Определение показателей инновационной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсового проекта: проанализировать организационную структуру ОАО «Нижегородсахар» и сформулировать основные предложения по использованию тех или иных императивов управления, способствующих инновационному развитию организации.

Основными задачами курсового проекта являются:

Рассмотрение теоретических аспектов инновационной активности
Определение показателей инновационной активности ОАО «Нижегородсахар
2.1 Анализ инновационной активности предприятия ( нахождение инновационной силы)

3. Анализ организационной структуры предприятия (тип структуры, диапазон контроля)

3.1. Определение восприимчивости инноваций структурными единицами системы управления предприятия

Применение основных императивов управления, способствующих инновационному развитию ОАО «Нижегородсахар»
Преобразование действующей организационной структуры управления
организацией

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….……3

Теоретические аспекты инновационной активности …....…………………………5
Понятие инновационного потенциала……………………………...……..…………6
Структура инновационного потенциала……………………....……………..7
Оценка инновационного потенциала……………………………………………..8
Понятие и оценка инновационного климата…………….……............................12
Понятие и оценка инновационной активности ………………….…………….....16
Определение показателей инновационной активности на примере
ОАО «Нижегородсахар»…………………………………...………………………….19

Анализ и проектирование организационной структуры на примере
ОАО «Нижегородсахар»……………………………………………………………......25

Применение определенных императивов управления для
совершенствования организации……………………………………………………50

Предложения по совершенствованию организационной структуры
управления ……………………..……………………………………………………..53

Заключение ………………………………………………………………………………..56

Список используемой литературы……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Конечный курсовик по УИД.docx

— 196.75 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный  технический университет  имени Р.Е. Алексеева 
 
 
 

Курсовой  проект

по дисциплине «Управление инновационной деятельностью»

на тему: «Определение показателей инновационной активности» 
 

                              
 

                                        Выполнил  

_________     Лебедева  С. Б. 

                                                             (подпись)                               

___________      группа 07-УИ

                                                           (дата)                                 
 

                                       Проверил  

                                                          ___________           Семенова А. И.

                                                           (подпись)                               

___________    ______________

                                                                                                         (дата)                                (оценка) 

г. Н. Новгород, 2010 год

Содержание 

  Введение……………………………………………………………………………….……3

  1. Теоретические аспекты инновационной активности …....…………………………5
    1. Понятие инновационного потенциала……………………………...……..…………6
      1. Структура инновационного потенциала……………………....……………..7
      2. Оценка инновационного потенциала……………………………………………..8
    2. Понятие и оценка инновационного климата…………….……............................12
    3. Понятие и оценка инновационной активности ………………….…………….....16
  2. Определение показателей инновационной активности на примере

     ОАО  «Нижегородсахар»…………………………………...………………………….19

  1. Анализ и проектирование организационной структуры на примере

    ОАО «Нижегородсахар»……………………………………………………………......25

  1. Применение определенных императивов управления для

       совершенствования организации……………………………………………………50

  1. Предложения по совершенствованию организационной структуры

      управления ……………………..……………………………………………………..53

  Заключение  ………………………………………………………………………………..56

  Список  используемой литературы……………………………………………………….58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Сейчас  много говорится о том, что  российские компании никак не выйдут на рельсы инновационного развития, при  этом на процесс выхода тратятся солидные средства. Но, несмотря на это, большинство современных компаний нашего времени — XXI века — чаще всего продолжают строиться на принципе разделения или специализации труда. Этот принцип был предложен Адамом Смитом в XVIII веке и затем окончательно развит в начале XX века американскими автопроизводителями, которые применили этот принцип к производству и управлению и создали конвейерную модель производства и эффективную для этой модели систему управления. Она была весьма удачна до определенного периода, когда существовал высокий спрос на товары и услуги без особых требований к качеству и сервису. Основным объектом управления являлись производственные мощности — способность удовлетворять растущий спрос. 
 Однако, действительность показывает, что принцип разделения и специализации труда уже неэффективен. Власть от продавцов перешла к клиентам, каждый из  которых требует индивидуального подхода для удовлетворения собственных уникальных потребностей и вкусов,  созданных благодаря быстрому и удобному доступу к информационным коммуникациям и стабилизации спроса на потребительские товары в развитых странах. Изменения во внешней среде стали происходить с большей скоростью, и успешность компании стала напрямую зависеть от своевременной реакции на эти изменения.

