
1 Научно-техническая  информация, патенты, ноу-хау    2      
2 Экономическая информация       4  
3 Коммерческая  информация       4  
Итоговая  оценка состояния информационных ресурсов     3,3    
3.4 Финансовые  ресурсы
1 Возможности финансирования из собственных средств       4  
2 Обеспеченность  оборотными средствами       4  
3 Обеспеченность  средствами на зарплату         5
Итоговая  оценка состояния финансовых  
ресурсов
      4,3  
Итого по видам ресурсов
3.1 Состояние материально-технических ресурсов       4  
3.2 Состояние трудовых ресурсов       4,3  
3.3 Состояние информационных ресурсов     3,3    
3.4 Состояние финансовых ресурсов       4,3  
Итоговая  оценка состояния ресурсного блока       4  
4.1 Организационная структура          
1 Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления         5
2 Функции: состав и качество разделения труда        4  
 
 
 
 
 
Продолжение табл. 1
 
Итоговая  оценка состояния управленческого  блока       4,3  
Итоги по блокам инновационного потенциала
1 Состояние продуктового блока        4  
2 Состояние функционального  блока     3,5    
3 Состояние ресурсного блока       4  
4 Состояние организационного блока       4,3  
5 Состояние управленческого  блока       4,3  
Итоговая  оценка состояния инновационного потенциала       4,05  
 

Табл.2- Оценка состояния инновационного климата

п/п

Оцениваемые компоненты Уровень состояния компонентов
  Угрозы  Возможности
1 2 3 4 5 6 7
1.1 Социальная, природно-географическая  
и коммуникационная сферы
    4  
1.2 Технологическая и научно-техническая сферы (рынок  технологий и научно-технической  информации)     4  
1.3 Экономическая и финансовая сферы  
(налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)
      5
1.4 Политическая  и правовая сферы (законодательная  база, федеральные и региональные планы и программы)       5
Итоговая  оценка состояния инновационного

 макроклимата

    4,5  
2.1 Зона  хозяйствования, сегмент рынка:  
уровень конкуренции, отношения  
с потребителями и партнерами
      4  
2.3 Зона  капиталовложений - инвестиций       4  
2.3 Зона  новых технологий и научно-технических  ресурсов       4  
2.4 Зона  сырьевых, топливных, энергетических и  материально-технических ресурсов       3  
2.5 Зона  трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих       4  
2.6 Группы  стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)       4  
Итоговая  оценка состояния инновационного микроклимата     3,8    
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ

Информация о работе Определение показателей инновационной активности