Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)

 

§6.5 Проектирование конструкции упаковки

 

Проектирование конструкции упаковки является чрезвычайно важной стадией  ее создания. От этой стадии зависит  дальнейшая судьба упаковки. Оптимальная  конструкция упаковки должна обеспечивать:

- эффективность ее производства;

- возможность механизации или  автоматизации упаковочного процесса;

- надежность и удобство при  транспортировании, складировании,  распределении, продаже и потребления  упакованной продукции;

- возможность промышленной переработки  отходов использованной упаковки.

Неучтенные при конструировании  особенности каждого из этих этапов жизненного цикла упаковки могут  привести к неудаче всего проекта  и большим материальным потерям.

Процесс конструирования упаковки является сложной многофакторной задачей. Многофакторность в том, что каждый рассматриваемый этап жизненного цикла  предъявляет свои специфические  требования к конструкции упаковки.

Проектирование должно охватывать все необходимые виды упаковки: первичную, групповую и транспортную. Причем уже с начального этапа конструирования  разработку всех видов упаковки следует  осуществлять параллельно, учитывая специфические  требования к каждому виду упаковки. Иначе потребуются многочисленные переделки конструкторской документации и как результат неудача всего проекта в целом.

В процессе конструирования упаковки необходимо принятие ряда оптимальных  решений в комплексе взаимосвязанных  задач. При решении этих задач  конструктору необходимо выбрать следующее:

- материал упаковки;

- объем или габаритные размеры  упаковки;

- форму упаковки;

- конструктивные особенности упаковки;

- художественное оформление упаковки;

- технологию изготовления упаковки;

- технологию упаковывания (фасования);

- особенности транспортирования,  хранения, распределения, продажи  и потребления упакованной продукции;

- технологию утилизации использованной  упаковки.

Упаковка является специфическим  объектом для конструирования. Сама по себе упаковка как объект производства никому не нужна. Но в сочетании с  упакованным в нее продуктом  упаковки приобретает особую значимость и ценность. Правильно сконструированная  упаковка повышает функциональные, эстетические и коммерческие характеристики продукта. Важно понимать, что покупатели, как правило, воспринимают эти характеристики как само собой разумеющиеся. Они  редко оценивают преимущества упаковки, в которую заключен продукт. Однако они прекрасно видят и выявляют все недостатки упаковки. Потребители  сразу отмечают трудности извлечения продукта, плохо вскрываемую и  неудачно оформленную упаковку. Очень  важно, что все недостатки ассоциируются  с качеством продукта. Неудовлетворенные  упаковкой покупатели в следующий  раз приобретут такой же продукт, но с другой фирменной маркой.

Разработка проекта конструкции  упаковки представляет собой сложный  многоступенчатый процесс, для которого характерны три четко выраженные стадии:

- разработка технического задания;

- разработка конструкторской документации;

- разработка рабочей конструкторской  документации.

Для каждой стадии характерны своеобразная целевая установка, различная глубина  конструкторской проработки технических  решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.

В качестве базы при проектировании конструкций упаковки рекомендуется  использование комплекса общетехнических  стандартов, входящих в систему разработки и постановки продукции на производство (СРПП), в единую систему технологической  подготовки производства (ЕСТПП), в  единую систему конструкторской  документации (ЕСКД), в систему технического обслуживания и ремонта техники (СТОИРТ), в единую систему допусков и посадок и основные нормы  взаимозаменяемости (ЕСДП и ОПВ), в  общие правила и нормы по машиностроению. Также рекомендуется введенный в действие в 1983 г. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам методические указания РД 50-410-83 «Порядок выполнения художественно-конструкторских работ при разработке конструкторской документации». Эти методические указания устанавливают основные положения при разработке художественно-конструкторских документов (ХКД), этапы разработки ХКД и их содержание (таблица 6.2). Основные виды художественно-конструкторских документов приведены в таблице 6.3.

Таблица 6.2

Этапы разработки художественно-конструкторских  документов (ХКД)

Стадии разработки ХКД

Этапы разработки ХКД

Рекомендуемые художественно-конструкторских  работ (ХКД)

Техническое предложение

Разработка ХКД технического предложения  с присвоением литеры «П»

Сбор и изучение исходных проектных  данных. Функциональный, эстетический, эргономический и др. анализ аналогов. Определение вариантов эргономического, цветофактурного решения. Выбор  основного варианта.

Эскизный проект

Разработка ХКД эскизного проекта с присвоением литеры «Э»

Разработка эргономического решения, дополнительных вариантов цветофактурного  решения, детализация декоративно-конструкционных  материалов и технологий отделки.

Технический проект

Разработка ХКД технического проекта  с присвоением литеры «Т»

Окончательная разработка эргономического  решения, дополнительных вариантов  цветофактурного решения, окончательная  детализация декоративно-конструкционных  материалов и технологии отделки.

Разработка рабочей конструкторской  документации (РКД)

Участие в отработке РКД

Участие в составлении и разработке пояснительной записки. Разработка моделей, макетов. Обоснование решений.


Таблица 6.3

Основные виды художественно-конструкторских  документов

Вид документа

Содержание документа

Художественно-конструкторский общий  вид

Внешний вид изделия, его общая  композиция, геометрия и цветофактурные решения отдельных элементов.

Эргономическая схема

Связи элементов и параметры системы  «человек-изделие-среда».

Оригинал графических элементов

Точное воспроизведение графических  элементов изделия (фирменные знаки, эмблемы), упаковки и сопроводительной документации на изделие.

Карта цветофактурного решения

Варианты цветофактурного решения  изделия и нормированные требования к материалам, цвету, блеску, фактуре, текстуре его видимых (наружных и  внутренних) поверхностей.


