Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций
Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.
Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75
Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110
§6.5 Проектирование конструкции упаковки
Проектирование конструкции
- эффективность ее производства;
- возможность механизации или
автоматизации упаковочного
- надежность и удобство при
транспортировании,
- возможность промышленной
Неучтенные при
Процесс конструирования упаковки является сложной многофакторной задачей. Многофакторность в том, что каждый рассматриваемый этап жизненного цикла предъявляет свои специфические требования к конструкции упаковки.
Проектирование должно охватывать
все необходимые виды упаковки: первичную,
групповую и транспортную. Причем
уже с начального этапа конструирования
разработку всех видов упаковки следует
осуществлять параллельно, учитывая специфические
требования к каждому виду упаковки.
Иначе потребуются
В процессе конструирования упаковки
необходимо принятие ряда оптимальных
решений в комплексе
- материал упаковки;
- объем или габаритные размеры упаковки;
- форму упаковки;
- конструктивные особенности
- художественное оформление
- технологию изготовления
- технологию упаковывания (фасования);
- особенности транспортирования,
- технологию утилизации
Упаковка является специфическим объектом для конструирования. Сама по себе упаковка как объект производства никому не нужна. Но в сочетании с упакованным в нее продуктом упаковки приобретает особую значимость и ценность. Правильно сконструированная упаковка повышает функциональные, эстетические и коммерческие характеристики продукта. Важно понимать, что покупатели, как правило, воспринимают эти характеристики как само собой разумеющиеся. Они редко оценивают преимущества упаковки, в которую заключен продукт. Однако они прекрасно видят и выявляют все недостатки упаковки. Потребители сразу отмечают трудности извлечения продукта, плохо вскрываемую и неудачно оформленную упаковку. Очень важно, что все недостатки ассоциируются с качеством продукта. Неудовлетворенные упаковкой покупатели в следующий раз приобретут такой же продукт, но с другой фирменной маркой.
Разработка проекта
- разработка технического
- разработка конструкторской
- разработка рабочей
Для каждой стадии характерны своеобразная целевая установка, различная глубина конструкторской проработки технических решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.
В качестве базы при проектировании
конструкций упаковки рекомендуется
использование комплекса
Таблица 6.2
Этапы разработки художественно-конструкторских документов (ХКД)
Стадии разработки ХКД |
Этапы разработки ХКД |
Рекомендуемые художественно-конструкторских работ (ХКД) |
Техническое предложение |
Разработка ХКД технического предложения с присвоением литеры «П» |
Сбор и изучение исходных проектных
данных. Функциональный, эстетический,
эргономический и др. анализ аналогов.
Определение вариантов |
Эскизный проект |
Разработка ХКД эскизного проекта с присвоением литеры «Э» |
Разработка эргономического |
Технический проект |
Разработка ХКД технического проекта с присвоением литеры «Т» |
Окончательная разработка эргономического
решения, дополнительных вариантов
цветофактурного решения, окончательная
детализация декоративно- |
Разработка рабочей |
Участие в отработке РКД |
Участие в составлении и разработке пояснительной записки. Разработка моделей, макетов. Обоснование решений. |
Таблица 6.3
Основные виды художественно-конструкторских документов
Вид документа |
Содержание документа |
Художественно-конструкторский |
Внешний вид изделия, его общая композиция, геометрия и цветофактурные решения отдельных элементов. |
Эргономическая схема |
Связи элементов и параметры системы «человек-изделие-среда». |
Оригинал графических элементов |
Точное воспроизведение |
Карта цветофактурного решения |
Варианты цветофактурного |
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования
Выполняемые перед проектированием
маркетинговые исследования направлены
на изучение особенностей рынка потребления
продукции в упаковке, которую
предполагают проектировать. Особенностью
упаковки является то, что она служит
средством привлечения внимания
потенциального покупателя, побуждает
к покупке упакованной
Для обеспечения сбыта продукции необходимо знать специфические особенности покупателей. Эти особенности определяются сочетанием демографических и психологических факторов. Демография делит население на группы по полу, возрасту, этнической принадлежности и социально-экономическому статусу. Психология идет дальше – разбивает население на группы в зависимости от того, что оно думает и чувствует. Эта наука является субъективной по своей природе и поэтому менее точной, чем демография. Но психология должна входить в состав исследований, целью которых является прогнозирование сбыта продукции путем удовлетворения запросов потребителя.
Для обеспечения максимального сбыта продукции за счет упаковки необходимо иметь достоверную информацию по следующим вопросам:
Ответы на эти вопросы помогает конструктору принять правильное решение при конструировании упаковки. Особенно важно это при существовании общепринятого стереотипа восприятия потребителем упаковки для традиционного ассортимента продукции. В этом случае риск при внедрении принципиально новой упаковки может быть слишком велик.
Маркетинговые исследования важны
и для определения оптимальной
стоимости продукта. Исследования выявляют
факторы, влияющие на стоимость упаковки.
Базовыми показателями являются размеры
рынка потребления и реальные
объемы продаж продукции. От этих показателей
зависит, может ли прибыль от реализации
продукции окупить расходы по
полному циклу процессов
Сведения о размахах рынка потребления служат основой при выборе технологии производства и подготовке к упаковыванию продукции, определения параметров технологического оборудования (тип, формат, скорость и т.п.) для всех этапов жизненного цикла упаковки.
Четко спланированные и проведенные маркетинговые исследования рынка позволяют составить грамотное техническое задание на проектирование упаковки и определить объем всех стадий разработки проекта.
§ 6.5.2 Разработка технического задания
Разработка технического задания
представляет процесс установления
исходных требований и формирование
предварительных очертаний
Техническое задание разрабатывается
на основе заявки и исходных требований
заказчика. Оно должно содержать
результаты выполненных научно-
Техническое задание является обязательным исходным документом на разработку конструкции упаковки и конструкторской документации на нее.
Техническое задание должно включать следующие разделы:
- наименование и характеристики упаковываемой продукции;
- основания для разработки (наименование документа);
- цель и назначение разработки;
- источники разработки;
- технические требования;
- экономические показатели;
- стадии и этапы разработки;
- требования безопасности (при изготовлении, распределении и потреблении упакованной продукции).
§ 6.5.3 Разработка технического проекта
Технический проект «ТП» (ГОСТ 2.103-81, ГОСТ
2.118-73, РД 50-410-83) представляет собой совокупность
конструкторских документов, которые
должны содержать техническое и
технико-экономическое
«ТП» - совокупность конструкторских
документов, которые должны содержать
окончательные технические
Конструкция изделия воспроизводится
в сборочном чертеже общего типа
и рисунке, полученном в результате
художественно-конструкторской
В технический проект входят: пояснительная
записка с описанием схем, сборочных
чертежей и т.п., сборочные чертежи
общего вида и чертежи, показывающие
окончательную разработку конструктивного,
эргономического и
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации
Рабочая конструкторская документация (РКД) включает все сборочные чертежи изделия и их полную деталировку, спецификации по каждому сборочному чертежу, комплексу и т.п.
Спецификация – документ, содержащий
перечень всех составных частей, входящих
в данное специфицированное изделие,
а также конструкторские
РКД включает составленную в соответствии с ГОСТ 2.106-81 пояснительную записку. Она включает все описательные материалы, необходимые прочностные, экономические и другие расчеты.