Инновационная активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Многие успешные компании использовали свою инновационную активность как решающее конкурентное преимущество. Например, «Интел» Эндрю Гроува взяла на вооружение девиз «на два шага впереди конкурентов» и, действительно, предложила такой высокий темп выпуска новых моделей микропроцессоров, что конкуренты не успевали их имитировать. Майкл Делл, компания «Делл», предложил совершенно новую доставку компьютеров потребителям по почте и телеграфу (а не через магазины), причем еще до Интернета, и на этом построил крупнейший бизнес. Компания «3М» построила совершенно уникальный механизм инкубатора идей и стала недосягаемой.
Поэтому, механизм инновационной активности очень важен и заслуживает пристального внимания. На его представление и развитие поработали многие выдающиеся и известные специалисты, такие как П. Сенге, А. Сливотски и Д. Моррисон, К. Кристенсен.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении именно этой категории дисциплины «Управление инновационной деятельностью». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько основных задач:
Разобраться с предметом исследования
Изучить учебники, книги, словари и статьи, связанные с инновационной деятельностью, чтобы разобраться с теорико-методической оценкой поставленной задачи
Изучить истории крупных фирм, в которых можно рассмотреть инновационную активность, для последующего приведения примеров и аргументов
Составить алгоритмы определния инновационной активности
Выбрать из приводимых определений наиболее полное и точное
Решение задача я приведу в основной части, состоящей из трёх глав.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 214.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Многие  успешные компании использовали свою инновационную активность как решающее конкурентное преимущество. Например, «Интел» Эндрю Гроува взяла на вооружение девиз «на два шага впереди конкурентов» и, действительно, предложила такой высокий темп выпуска новых моделей микропроцессоров, что конкуренты не успевали их имитировать. Майкл Делл, компания «Делл», предложил совершенно новую доставку компьютеров потребителям по почте и телеграфу (а не через магазины), причем еще до Интернета, и на этом построил крупнейший бизнес. Компания «3М» построила совершенно уникальный механизм инкубатора идей и стала недосягаемой.

      Поэтому, механизм инновационной активности очень важен и заслуживает  пристального внимания. На его представление  и развитие поработали многие выдающиеся и известные специалисты, такие как П. Сенге, А. Сливотски и Д. Моррисон, К. Кристенсен.

      Цель  данной курсовой работы состоит в  изучении именно этой категории дисциплины «Управление инновационной деятельностью». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько основных задач:

    • Разобраться с предметом исследования
    • Изучить учебники, книги, словари и статьи, связанные с инновационной деятельностью, чтобы разобраться с теорико-методической оценкой поставленной задачи
    • Изучить истории крупных фирм, в которых можно рассмотреть инновационную активность, для последующего приведения примеров и аргументов
    • Составить алгоритмы определния инновационной активности
    • Выбрать из приводимых определений наиболее полное и точное

      Решение задача я приведу в основной части, состоящей из трёх глав.

Основная  часть

Глава 1. Теоретико-методическая оценка поставленной задачи

      Для начала нужно рассмотреть основное понятие, «инновация», используя определения людей, работающих в таких направлениях, как «управление инновационной деятельности», «инновационный менеджмент» и «управление инновациями».

  1. Инновации – изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. (Й. Шумпетер, «Теория экономического развития», 1982)
  2. Инновации – внедрение в практику, осуществление и использование идеи, предложения, научно-исследовательского решения, модели. (Хартман Хауштайн, «Leitung industrieller Forchung und Entwicklund», Берлин, 1979)
  3. Инновации – общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга. (Б. Санто, «Инновация как средство экономического развития», 1990)
  4. Инновация имеет чёткую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определённый технический, социально-экономический эффект. Инновация в своём развитии меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. (С.Ю. Глазьев, «Теория долгосрочного технико-экономического развития», 1993)

      Ни  одно из выше приведённых определений  нельзя назвать полными: например, в 1ом определении Шумпетер не указал на обязательность повышения эффективности и не учёл возможность внедерния инноваций в систему кадров; Хартман Хауштайн не проследил движение идей до рынка и не рассмотрел возможность изменения в структуре организации производства; в 3ем определении Санто не было рассмотрено движение продукции по рынку и не были учтены производственные средства и структура производства; а Глазьев в последнем, выбранном мною определении не учёл возможность риска при реализации инноваций.

      Далее необходимо рассмотреть второе составляющее понятия «инновационная активность» - «активность»:

  • Активность (деловая) (лат. activus - деятельный, энергичный) - 1) свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей; 2) характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается специальными индексами, в частности индексом динамики курсов ценных бумаг. (Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Старадубцева, Современный экономический словарь, Инфра-М, 1999, 479 с.)

      Теперь  можно перейти к понятию «инновационная активность». Рассмотрю несколько определений разных авторов.

