Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 6.1

Соответствие  функций и требований к упаковке

Функции упаковки

Требования к упаковке

 

 

 

 

 

 

защитная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теплостойкость,

морозостойкость,

герметичность,

коррозионная стойкость,

химическая стойкость,

защита от пыли,

сохранение массы,

негорючесть

 

 

 

 

 

 

 

транспортная,

 

хранения

 

 

 

 

 

стабильность формы,

долговечность,

ударная прочность,

способность к амортизации ударов, прочность при сжатии,

прочность при разрыве

пригодность к штабелированию,

устойчивость при скольжении,

унификация

 

 

эксплуатационная

 

 

пригодность к автоматизированной обработке,

способность к групповой упаковке,

удобство в обращении,

легкость открывания,

способность повторно закрываться

маркетинговая

экономия пространства,

экономия площади

экономичность

информационная

предоставление рекламы,

предоставление информации,

идентификационная способность,

индивидуальные способности

 

экологическая

гигиеничность,

возможность повторного использования,

экологичность,

удобство утилизации


 

 

Кроме требований, продиктованных функциональным назначением, следует учитывать  и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом  и производственными условиями (рисунок 6.4).

 

 




 





 









 

 

Рисунок 6.4 - Комплекс требований к упаковке

 

Материал и конструктивное исполнение упаковки зависят от агрегатного  состояния продукта – твердого, жидкого или газообразного, а  также от его особенностей – температуры, давления, вязкости, размера частиц и т.п. Важное значение имеют химическая и биологическая активность продукта и связанные с ним опасные  факторы. Производственными условиями  обусловлены требования заказчика, которые определяют особенности  упаковки: экономические условия, требования к внешнему виду и дизайну, требования к материалу. Сюда также относят  и требования изготовителя, касающиеся вопросов технологичности конструкции, экономических и технологических  возможностей, материалов и т.д. Не менее  важным аспектом являются и требования к унификации, определяющие важнейшие  технико-экономические показатели упаковки.

Широкий спектр рассмотренных функций  упаковки предопределяет большое разнообразие и сложный характер предъявляемых  к упаковке требований. Необходимость  выполнения упаковкой каждой из функций  обуславливает выдвижение своего специфического комплекса требований.

Дозирующая функция требует от упаковки удобного размещения определенной дозы продукции. Если упаковывание выполняется автоматически в составе фасовочно-упаковочной машины, то конструкция упаковки должна предусматривать возможность ее формирования в объемную конфигурацию соответствующими рабочими органами машины. Собранная упаковка должна быть устойчивой на транспортере и обеспечивать удобное позиционирование в зоне фасовки для размещения продукции в упаковке. Геометрическая форма упаковки должна способствовать процессу фасовки, а также последующему закрытию и герметизации. Необходимость фасовки заданного количества продукции (по объему и весу) требует от упаковки обеспечения строго геометрической формы и точных размеров. Вид фасуемой продукции предопределяет выбор материала упаковки. На отдельные виды продукции соответствующими стандартами предусмотрены возможные варианты потребительской и транспортной тары.

Защитная функция требует от упаковки конструктивных мер по защите продукции от механической, биотической и абиотической порчи. Для этого упаковка должна обладать во всем диапазоне рабочих температур:

- высокой механической прочностью;

- коррозионной и химической  стойкостью;

- герметичностью и непроницаемостью  по отношению к газам, воде  и парам, жирам и другим средам, в том числе агрессивным.

От упаковки требуется защита продукции  от влияния внешней среды, например от пыли, запахов и т.п., обеспечение  сохранения массы упакованной продукции.

Соответствующая механическая прочность  упаковки определяет заданную долговечность, стабильность формы и геометрических размеров, ударную прочность, прочность  при сжатии и разрыве, способность  к амортизации ударов.

Полному комплексу требований защиты продукции от порчи должна отвечать потребительская тара. К транспортной таре, прежде всего, предъявляют требования защиты от механических воздействий. Потребительская  тара подвергается лишь тем механическим воздействиям, которые передаются от транспортной тары. При этом потребительская  тара должна выдерживать давление, создаваемое внутри транспортной тары, удары при ее падении и складировании.

Транспортная  функция и функция хранения выдвигают к упаковке следующие требования:

- приспособленность конструкции  к использованию средств механизации  и автоматизации погрузочно-разгрузочных  работ;

- соизмеримость и сопоставимость  с транспортными средствами;

- стойкость к различным климатическим условиям;

- приспособленность к длительной  транспортировке с многократными  статическими и динамическими  перегрузками;

- простота и четкость маркировки  и штрихкодирования.

Транспортная тара работает в условиях постоянно действующих статических (преимущественно сжатие) и динамических (удар, вибрация) нагрузок, часто возникающих  перегрузок. Накладываются определенные ограничения на выбор формы и  конструкции тары; исключение резких переходов, острых граней и углов, концентраторов напряжений и др.

При длительном хранении в конструкции  тары следует предусматривать возможность ее вскрытия для извлечения упакованной продукции с целью контроля качества, а также последующего закрытия и герметизации тары.

Маркетинговая функция предъявляет комплекс требований к форме, размерам, художественному оформлению, качеству печати, к содержанию информации на упаковке. Эти требования тесно взаимосвязаны с упаковываемым продуктом: хорошая упаковка ассоциируется с продуктом и помогает его продвижению на потребительском рынке.