 

§ 6.5.1 Маркетинговые исследования

 

Выполняемые перед проектированием  маркетинговые исследования направлены на изучение особенностей рынка потребления  продукции в упаковке, которую  предполагают проектировать. Особенностью упаковки является то, что она служит средством привлечения внимания потенциального покупателя, побуждает  к покупке упакованной продукции. Покупатель, прежде всего, рассматривает  упаковку и лишь потом изучает  особенности самого продукта. Привлекает внимание покупателя сочетание цвета, графики, формы и текстуры упаковки. Эти факторы обеспечивают узнаваемость, новизну, уровень авторитетности и  признания. Эффект привлечения внимания дополняется размещенной на упаковке рекламой и полезной информацией. Удачная  упаковка способна сформировать высокий  имидж продукта.

Для обеспечения сбыта продукции  необходимо знать специфические  особенности покупателей. Эти особенности  определяются сочетанием демографических  и психологических факторов. Демография делит население на группы по полу, возрасту, этнической принадлежности и социально-экономическому статусу. Психология идет дальше – разбивает  население на группы в зависимости  от того, что оно думает и чувствует. Эта наука является субъективной по своей природе и поэтому менее точной, чем демография. Но психология должна входить в состав исследований, целью которых является прогнозирование сбыта продукции путем удовлетворения запросов потребителя.

Для обеспечения максимального  сбыта продукции за счет упаковки необходимо иметь достоверную информацию по следующим вопросам:

  1. Кто собирается купить продукцию?
  2. Какие качества и особенности продукции и упаковки будут особенно значимы для различных категорий покупателя?
  3. Какие специальные требования к особенностям потребления продукции и к конструкции упаковки предъявляют различные категории покупателей?
  4. Какой имидж продукту должна придать упаковка?
  5. Как выделить за счет упаковки сходные продукты потребления?

Ответы на эти вопросы помогает конструктору принять правильное решение  при конструировании упаковки. Особенно важно это при существовании  общепринятого стереотипа восприятия потребителем упаковки для традиционного  ассортимента продукции. В этом случае риск при внедрении принципиально  новой упаковки может быть слишком  велик.

Маркетинговые исследования важны  и для определения оптимальной  стоимости продукта. Исследования выявляют факторы, влияющие на стоимость упаковки. Базовыми показателями являются размеры  рынка потребления и реальные объемы продаж продукции. От этих показателей  зависит, может ли прибыль от реализации продукции окупить расходы по полному циклу процессов конструирования  и подготовки производства принципиально  новой упаковки. Стоимость упаковки определяет возможности ее художественного  оформления и соответствующей отделки.

Сведения о размахах рынка потребления  служат основой при выборе технологии производства и подготовке к упаковыванию продукции, определения параметров технологического оборудования (тип, формат, скорость и т.п.) для всех этапов жизненного цикла упаковки.

Четко спланированные и проведенные  маркетинговые исследования рынка  позволяют составить грамотное  техническое задание на проектирование упаковки и определить объем всех стадий разработки проекта.

 

§ 6.5.2 Разработка технического задания

 

Разработка технического задания  представляет процесс установления исходных требований и формирование предварительных очертаний объекта  разработки.

Техническое задание разрабатывается  на основе заявки и исходных требований заказчика. Оно должно содержать  результаты выполненных научно-исследовательских  и экспериментальных работ, научного прогнозирования, маркетинговых исследований рынка потребления, анализа передовых  движений и технического уровня отечественной  и зарубежной упаковки, изучение патентной  документации с учетом базовых показателей  качества.

Техническое задание является обязательным исходным документом на разработку конструкции  упаковки и конструкторской документации на нее.

Техническое задание должно включать следующие разделы:

- наименование и характеристики  упаковываемой продукции;

- основания для разработки (наименование  документа);

- цель и назначение разработки;

- источники разработки;

- технические требования;

- экономические показатели;

- стадии и этапы разработки;

- требования безопасности (при  изготовлении, распределении и потреблении  упакованной продукции).

 

§ 6.5.3 Разработка технического проекта

 

Технический проект «ТП» (ГОСТ 2.103-81, ГОСТ 2.118-73, РД 50-410-83) представляет собой совокупность конструкторских документов, которые  должны содержать техническое и  технико-экономическое обоснование  целесообразности разработки документации изделия на основании анализа  технического задания и различных  вариантов возможных решений  с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий.

«ТП» - совокупность конструкторских  документов, которые должны содержать  окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации. На этом этапе заканчивается процесс  творческого, композиционного поиска, проводится окончательная компоновка взаимного расположения узлов и  деталей.

Конструкция изделия воспроизводится  в сборочном чертеже общего типа и рисунке, полученном в результате художественно-конструкторской проработки формы. Эти чертежи могут быть выполнены в различных масштабах, как отдельно, так и совмещенными. При необходимости проводится моделирование  и макетирование. Разрабатываются  эскизы сложных поверхностей.

В технический проект входят: пояснительная  записка с описанием схем, сборочных  чертежей и т.п., сборочные чертежи  общего вида и чертежи, показывающие окончательную разработку конструктивного, эргономического и цветофактурного  решений, схемы – принципиальные, общие, кинематические и т.п.

 

§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации

 

Рабочая конструкторская документация (РКД) включает все сборочные чертежи  изделия и их полную деталировку, спецификации по каждому сборочному чертежу, комплексу и т.п.

Спецификация – документ, содержащий перечень всех составных частей, входящих в данное специфицированное изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию. Спецификацию выполняют по ГОСТ 2.108-81.

РКД включает составленную в соответствии с ГОСТ 2.106-81 пояснительную записку. Она включает все описательные материалы, необходимые прочностные, экономические  и другие расчеты.

Информация о работе Упаковка товаров