  1. Инновационная активность – степень интенсификации инновационной деятельности и поведения на рынках новшеств и нововведений, отражаемая в определённых количественных и качественных параметрах: продолжительности инновационного цикла, обновления предметов и средств труда, объёмах предложений и закупок результатов инновационной деятельности, ценового поведения, предложений развития инновационных механизмов и систем.[1]
  2. Инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая восприимчивость к новациям (свойство потребителя инновационного продукта), основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности,  степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность (свойство поставщика инновационного продукта), способность мобилизовать потенциал  необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.[2]
  3. Инновационная активность – комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности  осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.[3]

      Где:

  • Инновационная деятельность – совокупность действий инновационного процесса, имеющего определенную цель, средства достижения цели, осуществляющего свои функции соответственно своей роли в процессе и достигающего определённых результатов. [1]
  • Инновационный процесс – совокупность состояний инновации (новации, включённой в инновационный процесс), сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, маркетинговой и конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности). [1]
  • Инновационный цикл – совокупность стадий инновационного процесса, регулярно повторяющихся независимо от класса инноваций, последовательно сменяющих друг друга, причём отдельные этапы и операции могут выполняться параллельно. ИЦ представляет собой жизненный цикл инноваций (ЖЦИ), включающий стадии: научно-техническую (стадия НИОКР), производственную, реализации (стадию коммерциализации или стадию передачи в сферу потребления по договору), потребления. [1]

      Ни  одному из данных определений я не могу сразу отдать предпочтение. На мой взгляд, два первых определения достаточно точны и полны и мне придётся выбирать между ними. Более подробным изучением данного понятия я займусь в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание понятия «инновационная активность»

      Для раскрытия данного понятия я использую материал из учебника  В. П. Баранчеева, Н. П. Масленниковой, В. М. Мишина «Управление инновациями» и других источников. Рассмотрим наиболее популярные классификации предприятий по их роли в инновационном процессе:

    1. Классификация типов конкурентного поведения и инновационного поведения по Раменскому и Фризевинкелю.
    2. Классификация инновационных предприятий по Майлсу и Сноу.
 

1. Классификация типов конкурентного поведения и инновационного поведения по Раменскому и Фризевинкелю. [1, с. 66-67] 

      За  основу данного метода был взят биологический  подход Л. Г. Раменского. На его базе специалисты смогли создать классификацию для компаний и соответствующих им конкурентным стратегиям. Было выделено четыре вида стратегического поведения:

    1. виолентное – характерно для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходя на массовый рынок со своей или приобретённой новой продукцией, опережая конкурентов за счёт серийности производства и эффекта масштаба;
    2. патиентное – характерно для компаний, приспособляющимся к узким сегментам широкого рынка (нишам) путём специализированного производства новой или модернизированной продукцией с уникальными характеристиками;
    3. эксплерентное – характерно для компаний, выходящих на рынок с новым, радикально инновационным продуктом, что приводит к захвату части рынка.
    4. коммутантное – характерно для компаний, приспособляющихся к условиям спроса местного рынка, заполняющих ниши, по тем или иным причинам не занятых виолентами или патиентами, осваивая новые виды услуг после появления новых продуктов и технологий, имитируя новинки и тем самым продвигая их до самых широких слоёв потребителей.

      Вклад Х. Фризевинкеля заключался в обозначении  типов фирм, ассоциируемых по конкурентному  поведению с животными («гордые  львы», «хитрые лисы», «первые ласточки»  и т.д.). Классификации этих учёных хорошо сочетаются между собой, это можно увидеть в таблице 1.

Параметры Тип конкурентного поведения (классификация  Раменского)
виоленты патиенты эксплеренты коммутанты
Тип компании (классификация Фризевинкеля)
«Гордые львы», «Могучие слоны», «Неповоротливые бегемоты» «Хитрые лисы» «Первые ласточки» «Серые  мыши»
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отросли Новые, зрелые Зрелые Новые Новые, зрелые
Какие потребности обслуживает Массовые, стандартные Массовые, нестандартные Инновационные Локальные
Профиль производства Массовое Специализирован-ное Эксперименталь-ное Универсаль-ное
Размер  компании Крупные Крупные, средние, мелкие Средние и мелкие Мелкие
Устойчивость Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Факторы силы в конкурент-ной борьбе, преимущес-тва Высокая производитель-ность Приспособленность к особому рынку Опережение  в нововведениях Гибкость
Динамизм  развития Высокий Средний Высокий Низкий
Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
Качество  продукции Высокое и среднее Высокое Среднее Среднее
Ассортимент Средний Узкий Нет Узкий
Тип НИОКР Улучшение Приспособленность Прорывной Нет
Сбытовая  сеть Собственная или  контролируемая Собственная или  контролируемая Отсутствует Отсутствует
Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Отсутствует

Информация о работе Инновационная активность