Одной из основных задач упаковки является обеспечение возможности  быстрого выделения ее покупателем  из большого разнообразия других товаров  и принятия решения о покупке. В этих вопросах важное значение имеет  цветовое оформление упаковки. Цвет решает две основные задачи: привлекает внимание и формирует образ продукта, оказывая психологическое воздействие на покупателя. Поэтому особенности  восприятия цвета на упаковке, методология  и техника измерения цвета, основы управления цветом, контроль качества воспроизведения цвета в процессе производства упаковки особенно важны.

Нормативно-законодательная  функция предусматривает комплекс унифицированных, устанавливаемых различными нормативно-законодательными документами (государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями и т.п.) требований к упаковке в сферах ее производства, получения упакованной продукции, транспортировки, хранения, распределения по торговой сети, продажи, потребления и утилизации использованной упаковки.

Единого универсального стандарта  на упаковку не существует. Требования к упаковке продукции определенной отрасли содержатся в государственных  стандартах и стандартах на определенный вид продукции. Стандартами строго регламентированы требования к материалам, конструкции и технологии упаковывания продукции, к маркировке, транспортированию  и хранению.

Стандартами строго нормируются обеспечение  дозирования продукции при фасовке. Точность дозирования зависит от величины дозы и объемов производства продукции. С увеличением упаковываемой  дозы и количества производимой продукции  допустимые отклонения от номинальной  массы уменьшаются.

В Европе системой международных стандартов ЕЭС предусмотрено осуществление  постоянного контроля над технологией  производства и качеством упакованной  продукции. Предписания этих стандартов распространяются не только на продукцию  стран-членов ЕЭС, но и на упакованную  продукцию, импортируемую ими.

Информационная  функция содержит часть произвольной информации и часть обязательной и выдвигает требования к упаковке с позиций торговли и нормированных требований к упакованной продукции.

К произвольной информации предъявляются  требования создания привлекательного внешнего вида за счет оптимальной формы, психологически удачного цветового решения, изящества, простоты и разнообразия элементов визуальной коммуникации и т.д.

Содержание обязательной информации диктуется техническими требованиями к упаковываемой продукции. Эти  требования нормированы ОСТами и  ГОСТами на отдельные виды продукции, а также Законом Российской Федерации  «О защите прав потребителей» №2300 от 7 февраля 1992 г. Статья 10 этого закона обязывает указывать на потребительской таре, а если это не позволяет ее размер – на транспортной таре, следующие данные:

- официальное название продукта, массу нетто или объем упаковки;

- наименование предприятия-изготовителя  продукта, его местонахождение или  торговый знак;

- для скоропортящихся продуктов,  пригодных к потреблению в  срок не более 14 дней после  их производства, предельный срок  годности;

- для продуктов с длительным  сроком хранения, свыше 14 суток  до трех лет, предельный срок  сохранения качества, а внутри  упаковки – дату производства  продукта и срок сохранности  качества;

- для продуктов со сроком  хранения более трех лет на  упаковке должна быть надпись  «неограниченный срок хранения  качества», а внутри упаковки  – дата производства продукта;

- температуру хранения для быстрозамороженных  и скоропортящихся продуктов;

- характеристику основных потребительских  свойств товара, а для пищевых  продуктов – сведения о составе  и использованных пищевых добавках, калорийности, содержание вредных  для здоровья веществ, противопоказания  при отдельных видах заболеваний;

- маркировку для идентификации  отдельных партий;

- условия приобретения товаров  и их цену;

- информацию о сертификации  товаров, принадлежащих обязательной  сертификации;

- номер стандарта и при необходимости  другие качественные показатели  продукта.

Эксплуатационная  функция выдвигает требования к конструкции упаковки, предусматривающие особенности всех этапов жизненного цикла упакованной продукции, а также удобство для потребителя при пользовании упакованной продукции. Из многообразия этих требований для различных видов продукции можно выделить некоторые общие требования:

- легкость открывания, желательно  без специальных дополнительных  устройств;

- возможность легкого закрытия  в случае многократного использования  упакованного продукта;

- устойчивость при хранении  у потребителя, исключение падений  упаковки с розливом и рассыпанием  содержимого;

- возможность дозирования продукции  в случае необходимости;

- наличие приспособлений, облегчающих  извлечение продукции из упаковки;

- недоступность открывания упаковки  детьми для опасных продуктов  и др.

Экологическая функция требует в первую очередь возможность оптимальной утилизации отходов использованной упаковки с предотвращением загрязнения окружающей среды.

При конструировании тары эти требования удовлетворяют различными путями:

- уменьшением массы упаковки  за счет уменьшения толщины  стенок;

- применением конструкций многооборотной  тары;

- рациональным выбором материала  упаковки.

С точки зрения экологической функции  предпочтение имеют материалы, обладающие следующими свойствами:

- наименьшим энергопотреблением  и загрязнением окружающей среды  при их производстве;

- возможностью наилучшего способа  утилизации;

- способностью к вторичной переработке;

- максимальной совместимостью  с другими материалами при  утилизации и переработке.

В последнее время на удовлетворение экологических требований направлены исследования по получению упаковочных  материалов со специальными свойствами:

- способных растворяться и в  растворе подвергаться вторичной  переработке;

- с регулируемым сроком службы, по истечении которого способных  разлагаться в естественных условиях  – под действием света, тепла,  воды, воздуха, микроорганизмов ит.п.;

- съедобных, упаковку из которых  можно употреблять в пищу и  др.

Такое разнообразие и количество предъявляемых  к упаковке требований выдвигает  необходимость проведения их системного анализа. Некоторые требования оказываются  общими для многих функций, некоторые  сугубо специфическими, характерными для какой-либо определенной функции. А некоторые требования противоречат друг другу. В этом случае приходится находить компромиссное решение.

Информация о работе Упаковка товаров