       Отсюда следует, что предприятиям  необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, инновационное настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны обеспечивать себе конкурентное преимущество. 
 
 
 
 
 
 
 

     Актуальность  темы 

     В рыночной экономике можно выделить ряд ключевых факторов, способствующих развитию компании в условиях жесткой конкуренции.

     Такими  факторами успеха компании становятся:

    • оперативное реагирование на изменения внешней среды
    • переход от принципа разделения и специализации труда отдельных сотрудников к принципу выделения и оптимизации бизнес-процессов компании
    • повышения  требования к сотрудникам компании, структуре управления фирмы и ее способности выводить на рынок востребованные продукты, отличные от среднерыночного предложения, т.е. инновационной активности предприятия в целом
 

     Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов  инновационной системы – своих  знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования), а также восприимчивость ко всему новому. Инновационная активность является  основным конкурентным преимуществом организации в условиях меняющейся внешней среды. Именно этим обусловлена актуальность темы. 

     Для оценки восприимчивости организации к инновациям   используют  показатели инновационной активности, которые помогают наглядно проиллюстрировать  восприимчивость организации к инновациям. 

     Основная  цель курсового проекта: проанализировать организационную структуру ОАО «Нижегородсахар» и сформулировать основные предложения по использованию тех или иных императивов управления, способствующих инновационному развитию организации.

Основными задачами курсового  проекта являются:

  1. Рассмотрение теоретических аспектов инновационной активности 
  2. Определение показателей инновационной активности ОАО «Нижегородсахар

    2.1 Анализ инновационной активности предприятия ( нахождение инновационной силы)

    3. Анализ организационной структуры предприятия (тип структуры, диапазон контроля)

    3.1. Определение восприимчивости инноваций структурными единицами системы управления предприятия

  1. Применение основных императивов управления, способствующих инновационному развитию ОАО «Нижегородсахар»
  2. Преобразование действующей организационной структуры управления 

              организацией 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Понятие инновационного потенциала

      В современных условиях успешная  жизнедеятельность предприятий невозможна без инноваций. Инновации позволяют предприятию добиваться конкурентных  преимуществ за счет изменения товара, производственного процесса, новых подходов к маркетингу и управлению предприятием.  Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

     Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так  и управленческими. К ним относятся:

  • сложившийся ранее уровень развития производства;
  • состояние механизма и системы управления;
  • тип и ориентация организационной структуры;
  • тенденции экономической и инновационной политики;
  • понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.
 

К элементам  инновационного потенциала организации  относятся:

  • Материально-технические ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Организационные ресурсы;
  • Кадровые ресурсы;
  • Социально-психологические факторы.

 
 
 
 

      1. Структура инновационного потенциала

     Структуру инновационного потенциала можно изобразить  следующим образом (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура  инновационного потенциала

     Исходя  из предположения, что инновационный  потенциал представляет  собой систему взаимосвязанных ресурсов и возможностей предприятия, его структуру можно представить в виде иерархических колец, каждое из которых располагается по степени важности для реализации конкретного инновационного проекта (на рисунке это заштрихованные области).

     Инновационный потенциал предприятия бессмысленно измерять без оценки способности  его практической реализации. Поэтому  особо отметим, что главным и  ключевым ресурсом будет являться организационно-управленческий, т.е. способность менеджмента предприятия  мобилизовать и организовать свои потенциальные  возможности в единую систему  с целью получения синергетического эффекта. Далее в соответствии с  характеристикой инновационного проекта  располагаются по иерархии и другие ресурсы. Чем ближе к центру, тем  важнее наличие этой компоненты для  его реализации. К примеру, для  создания продукта, обладающего новыми свойствами, решающее значение будут  иметь кадровый потенциал, наличие  ученых, инженеров и конструкторов. В то же время для модернизации производства потребуются значительные финансовые и технические ресурсы  предприятия. Ранжирование составляющих инновационного потенциала позволяет  выявить критические факторы, влияющих на конечный результат. Но помимо ресурсов, необходимо наличие еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры.

      1. Оценка инновационного потенциала

   Для оценки инновационного потенциала необходим  тщательный анализ или диагностика  внутренней среды организации, так  как развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.   

   Внутренняя  среда организации построена  из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Для удобства анализа эти элементы обычно группируют в следующие блоки:

  1. продуктовый (проектный) блок — направление деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);
  2. функциональный блок — преобразование ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации;
  3. ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;
  4. организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
  5. блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Информация о работе Определение показателей инновационной активности